Екатерина Пашкова, 27.12.2013 32

Одиннадцать ошибок начинающего учителя

Какие ошибки допускают начинающие учителя и как их избежать?
«Не ошибается тот, кто ничего не делает», — гласит народная мудрость. Но означает ли это, что мы должны смириться со своими ошибками и плыть по течению? Ни в коем случае! Каждую обнаруженную нами ошибку нужно понять, проанализировать и принять меры, чтобы предотвратить ее повторение.
В этой статье мы расскажем об основных ошибках, допускаемых начинающими (и не только) учителями, и надеемся, что статья поможет вам достичь профессионального успеха.

Обсудить статью (уже 32 коммент.) Опубликовать свой материал

Наблюдая за общением и работой начинающих (и не только) учителей, приходишь к выводу, что все мы ошибаемся и наступаем практически на одни и те же грабли: совершаем одинаковые ошибки в начале своей педагогической карьеры. Конечно, допуская их и видя результат, мы постепенно приходим к понимаю, что же мы делали не так. На понимание отдельных ошибок, на понимание себя и своего места в профессии порой нужно несколько месяцев или даже лет. В это время могут страдать наши ученики, их образование и воспитание. Что же, неужели отказаться от работы в школе, раз на нас лежит такой груз? Нет, конечно же, нет: нужно продолжать работать, пробовать, искать, изучать и внедрять новые методики, приемы, «изюминки» — только так мы можем добиться высокого профессионализма. Это длительный процесс, и не стоит ждать результат сразу.

11 основных ошибок начинающих учителей

  • Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания словам учителя

Действительно, многие учителя в школе и вузе были отличниками, «хорошими» мальчиками и девочками, способными и усердными, которым были интересны науки, школьные занятия и учителя. Это и переносится начинающим учителем на всех своих учеников: они должны учиться исключительно на «4» и «5», хотеть получать знания, всегда быть готовыми к урокам, всегда ходить на урок с интересом и радостью и т.д. Того же мы ждем и от родителей: если это хороший родитель, он беспрекословно должен делать то, что предлагает учитель и  способствовать обучению своего ребенка. Чем грозят учителю такие ожидания и как относиться к детскому нежеланию учиться и быть круглым отличником, читайте в статье Дети как дети и ученики как ученики.

  • Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного. Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного. Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать. И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее пить.
  • Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания 

Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю.

Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей,  многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

  • Невыполнение обещаний

Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить. Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет. Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

  • Чрезмерная подготовка к уроку

Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?... Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

  • Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы

Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы  — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

  • Моя хата с краю

Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

  • Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение 

Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга. Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

Маятник — это штучка, подвешенная на ниточке и двигающаяся туда-сюда.
  • Дети тоже люди

И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

  • Профессиональная этика

Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

  • Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность

И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе. А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

Есть только два мнения: мое и неправильное


Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

Желаем вам успеха в профессиональном труде! Приветствуются комментарии.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
32 учитель9039 • 17:41, 11.02.2017
"Учитель — не вузовский преподаватель, читающий лекцию с листа"(с)
Да кто же спорит? Вот только нужно понимать, что если бы преподаватель ВУЗа занимался вопросами дисциплины в аудитории - не было бы у нас образования вообще.
И учитель учителю рознь. У меня каждый урок - новая тема, а то и 2 из-за отменённых уроков. Выбора нет: или новый материал, или наводить порядок.
Считаю, что кто не успел, тот опоздал. Важнее тебе вертеться, слушать телефон, хихикать? Да ради бога! Как потопали - так и полопали! Дети, которые быстро это поняли у меня имеют одни пятёрки. До некоторых только к 3-й четверти доходит. Непонятливые выше слабенькой троечки ни когда не получат. И не моя в том вина, что он сделал такой выбор. Насильно знаниями ни кого не осчастливишь.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
31 Ангел2266 • 20:28, 31.01.2017
Всё правда. Очень часто какие-то моменты в процессе обучения: хотим всё и сразу. И чтобы все всё сразу поняли, и чтобы все без исключения тебя слышали, и чтобы мгновенно был результат. А ведь это неправильно. Столько лет нужно проработать, чтобы понять самое главное: нельзя все деревья подравнять по росту. Но ведь процент качества требуют!!! А дети-то все разные! Значит нужно просто идти на работу с огромной радостью от мысли, что ты любишь свою работу, всех без исключения детей. Независимо от того, слышат или нет, берут знания или нет. Главное получать удовольствие от работы и тогда все проблемы уйдут сразу.
[Материал]
avatar
30 Александра1117 • 18:12, 18.05.2015
Спасибо автору за поучительную статью. Как молодому специалисту мне знакомы приведенные ситуации. Иногда очень сложно найти правильный подход к детям, заинтересовать их, особенно сложно с теми, кто открыто демонстрирует свое нежелание присутствовать на уроке. И иногда очень сложно не принимать это на свой счет. Но потом начинаешь искать способы увлечь и таких детей. Мне кажется, что что самое главное найти золотую середину. Быть для учеников и другом и наставником. Я надеюсь, что с опытом ко мне придет такое умение.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
29 Gvozdeva-Saratov • 18:05, 28.02.2015
Все верно, все должно быть в человеке прекрасно, ведь он пример для подражания, наставник. И еще, важно любить детей, тогда они будут любить и уважать вас
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
28 sofismirnova • 14:39, 22.02.2015
Замечательный материал! О многом заставляет задуматься, ведь подобные ошибки совершают не только начинающие учителя, но и стажисты.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
27 Галина1181 • 18:09, 24.01.2015
Прекрасная статья. Заставляет задуматься и провести рефлексию педагогической деятельности.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
26 Ласточка434 • 16:19, 24.01.2015
очень хорошая статья, узнала свои ошибки. Самокопание надо уменьшать и искореннять! Буду работать над собой
[Материал]
avatar
25 Svetmoy • 14:35, 17.01.2015
Спасибо, хорошая статья. К сожалению, всё приходит с опытом. В молодости знаем теорию, но на практике не всегда получается.
[Материал]
avatar
24 Alzina • 13:01, 17.01.2015
Помню, когда еще училась в пед.институте, наставник мой, очень хороший учитель так говорил нам о поведении с детьми: "Вы должны быть с ними на ровне, а дети должны знать, что Вы выше..." Очень хороший принцип взаимоуважения ученика-учителя!
[Материал]
avatar
23 Елена4295 • 17:51, 04.01.2015
Полностью согласна с материалом автора, сама когда то совершала подобные ошибки. Сейчас спустя много лет с улыбко вспоминаю те времена)
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 kirshinadasha • 01:28, 30.11.2014
Этот учебный год первый мой самостоятельный опыт. Я работаю в школе. На различных видах практик я работала в разных классах: в сильных и слабых, но всегда отдавалась уроку полностью и я чувствовала отдачу со стороны детей. И в этом году я стала работать в 3 классе. И знаете, первые две недели я все неудачи, плохие оценки списывала на свой счет. Я постоянно анализировала ситуацию и думала, что я во всем виновата. Сейчас я понимаю, то у каждого ученика есть определенная предрасположенность к материалу. И не могут быть все в классе отличниками. И сейчас я трепетно отношусь к успехам даже слабого ученика.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
21 Wlija • 18:33, 18.11.2014
Очень познавательная статья, есть над чем задуматься! Спасибо автору!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
20 аверкина • 18:11, 18.11.2014
Очень понравился изложенный материал. Все описанное соответствует действительности. Статья будет очень полезна молодым педагогам.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
19 IvLena1849 • 16:57, 18.11.2014
Действительно когда только начинала были такие ошибки, переживала за все хулиганства класса, никак не могла их утихомирить. Современем, как- то само собой все пришло, это и называется опыт
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
18 badjinaverohka • 17:22, 17.11.2014
Спасибо за Вашу статью! Тема Актуальна!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 vadim1966 • 22:52, 09.11.2014
Огромное спасибо за Вашу статью!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
16 oleksiy41 • 16:30, 26.09.2014
Польза статьи очевидна. Необходимо обратить внимание преподавателей на очень важный и, может быть, даже главный момент каждого урока: работа учеников в рабочих тетрадях должна отражать записи на классной доске. Исходя из принципа информационной ёмкости, удобно планировать и размещать материал одного урока на развороте классной доски и, соответственно, на развороте тетради ученика (всё основное, что озвучивается и показывается). Классная доска и тетради учеников заполняются постепенно в течении всего урока. На мой взгляд, полезно приучать детей выстраивать ответ по вопросу так, чтобы в нём была понятна суть самого вопроса. Очень желательно рядом со схемой опыта записывать выводы. В решении задач полезно во всех классах, включая и старшую школу, делать комментарии. На уроках в 7 классе (и не только) можно делать заготовки домашней работы на том же развороте, где и классная работа. В целом, это даёт возможность наглядно анализировать учителю и родителям работу ученика. С такими тетрадями легко организовать повторение на протяжении всего учебного года и начало следующего. Все эти идеи опираются на рекомендации психологов: память хранит информацию, преобразованную в образы; деловое участие в обучении становится личностно значимым.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 ramazanoffmagomed2014 • 13:49, 22.09.2014
Спасибо ВАМ, Наталья, большое за такую не только интересную, но и очень полезную статью. Здесь каждый может увидеть себя со всеми своими недостатками лучше, чем в любом зеркале.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Прия • 04:15, 12.08.2014
Уважаемая Наталья! Спасибо Вам большое за столь интересную статью. Читая ее, я увидела и свои ошибки, надо их исправлять. Очень понравились выражения "невыполнение обещаний" и про "панибратство...! Еще раз спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 Aijaru • 22:07, 28.07.2014
Действительно, хорошая статья! Спасибо! Я работаю уже 27 лет в школе, жаль, что такая статья не попалась мне, когда только начинала свою деятельность: многих переживаний и ошибок можно было бы избежать. А так пришлось почти все эти ошибки "испытать" на себе (что тоже неплохо - это уже не просто знания, а опыт и мудрость).
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Saglayi • 20:31, 22.07.2014
Жизненный материал! Спасибо автору!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 шис • 19:45, 22.07.2014
Правильная статья! Она полезна и нужна всем учителям, не только молодым.
[Материал]
avatar
Спасибо за статью. Понимаешь это только по истечению ряда лет. Очень хорошо, когда учитель понимает и пересматривает свои ошибки. Или ставит себя на место учеников, задумывается, понравилось бы ему самому или нет. К таким учителям дети с желанием идут на урок.
[Материал]
avatar
6 marija_tusi • 09:09, 23.04.2014
Спасибо за советы) по поводу "панибратства" - я преподаю с 5 по 11 класс ИКТ и совместителем в детском центре - современные танцы - очень сложно было найти "золотую середину", так как общение на уроках и на тренировках разное)
[Материал]
avatar
8 Генеральдовна • 22:15, 03.05.2014
Спасибо! Удачи вам!
[Материал]
avatar
5 Генеральдовна • 20:04, 19.02.2014
Коллеги! Спасибо за ваши комментарии.
[Материал]
avatar
4 [Материал] Сергей • 19:46, 07.01.2014
Спасибо большое. Узнал для себя много полезных вещей.
[Материал]
avatar
3 Osokina87 • 03:11, 07.01.2014
Спасибо! Очень интересная статья!Хорошая "памятка"для молодого учителя, для меня в частности!!!
[Материал]
avatar
1 molya • 20:26, 27.12.2013
Полностью согласна с данной статьёй. Такие ошибки могут допускать учителя с любым стажем работы....
[Материал]
avatar
2 Генеральдовна • 13:36, 28.12.2013
Спасибо! Хотелось обобщить свой опыт общения с молодыми учителями.
[Материал]
avatar
7 sputniza • 19:13, 03.05.2014
НАТАЛЬЯ! Хорошо написали. На 100% согласна со всеми вашими мылями и рассуждениями. Спасибо.
[Материал]
avatar
9 Генеральдовна • 22:15, 03.05.2014
Спасибо за отклик!
[Материал]