Первые пять лет работы в школе — всегда трудные годы: учитель набирается опыта. И чем больше человек вкладывается именно в этот период, тем сторицей вернется к нему. Человек, проработавший в школе более пяти лет, все-таки там и останется работать, так как, видимо, не только условия труда влекут молодого специалиста, а то, что называется призванием. Впрочем, до момента осознания последнего пройдут годы.
Хочется подчеркнуть мысль о том, что человеку необходимо чувство родины; малая родина всегда притягательна, несмотря ни на какие максималистские заявления юности («Я уеду отсюда»), и тем ценнее специалист, который нашел применение своим знаниям и силам именно на родине. В этом прослеживается кровная связь поколений именно на уровне исторической памяти.
Образование на селе чрезвычайно консервативно. Менталитет деревенского человека «заточен» прежде всего на сохранение того, что имеется. Именно потому и новое входит в жизнь с трудом, и присущие советской педагогике плановость и аккумулятивность знаний столь живучи и мешают движению вперед, внедрению новых технологий и всего прочего, что требует мобильности в современных условиях. Мобильность (в том числе и как новое качество современного образования), возможно, прерогатива сознания выпускника нынешней современной школы, и вопрос только в том, когда это новое качество станет нормой сельской жизни.
Что я подразумеваю под названием «мобильность образования»? На мой взгляд, это способность как образования в целом, так и его представителей (учителей, ученых) оперативно реагировать на изменения ситуации и производить актуальный продукт. На возражения о том, что литература или русский язык как учебные предметы культивируют вечные категории, отвечу, что жизнь современного человека протекает в ускоренном темпе и за единицу времени он делает намного больше, чем прежде, и отсутствие, например, каких-нибудь филологических навыков будет означать лишь одно: ты маргинал или станешь им.
Мобильность образования сопряжена с интеграцией в мировое образовательное пространство. Звучит несколько дико в отношении сельской школы, но наличие интернета позволяет это сделать. Такие сайты, как YouTube и Большая онлайн библиотека, расширяют круг познавательного поиска и дают возможность представить свой опыт, учительский или ученический.
Мобильность образования не синоним оптимизации школ, лицемерно преподносимой как «улучшение качества и условий преподавания и обучения». Ошибочна идея укрупнения образовательных учреждений за счет ликвидации сельских школ. Говорю это не только потому, что я сельский учитель и моя школа неизбежно попадет в жернова оптимизации, а потому, что искоренение малых школ ведет к утрате исторической памяти.
Маленькая школа в идеале должна быть элитной школой, а элитная школа —кадровая политика. Но я не министр — я учитель.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.