В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. По данным НИИ около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Проблемой сохранения и укрепления здоровья я занимаюсь не первый год.
Поставила цель:
- Обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения. Был составлен курс «Здоровье». Программа рассчитана на 4 года обучения младших школьников и решает следующие задачи: повысить успеваемость и качество знаний за счёт сокращения пропусков уроков по болезни, повысить активность и самостоятельность детей; развивать познавательный интерес, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Программа состоит из четырёх разделов: учебная деятельность, внеклассная деятельность, работа с родителями, медицинский контроль.
Выявлена картина детского здоровья по Пермскому краю за 2011 год. За последние 10 лет в городе Кунгуре отмечается значительный рост количества детей с различными отклонениями в области здоровья.
На первом месте болезни в области… Среди детей, пришедших в 2011 году в первый класс, у 55% имеются хронические заболевания.
Учебная деятельность
Во главу угла образовательного процесса должны быть поставлены такие понятия, как психологический комфорт и успешность ученика. Чаще всего провожу проблемно-поисковый вид урока, при завершении изучения темы проблемно-обобщающий. При проведении проблемно-поискового урока формулирую проблемный вопрос, а учащиеся самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения.
Рефлексия учащихся показывает, что проблемные уроки не вызывают утомляемости, а самое главное — способствуют сохранению здоровья. Для того чтобы создавать условия для самовыражения, применяю творческие задания:
- создание презентаций «Мир снежных кристаллов», «На коне — через века», «Мой друг — портфель» и др., где дети учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, используют различные средства наглядности;
- Участие в проектах «Покормите птиц зимой!», «Хочу всё знать!», «Бумаге вторую жизнь»;
- Участие в конкурсах исследовательских работ, в конкурсах «Старт», «Почемучка», в олимпиадах, марафонах
Нервная система учащегося начальных классов очень чувствительна. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом отдыхе.
На уроках таким отдыхом для них служит частая смена видов учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, релаксация. Подбираю физкультминутки с учётом изучаемой темы, провожу под музыку. Нужно чётко представлять, на что они направлены. Скажем, приседание с подъёмом рук вверх стимулирует мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти. Для расслабления провожу дыхательные упражнения. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей.
Три раза в неделю проводится динамический час и ежедневные прогулки на свежем воздухе.
90% получаемой информации воспринимается органами зрения — глазами. Дефицит движения пагубно отражаются на функции глаза. Поэтому на каждом уроке провожу зарядку для глаз под тихую и спокойную музыку.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета. Ведение нетрадиционных уроков, уроков за стенами класса. В адаптационный период в 1 классе использую не классно-урочную систему обучения, а иные формы организации учебного процесса. Провожу уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия и т.д. На этих уроках изучается и закрепляется программный материал. Проведение занятий на свежем воздухе повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.
Учащиеся моего класса живут по правилам: утренняя гимнастика, она должна быть энергичной, дорога в школу — прогулка пешком, режим дня — твой верный помощник.
Внеклассная деятельность
Понятие «правильное питание» успешно формируется в процессе реализации программы М.М. Безруких «Разговор о правильном питании», реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.
Проведение дней здоровья. Система занятий, направленных на формирование ЗОЖ. Спортивная работа.
Работа с родителями
Выступления на родительских собраниях с лекциями психолога, логопеда, медицинского работника. Выработка рекомендаций для родителей по проблеме здоровья. Родители — единомышленники. 100% посещают лекторий «Здоровье детей», в системе интересуются успехами детей и состоянием их здоровья.
В классе существуют традиции: дни здоровья, спортивные соревнования «Папа, мама, я –—спортивная семья», походы в лес, на лыжах с участием родителей, спортивные праздники. Взрослые придерживаются положения «не рядом, не над, а все вместе».
Медицинский контроль
Проверка остроты зрения, профилактический осмотр детей. Результаты исследования эмоционально-психического здоровья (2009 - 2011 год): высокий уровень – 43, 68, 85, средний уровень – 47, 29, 11,низкий уровень – 8, 4, 2.
При проведённой работе можно сделать выводы, что дети чувствуют себя в классе комфортно, им нравится быть в школе, они уверены в своих силах, высок показатель качества образования (86%),
состояние физического и психического здоровья детей за период обучения в школе не ухудшилось; в классе создался хороший психологический климат, большинство учащихся (92%) на первое место ставят здоровье, занимаются спортом, посещают спортивные секции.
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно. Оно должно решать эту проблему на всех уровнях.
Об авторе: Никитина Анжелика Валентиновна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №1, Пермский край, г. Кунгур, Россия. Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: