Ироническое размышление на тему "Мудрый Наставник, или Оставьте ребенка в покое"
Продолжение. Предыдущая статья >>>
Вы встаете утром, заправляете свою кровать, а Наставник вам говорит: «Ты ошибся. Угол кровати криво заправлен. Переделай!».
Вы идете в ванную и чистите зубы, а Наставник опять: «Ты недостаточно тщательно почистил зубы. Сделай это еще раз. А то будет кариес».
Вы кушаете и читаете газету. Ваш Наставник тут как тут: «Стоп! Ты недостаточно тщательно пережевываешь пищу!».
Вы уставились в газету. Наставник: «Нет, это никуда не годится! Ты прочел статью невнимательно. Чтобы понять смысл написанного и оценить стилистические особенности текста, надо читать внимательно. Прочитай еще раз, а потом мне перескажешь».
Вы идете в магазин, набираете продуктов и вдруг около кассы обнаруживаете, что вам не хватает денег, двух рублей каких-то, но не хватает. И тут ваш Наставник произносит громко и эмоционально целую речь: «Да как тебе не стыдно! Что значит, двух рублей не хватило?! Ты что, считать не умеешь?! Нужно все заранее просчитывать и учитывать, не делая таких глупых ошибок!» Потом, обращаясь ко всем, кто находится вокруг, Наставник продолжает: «Уважаемые покупатели и работники магазина! Посмотрите на этого человека! Он постоянно ошибается в счете. Какой стыд!»
Днем вы пишете письмо родственникам, живущим в другом городе. Наставник берет у вас уже готовое письмо и начинает исправлять в нем речевые и другие ошибки красными чернилами. При этом он комментирует вслух ваше сочинение: «Ну что за работа! Цитат нет совсем, эпитеты и метафоры отсутствуют, заключение нет вовсе. Я уже не говорю о чисто грамматических ошибках. Нет, это никуда не годится, тема совершенно не раскрыта. Переписывай все снова. И думай, думай головой! Сочинитель нашелся!».
Вечером вы идете к другу на день рождения. У него — гости. Вы вручаете ему заранее купленный вами подарок. Но вещь оказалась не того размера. Вы ошиблись. Правда, никто этого не заметил, кроме вашего Наставника. Вы с другом весело рассмеялись, поняв свою ошибку. Но ваш Наставник не унимается: «Уважаемые гости! Посмотрите на этого невнимательного человека. Он вечно все путает, забывает и из-за этого постоянно совершает непростительные ошибки. Да разве так можно!» И вы стоите и краснеете перед всеми собравшимися людьми. Настроение на весь вечер испорчено.
Вечеринка закончилась, вы едете домой, и случайно садитесь не в тот автобус. Поняв свою ошибку, вы готовы выйти, но не тут-то было. Ваш Наставник на посту: «Уважаемые пассажиры! Посмотрите на этого горе-путешественника. Номера маршрутов он, видите ли, перепутал! Какое безобразие! Разве можно так безответственно ошибаться!»
Наконец вы дома. Начинаете готовить ужин. Ваш Наставник садится на вашей кухне с блокнотом в руках и говорит: «Ну, что же, давай, готовь! А я буду внимательно следить за тобой и записывать твои ошибки. Потом все обсудим».
А теперь представьте, что такой Наставник (или разные Наставники, сменяя друг друга) ходит за вами десять лет. Ну как, представили?
Приблизительно таким образом мы учим и воспитываем наших детей.
Нерелигиозная молитва учителей
Перечитывая «Педагогику для всех» С.Л. Соловейчика, я встретила прекрасные слова о воспитательном воздействии взрослого на ребенка, которые можно было бы назвать «Нерелигиозной молитвой учителей». По-моему, эти слова надо чаще перечитывать учителям да и всем взрослым.
Нерелигиозная молитва учителей
«Оставь ребенка в покое, — говорю я себе, — перестань его воспитывать на каждом шагу, уйми свою страсть к воспитанию! Она кажется тебе благородной, а на самом деле это и есть бескультурье — посягать на ребенка так называемым воспитанием. Не стой над душой!»
Дети — это особая каста, требующая к себе особого отношения всех взрослых. Отношения бережного, вдумчивого, неторопливого и обязательно доброго и справедливого.
Все взрослые должны относиться к детям так, и требовать этого с учителей. Хотелось бы, чтобы во всем нашем обществе просматривалась стройная система воспитания детей; чтобы Мир Взрослых мудро и нравственно воспитывал Мир Детей. А задачей школы и учителей было бы, ввести все воспитательные акты, все воспитательные воздействия в единую, цельную, стройную и обязательно мудрую систему — систему воспитания.
«Человек воспитывается целым обществом. Все события в обществе, его работа, движение вперед, его быт, успехи и неудачи — все это настолько могучие и настолько сложные воспитательные факторы, что адекватно показать их работу можно только в большом специальном исследовании, которое может быть убедительным, только опираясь на большое количество удостоверенных наблюдений». (А.С. Макаренко «О воспитании»).
Мои другие многочисленные пожелания, а также инструкции, домашние задания и советы думающим, любящим и неленивым взрослым — в моих книгах:
Книги Алины Бикеевой для педагогов и родителей
- А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
- А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
- А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
- А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
- А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
- А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
- А. Бикеева Страноведение: Американский английский и культура США и Канады.
- А. Бикеева Английский язык: Интеллектуальные игры для школьников.
Книги А.С. Бикеевой в магазине Ozon.ru.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.