16.05.2013 0

Общественно-активные школы

В статье на конкретных примерах раскрываются возможности сотрудничества школы и общества. Автор приводит подробное описание и детальный анализ форм и результатов реализации в ее школе нестандартной воспитательной модели.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В том, что школа есть особое пространство, сомневаться не приходится. В ней ребенок впервые знакомится с новыми социальными ролями, получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Именно в школе закладывается тот культурный «фундамент», который человек потом пронесет через всю свою жизнь. Главное, чтобы образовательные и воспитательные процессы соответствовали требованиям времени, точнее, даже опережали его.

Школа становится не только центром освоения учебных программ и проведения воспитательных мероприятий, но также и центром социального воспитания детей.

Современная жизнь с её социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. Очевидна необходимость повышения уровня воспитательной деятельности. Школа должна стремиться к тому, чтобы выпускать из своих стен человека, соответствующего социально одобряемым параметрам модели личности.

Реализация программ общественно-активной школы ставит своей целью не просто оказание образовательных услуг ученикам, но и привлечение родителей и общества в целом к решению социальных и иных проблем различного масштаба.

В основе модели общественно-активной школы (ОАШ) лежит убеждение в том, что школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей окружающего её общества. Именно школа должна стать инициатором развития общества, при этом развивая себя.

Цель работы такой школы — воспитание созидательной, творческой, гражданско-активной, социально-адаптированной личности.

В основе деятельности общественно-активной школы лежит три базовых направления:

  • "Демократизация" школы;
  • "Партнерство" школы и общества;
  • "Добровольчество".

Все эти направления тесно связаны и призваны совместить микросреду внутри школы с окружающей школу реальной действительностью, создавая единое воспитательное пространство для всех её участников.

Наша школа всегда отличалась активным участием во всех проводимых мероприятиях, как на уровне района, так и областных. Семинары, предметные олимпиады, конкурсы, КВНы, спортивные соревнования, выставки детского творчества, смотры художественной самодеятельности — ничего не пропускали и всегда занимали призовые места, получали заслуженные награды.

Но новые времена требуют новых подходов ко всему. И к работе школы особенно. Вот и мы искали новые пути развития, чтобы не стоять на месте, а жить в «ногу со временем».

С чего же все началось в нашей Новокубанской средней школе Шортандинского района? Началось все с посещения семинара по работе общественно-активных школ, куда было решено отправить делегацию нашей школы, и там встретились два энергичных, целеустремленных человека, два директора школ: Раковский Франц Юльянович и Немцан Татьяна Николаевна. Это люди, целиком и полностью отдающие себя работе, творческие личности, генераторы новых идей. И работа закипела: наша школа стала ресурсным центром общественного фонда «Ақбота», который возглавляет Немцан Т.Н.

Следующий шаг — участие в Международной ярмарке социально-педагогических инноваций. В апреле 2011 г. в Акмолинской области прошла первая Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций, организованная Областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Свои проекты представили учителя нашего Шортандинского района. Высокой награды международного жюри — бронзового сертификата — была удостоена учитель технологии Спринсян А.А. за проект «Искусство из мусора».

В 2011-2012 учебном году 3 учителя: Темирхан Ж., Семенова С.А. и Кенсминавичус П.М. — приняли участие в Республиканской научно-практической конференции «Формирование педагогов новой формации в условиях реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы», где выступили с докладами, впоследствии опубликованными в сборнике.
 
В марте 2012 г. 4 учителя приняли участие в первой Республиканской дистанционной олимпиаде по биологии, химии, познанию мира.

В апреле 2012 г. во второй Международной социально-педагогической ярмарке приняли участие Касперович В.И, Найденова Ю.М, Семенова С.А., Жаркимбекова Ш.С., Кулекин Б.С.
 
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой ребёнок растет и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в эффективности этой деятельности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя — помочь и подсказать им. Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье — это единый, неразрывный процесс, в организации которого участвует и педагогический коллектив школы.

Именно это обстоятельство побудило творческий коллектив учителей Новокубанской школы (внеклассного организатора Семёнову С.А. и учителей СШ Касперович В.И., Найдёнову Ю.М.) разработать ряд мероприятий с привлечением родительской общественности. Собранный материал систематизировали и создали брошюру для классных руководителей «Содружество».

Кроме того, в Новокубанской СШ с 2001 года работает детская организация «Болашак», в работе которой участвуют ребята с 1 по 11 класс. У организации имеются все знаки отличия: бэйджики, галстуки, значки. Эта работа ведется по программе «Жулдыз», в рамках которой дети принимают активное участие во всех мероприятиях района, области. Работа движения отмечена грамотами районного и областного значения. Положительным моментом в деятельности ребят в Д.О. является взаимодействие возрастов, укрепление межличностной связи, реализация потребности в творческом самовыражении, проявление ответственности за свои поступки, разрушение межвозрастных барьеров и скованности в действиях.

Кружковой работе в Новокубанской школе всегда уделялось большое внимание, но 2011-2012 учебный год в нашей школе запомнился началом работы трех интересных кружков, которые смогли начать работу благодаря поддержке ОФ «Ақбота».

Для ребят были закуплены краски, кисти, мольберты, альбомы, масса для лепки - все необходимое для работы художественного кружка «Радуга». Руководителем кружка стала Яременко Марина Анатольевна, учитель начальных классов. Она прекрасно рисует, имеет огромный природный талант и может передать его детям. Под ее руководствам многие дети открыли в себе талант рисования и начали создавать замечательные работы. На занятиях кружка ребята учились основным навыкам рисования, изучали разные техники изобразительного искусства, как давно известные, так и совершенно новые. Работы ребят были представлены на школьных и районных выставках и очень понравились всем, кто их видел.

Кружок «Рукодельница» под руководством Спринсян А.А. был обеспечен материалом и всевозможной фурнитурой для изготовления костюмов для танцевального кружка, который также работает в школе. Девочки шили яркие костюмы, которые прослужат не один год и оживят выступления танцоров на школьных праздниках.

Ну а мальчишки смогли посещать кружок «Моделирование». Для этого были приобретены многочисленные модели самолетов, машин, конструкторы для изготовления зданий, а также инструменты, краски. И самое интересное – это дорогая радиоуправляемая модель самолета, которую им предстояло собрать. Руководитель кружка, учитель технологии Макер Турысхан, столкнулся с проблемой: не было отбоя от желающих записаться в кружок, ведь это так интересно - не только поиграть с машинкой , самолетиком, но и собрать их своими руками из маленьких деталей, самим разукрасить их. Когда все модели были собраны, работа кружка не остановилась, ведь учителю есть чему поучить ребят. На занятиях они самостоятельно моделировали изделия из доступного материала - дерева, и создавали новые модели и изделия своими руками. Многому научил ребят Макер Турысхан, не просто учитель, а мастер с умелыми руками. Столько интересных работ в национальном стиле изготавливает он с учениками не только на уроках технологии, но и во внеурочное время. Работы, изготовленные мастером и его учениками, пользуются огромным успехом.

Работы ребят всех трех кружков были представлены на Республиканском конкурсе экологических бизнес-проектов, который был организован руководителем ОФ «Ақбота» Т.Н. Немцан. Рисунки ребят нашей школы, работы кружковцев с интересом рассматривали участники конкурса, гости и все, кто мог посетить это мероприятие.

Руководитель кружка «Моделирование» Макет Турысхан был награжден грамотой, за замечательные работы, представленные на выставке, а ученица нашей школы Ержанова Зарина, представлявшая проект «Экодвор» (руководитель проекта Спринсян А.А) получила сертификат участника Республиканского конкурса экологических бизнес-проектов и грант в размере 50000 тысяч тенге на осуществление проекта. Целью данного проекта являлось благоустройство дворовой территории многоквартирных домов на территории нашего села. В этих домах, в основном, проживают пожилые люди, и именно для них был создан этот проект.

Проект был полностью реализован. Группой ребят совместно с жителями домов и при поддержке руководителей местных организаций был облагорожен двор. На территории двора была проведена уборка, установлены клумбы из автопокрышек, отремонтированы качели, появилась удобная песочница для самых маленьких жителей двора, покрашены все конструкции, находящиеся во дворе, и установлены скамеечки возле подъездов. Эта работа вызвала добрые отклики в душах пожилых людей и всех, кто проживает в этих домах.

Высоких достижений добиваются наши учащиеся и в спортивной жизни. Команды школы занимают призовые места в соревнованиях разных уровней. При школе работают спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол, тоғыз-құмалақ, шашки, шахматы. Учащиеся принимают участие в районных и областных спортивных мероприятиях.

Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в смотре художественной самодеятельности. В школе хорошо развито вокальное исполнение. Основные участники самодеятельности посещают кружки при Доме культуры, с работниками которого школа тесно сотрудничает.

На протяжении последних трех лет наши учащиеся занимают призовые места в следующих номинациях: чтение наизусть, вокал, собственные сочинения. Число участников в областных конкурсах стабильно растет.

По окончании каждого учебного года на базе школы начинает работу пришкольный лагерь «Солнышко», куда приглашаются учащие 1-5 классов. Для ребят оборудована игровая комната, которая оснащена всем, необходимым для отдыха и развития детей.

Но дети не только отдыхают, но и приносят пользу своему родному селу. Проект «Экодвор» получил продолжение, благодаря инициативе руководителя пришкольного лагеря Яременко М.А. и пионервожатой Кирплюк И.В. Для людей старшего поколения, проживающих на территории двора, силами руководителей и ребят была сооружена красивая клумба из природного камня.

И это далеко не вся работа нашей школы. Каждый день не похож на предыдущий, насыщен работой и радостными событиями. И во главе всей этой работы стоят наши опытные, грамотные руководители: директор школы Раковский Ф. Ю., которому присвоено Почётное звание «Отличник образования», и завучи Кенсминавичус Вера Васильевна и Кулекина Баян Алшиновна. Под их руководством сложился прекрасный коллектив, где всегда поддерживается творческая атмосфера. Это профессионалы, люди высокой культуры, делающие все возможное для развития школы.
 
Сейчас образование находится на переходном этапе, ломается старое, вносится новое. Но надо помнить, что школа призвана не только давать знания, но и делать всех добрее, учить любить своих близких, любить малую и большую Родину.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?