Информационные технологии в преподавании дисциплин декоративно-прикладной направленности
Суть информатизации образования – создание как для педагогов, так и для обучающихся благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. По высказываниям Загвязинского «Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Педагогические цели использования информационно-коммуникативных технологий в образовании
1. Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества:
- развитие мышления,
- развитие коммуникативных способностей,
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- формирование умений принимать решения в сложных ситуациях,
- формирование информационной культуры.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества:
- подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности,
- подготовка мобильных конкурентоспособных личностей,
- подготовка специалистов в области информационных технологий
3. Интенсификация образовательного процесса:
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации),
- повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ,
- углубление межпредметных связей.
Основные принципы современных информационных технологий
- Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
- интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;
- гибкость процесса изменения как исходных данных, так и постановок задач.
Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в общем и дополнительном образовании
- Представление материала с помощью компьютера
- Использование мультимедиа
- Диагностика и рейтинговая оценка
- Дистанционное обучение
- Организация общения
Представление материалов с помощью компьютера
- Презентации
- Публикации
- Электронные таблицы
- Базы данных
- Дидактические и методические материалы
- Сайты
Создание и использование презентаций
Тенденция ухода от использования только в качестве источника информации, а использование в качестве инструмента управления обучением. В этом случае обучающиеся приобретают знания и опыт, не сводящиеся к традиционным репродуктивным.
Создание и использование презентаций для:
- занятия при объяснении нового материала
- наглядной демонстрация процессов
- представления результатов выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследований:
- сопровождение доклада ученика
- создание фотоальбома
- • совместного изучения источников и материалов
- • организации самостоятельной работы обучающихся
- корректировка знаний
- дополнительные занятия
- углубленное изучение материала
- • проверки усвоения содержания (создание тестов)
Использование мультимедиа
К дидактическим функциям мультимедиа относится:
- Использование различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности для изучения различных дисциплин
- Самостоятельные проектные, творческие виды деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств
- Создание, форматирование и редактирование графических объектов творческих работ
- Организация виртуальных экскурсий
Дистанционное обучение
ДО - форма обучения, при которой взаимодействие педагога и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, орг. формы, средства), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Средствами организации являются:
- Сайты
- Электронная почта
Информационно-коммуникационные технологии помогают повысить эффективность образовательного процесса за счёт одновременного изложения теоретического материала и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности через презентацию, видеофильмы. Традиционные наглядные методы обучения с применением наглядных электронных пособий позволяют продемонстрировать учащимся поэтапное последовательное изготовление изделия. Учащийся видит картинку каждой операции изготовления поделки отдельно, последовательно, а затем видит полную картину изготовления поделки. Такую возможность даёт презентация с применением анимации последовательного открывания рисунка. Практические методы обучения с применением информационных технологий позволяют давать презентации с текстом для самостоятельного изучения на занятии. Наряду с традиционными методами контроля, используются электронные тесты, изготовленные по шаблону Иванова.
Традиционные методы обучения - Совершенствование за счет применения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж - Возможность качественно проиллюстрировать объяснение нового материала.
Наглядные: демонстрация макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация - Мультимедийный показ приемов и операций; визуализация процессов изготовления изделия, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы - Виртуальное практическое действие программных и технических средств ИТ (обучение ч/з Интернет, скайп, электронную почту)
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка - Быстрая и объективная оценка результатов на основе электронных тестов. Оперативная самооценка и коррекция результатов
При проведении мультимедийных уроков и занятий необходимо учитывать основные требования по уровням:
- Дидактический уровень
- Эргономический уровень
- Уровень интерактивности
- Технический уровень
Преимущества использования ИКТ на занятиях
- повышение эффективности образовательного процесса;
- повышение мотивации к обучению
- последовательный характер обучения;
- возможность выбора учащимися индивидуального темпа и
- самостоятельного маршрута обучения;
- развитие мышления, моторных и вербальных коммуникативных
- навыков учащихся;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности и
- обеспечение рационального сочетания различных ее видов
- (поисковая, экспериментальная, исследовательская и др.);
- формирование навыков работы с информацией
- использование автоматизированного пошагового и итогового
- контроля полученных знаний;
- повышение психологического комфорта обучающегося и
- объективности оценки.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве. Новые компьютерные технологии, используемые на занятиях, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. В методическом арсенале педагогов должны быть такие формы организации учебной деятельности как индивидуальная работа с обучающей системой, создание и использование на уроке презентаций, моделирование, компьютерное тестирование, метод проекта, сбор информации в Internet, разработка Web-страниц.
Литература:
1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств/ Г.К.Селевко. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий. – 2005. – 204 с.
2. Семибратов, А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / А.М. Семибратов, Л.Н.Горбунова// Педагогическая информатика. - 2004. - № 3.
3. Шилова, О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel Обучение для будущего / О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред.: Е. Н. Ястребцева. - М : Интуит.ру, 2006. - 144 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://nayrok.ru
2.http://www.it-n.ru
3.http://www.uchmet.ru
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.