Размышление третье: "Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте! Что мы воспитываем в учащихся?"
Продолжение. Предыдущая статья >>>
«Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него. (А.С. Макаренко «О воспитании»).
Да, наши дети будут творить историю. И как именно они это будут делать завтра, зависит от того, что мы, взрослые, творим с ними сегодня. (Или (о, ужас!) уже натворили) .
Чтобы воспитание состоялось, нужна постоянная активность самой личности, которую мы воспитываем. А дети в современной школе в основном пассивны, пассивны в смысле труда собственной души, да, кстати сказать, и обыкновенный физический труд в современной школе теперь почти не присутствует. Даже классные комнаты стали убирать технички, нанятые на родительские деньги.
«Воспитание — это сотрудничество с детьми, ответственность за которое несут взрослые». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»).
На уроках же мы требуем от детей послушной пассивности. К примеру, мы категорически запрещаем детям на уроках разговаривать. Мало того, что дети должны сидеть ежедневно шесть уроков неподвижно, они должны еще и молчать. Разговоры учащихся на уроке — это первое, против чего мы, учителя, начинаем (и никогда не заканчиваем) бороться. Боремся постоянно — рьяно и неистово! Но ведь речемыслительная деятельность просто необходима человеку, также как и общение, и обсуждение. Мы, учителя, постоянно с разговорами на уроках боремся, но разговоры учащихся на наших уроках неистребимы, неискоренимы. Они, похоже, вечны!
А что, кстати, мы воспитываем своей борьбой
с разговорами учащихся на уроке?
Молчаливость? Притворную дисциплинированность?
Наигранную послушность? Или что-то еще? Что?
Бесспорно, разговоры на уроках не должны быть пустыми и праздными. Но ведь обсуждение, то есть осмысление получаемой информации, ребенку просто необходимо. А мы обрываем, запрещаем, пресекаем и, как нам кажется, воспитываем. Я попробовала сделать на своих уроках обратное. Я разрешила ученикам разговаривать. Только поставила одно условие: на уроках английского говорим непременно по-английски.
Почему нашим детям нельзя ни в коем случае в школе двигаться и общаться на уроках? Это у нас такое воспитание. Может быть, есть какое-то психолого-научное обоснование этому? Но смысл такого воспитания детей от меня ускользает. А как можно молча (!) слушать уроки истории и литературы?! Да там все надо обсуждать вслух, высказываться, слушать других, находить свое мнение и формировать собственное отношение. То есть мыслить, осмыслять. Но мы в школе превращаем детей в молчаливых неподвижных болванчиков или мумий.
Может быть, мы растим молчаливых исполнителей? Обществу, наверное, нужны и такие. Но на выходе, в итоге нашего воспитания получаются недалекие бездельники, страдающие леностью ума. Вот так у нас в школе — наше воспитание само по себе, а дети и их реальная жизнь — сама по себе. И эти две параллельные линии не пересекаются.
«Урок не имеет смысла, если, идя к ученику, учитель не сделал его героем и сам не стал таковым». (Е.Н. Ильин, педагог-новатор «Герой нашего урока»).
В каждом человеке есть двигатель развития и совершенствования. Но, к сожалению, современная школа далеко не в каждом ребенке этот двигатель включает. Все логично, с чего детям развиваться и становиться воспитанными, если они в школе одиннадцать лет пассивны? Что они изобретают, создают, созидают? Над чем постоянно напряженно думают и трудятся?
Ощущение ученика на уроке: Без меня меня учили.
У писателя Виктора Астафьева есть термин «неспешное общение». Так вот воспитание, как мне кажется, еще происходит через неспешное заинтересованное общение взрослого с ребенком. Через искренние задушевные беседы обо всем на свете, но без нотаций, указаний, назиданий и приказов.
Уважаемые родители, подсчитайте, сколько с вашим ребенком общаются учителя вне урока и не по своему предмету? Беседуют, разговаривают, признаются в чем-то и не спешат при этом.
Причем вести подобные разговоры нельзя ни в коем случае, во-первых, с толпой, во-вторых, второпях и на бегу. Кто так доверительно и систематически в школе общается с вашим ребенком? Радостно, если многие и много. Для ребенка не бывает слишком много неспешного общения. Но может ли современная школа предложить ребенку именно такой стиль общения? Школьная жизнь — это почти всегда водоворот событий и дел, молниеносно сменяющих друг друга. Это — своеобразный крутящийся калейдоскоп, никогда не останавливающийся. Мы торопимся, суетимся, бежим и больше всего боимся не успеть. Тут уж не до бесед и неторопливого общения.
Итак, неспешное общение и разговоры по душам обо всем на свете, так необходимые подрастающей личности, тоже остается на родителях. Учителя разговаривают с учащимися, в основном, по вопросам учебных предметов, ведь у каждого из нас свой предмет, свой план урока, свои задачи. Некогда нам тут с ними (с детьми нашими) церемониться, пустые разговоры разговаривать. Мы привыкли общаться для получения или передачи информации. А общаться для общения?! Ну, это уж непозволительная роскошь, а, может быть, и вовсе глупость несусветная!
У нас даже не всегда хватает терпения выслушать до конца высказывание ребенка. Мы, взрослые, считаем вправе, перебить его нетерпеливым тоном: «Ну ладно, хватит, достаточно, все понятно!» Вот так нам, взрослым, всегда все понятно! И почти всегда в нашем общении с учениками, часто вынужденным и формальным, вымученным и совсем не желанном, царит напряженность, наша доминантность и дистанцированность. А что можно воспитать при таком общении? Только что разве научить ребенка хитрить, приспосабливаться к нам, взрослым, играя роли Паиньки, Золушки, Послушника и проч. Но нужны ли нам, взрослым, да и им, детям, подобные игры и подобные роли, пусть даже талантливо сыгранные?
Так что, уважаемые родители, а также остальные любящие родственники, разговаривайте и неспешно общайтесь лучше уж вы со своими детьми сами! Современной школе этим заниматься некогда.
Чтобы воспитывать, мы, учителя, должны устанавливать со своими учениками прочные незримые связующие нити общения. Нам следовало бы общаться и общаться с нашими учениками. Общаться просто и искренно, как общаются обыкновенные честные порядочные люди. И, возможно, в процессе такого общения мы смогли бы увидеть, почувствовать, понять и принять всю палитру чувств, эмоций, мыслей и настроений наших учеников. Может быть, мы бы почувствовали тона и полутона, цвета и оттенки их жизневосприятия, их душевных переживаний. Возможно, наши дети пустили бы нас в свой внутренний мир. Может быть, тогда (тогда!) процесс воспитания и состоялся бы. Только нам, учителям, ни в коем случае нельзя торопиться. Нельзя воспитывать личность на бегу, на лету, между делом. Надо внимательно смотреть в глаза ребенка и просто общаться с ним. Надо выслушивать и выслушивать наших учеников с бесконечным терпением и искренней заинтересованностью. И надо бы, чтобы такое неспешное общение продолжалось с ребенком дома.
Общение взрослого с ребенком входит в него через глаза и уши, а выходит мыслями и поступками. Поэтому, чтобы ребенок учился мыслить хорошими мыслями и поступать правильными поступками ему так необходимо общение с нами — учителями, педагогами, родителями.
Мне кажется, нам, взрослым, надо учиться и учиться общению с детьми. И тогда, может быть, у нас получится воспитание общением, общением качественным и неспешным. А мы почему-то думаем, что можно воспитывать окриком, унижением, указанием, подавлением и даже оскорблением.
«Самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпери).
Воспитывать можно еще и творчеством. А много ли творчества живет в нашей современной школе?
Чтобы в школе процесс воспитания действительно был, там обязательно должны быть представлены разные виды деятельности школьника:
- учебная;
- учебно-познавательная;
- исследовательская (исследовательско-экспериментальная, исследовательско-научная);
- игровая;
- творческая;
- умственная;
- физическая;
- эмоциональная (эмоционально-психологическая);
- коммуникативная;
- художественная;
- общественная;
- исполнительская;
- организаторская;
- конструкторская, работа в проектах.
Если в школе все эти виды деятельности представлены, то обучение и воспитание подрастающей личности пойдет, сначала, мало-помалу, со временем превращаясь в много-помногу.
А воспитывать болтовней и нотациями — это, конечно, очень дешево, но мало эффективно. Давно найден секрет: воспитание ребенка происходит через любовь, через отношение к нему. Воспитание — процесс очень сложный, который происходит постоянно и в тоже время незаметно для наших глаз. Лучше всего воспитание удается через общение с ребенком, через труд и сотрудничество с ним, через творчество и сотворчество с маленьким человеком. Общение, сотрудничество, сотворчество. Разве мы этим занимаемся в школе? Если и да, то совсем недостаточно.
И еще. Воспитывать ребенка должно все вокруг: среда, общество, страна, а не только учителя. Нет, воспитывают не учителя, пусть даже хорошие и талантливые, и не слова, пусть даже правильно и красиво сочетаемые друг с другом, а дух. Дух семьи, дух учителя, дух школы, дух общества вокруг. Именно этот дух и передается нашим детям.
А еще воспитывает правда и справедливость, окружающая или не окружающая детей. С.Л. Соловейчик в своей книге «Педагогика для всех» к термину «природосообразное воспитание» добавляет еще одно понятие — «правдосообразное воспитание», то есть «воспитание, построенное на стремлении к правде, на вере в правду, на правде». Воспитание ребенка идет правдой и справедливостью жизни, жизни вокруг. Или неправдой и несправедливостью. Хотим воспитать ребенка — надо, чтобы вокруг царила правда и справедливость в отношениях между людьми, чтобы взрослые вокруг поступали честно и справедливо. Это и будет воспитывать, а не высокие слова о правде и справедливости, пусть даже искренно сказанные хорошим учителем. Слова как раз не нужны. Какие мы, мы все вокруг, какое наше общество — такие наши дети.
«Дети — жестокие наши разоблачители. Они беспощадно и неподкупно свидетельствуют миру о том, кто мы с вами есть на самом деле». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»).
Афоризм нашего времени: Неча на школу пенять, коль система крива!
Мне вспомнился один «воспитательный акт», подсмотренный мной на улице. Встретились две молодые женщины, одна из них была с маленьким ребенком лет двух-трех. Дамы разговорились, ребенку стало скучно. Он тут же нашел себе интересное занятие. Рядом была роскошная лужа, исследовать которую и начал ребенок. Он некоторое время походил вокруг лужи кругами, все больше и больше заходя в воду, и, наконец, совсем осмелев, зашел в лужу полностью, разместившись точно по центру. Женщины были очень заняты своим разговором. Ребенок стал изо всех сил шлепать ногами по луже со всеми вытекающими и выбрызгивающимися отсюда последствиями.
Как вы думаете, что произошло дальше? Какова была реакция мамы? Конечно же, она схватила ребенка за руку и грубым рывком буквально выдернула его из лужи. Мамаша злобно отругала ребенка и нашлепала его по попе. При этом она громко, чтоб всем вокруг было слышно, что она воспитывает ребенка, объясняла, что по лужам ходить нельзя, а шлепать при этим по воде — тем более.
Но, уважаемые взрослые, любой ребенок двух-трех лет — исследователь и испытатель по натуре. Так мы, мудрые и любящие взрослые, воспитываем исследователей и испытателей! А как ребенку еще понять, какая она жидкость, что такое «мокро и сыро», как ведут себя брызги? Но нет. За любопытство, за попытку предпринять собственное расследование и провести эксперимент у нас неминуемо следует наказание или хотя бы агрессия взрослого.
Виноват ли ребенок в своем любопытстве и тяге к изучению мира вокруг? Чем ребенку было еще заниматься? Ведь мама его бросила, ничего не предложив взамен, никакой пищи для ума, никакого дела для мышц или творческой задачи для решения. Ребенок не стал бездельничать. Он сам нашел, по-моему, гениальный выход — занялся исследованием физических свойств жидкости. А мы, взрослые, давай кричать и шлепать ребенка.
Также и в школе. Дети бегают. А мы, учителя, их за это ругаем (делаем вид, что воспитываем), при этом, не создавая им условий для постоянных ежедневных многочасовых занятий физкультурой и спортом. Нам почему-то кажется, что так мы их воспитываем. Мы свято верим в то, что так можно воспитать. Только что?
Специалисты считают, что важнейшим условием успешности воспитательного процесса является «скрытность» воспитательных намерений. Но мы наоборот почему-то стремимся воспитывать открыто, явно, публично, прилюдно и при этом очень громко. И сразу же натыкаемся на сопротивление воспитуемых. Поэтому, наверное, наше воспитание чаще всего добивается формального послушания ребенка в течение некоторого, в основном, непродолжительного времени и чаще всего под присмотром взрослых.
Почти философская рассуждалка: В режиме общения «педагог-ученик» речь не всегда идет о том, что взрослые предъявляют, что взрослые могут предложить ребенку, но чаще о том, ЧТО ребенок воспримет, ЧТО он берет от взрослого.
Об авторе: Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях: от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. Книги А.С. Бикеевой на Ozon.ru.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.