Тема симметрии была выбрана не случайно. Симметрия является одной из фундаментальных закономерностей мироздания. Понятие симметрия проходит через всю многовековую историю человеческого творчества: представление о симметрии складывалось на протяжении многих поколений. Обосновывается это тем, что оно связано с такими категориями понятий как красота, правильность, простота, изящество, гармония, к которым люди никогда не были равнодушны. Стремление людей понять природу, сущность красоты, заставило исследовать их и такой феномен как симметрия. К сожалению, в школьном курсе математики недостаточно часов для изучения симметрии.
Содержание элективного курса должно отличается от содержания базового курса математики, в котором изучается лишь математическая составляющая основных видов симметрии, а об их общекультурном аспекте упоминается вскользь. Элективный курс «Симметрия вокруг нас» ориентирован на интеграцию знаний о симметрии, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них.
В процессе реализации курса важно установить связь симметрии не только с математикой, но и с физикой, биологией, архитектурой, историей, философией, искусством и другими науками. Курс «Симметрия вокруг нас» в большей степени должен носить просветительский характер, он призван расширить кругозор учащихся, повысить мотивацию изучения математики, развить творческие способности учащихся, расширить кругозор учащихся, стимулировать их познавательные интересы.
Курс предназначен не только для учащихся, ориентированных на углубленное изучение математики, но и для классов гуманитарного профиля, ученики которых в основном имеют низкий уровень интереса к математике.
Симметрия в математике это не только совокупность определенных свойств, но и неотъемлемая составляющая красоты математических конструкций, нашедших свой способ реализации в различных научных областях. Демонстрация учащимся реально существующих объектов красивой и правильной формы в живой и неживой природе либо созданных человеком формирует представления о красоте, развивает их эстетический вкус и в целом способствует эстетическому воспитанию.
Темы уроков математики по теме симметрия
Что касается перечня тем элективного курса, то он может быть следующим:
- «Симметрия. Виды симметрии: осевая симметрия, центральная симметрия, поворотная симметрия, параллельный перенос, зеркальная симметрия. Композиция симметрии»;
- «Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных»;
- «Симметрия в неживой природе. Асимметрия»;
- «Симметрия в архитектуре»;
- «Симметрия живописи, литературе, музыке»;
- «Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Герих»;
- «Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы уравнений»
- и многие другие.
Так, например, в контексте изучения темы «Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Герих» можно предложить учащимся изучить следующие вопросы:
- Орнамент как отпечаток души народа;
- Как создают орнаменты;
- Этот необыкновенный герих (вид орнамента);
- Паркет как вид орнамента и математическая задача о «замощении» плоскости.
Так же можно выполнить ряд задач практического содержания, например: «Разделите окружность на 4 части, на 8 частей, на 10 частей и постройте розетки в соответствии со способом деления окружности». На самостоятельное изучение могут быть вынесены вопросы для подготовки докладов.
Темы докладов по математике на тему симметрия
- виды линейных орнаментов (бордюров);
- симметрия орнаментальных решеток;
- паркеты из правильных многоугольников и т.д.
В качестве тем учебно-исследовательских заданий можно предложить такие как:
- Художественные особенности мордовских национальных орнаментов;
- Орнаменты, розетки, герихи в современной архитектуре Саранска»и т.д.
Очень важно, чтобы учащиеся в ходе освоения элективного курса имели возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архитектуры, самостоятельно искали информацию, необходимую для подтверждения или опровержения фактов; проводили исследования (самостоятельно или в группе).
Рациональнее всего использовать такие формы организации учебных занятий как лекция, практическая работа, семинар. Так же можно использовать на занятиях защиту исследовательских проектов учащихся, организовывать работу круглых столов, устраивать конференции и т.д.
Литература
- Азевич, А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. / А.И. Азевич – М.: Школа-Прес, 1988. – 160 с.
- Дорофеев, Г.В. Концепция профильного курса математики / Г.В. Дорофеев // Математика в школе. – 2006. - №7. – С.14
- Дорофеев, Г.В. Профилированная школа в концепции школьного математического образования / Г.В. Дорофеев // Проф. школа. – 2004. - № 1.
- Саранцев, Г.И. Красота - в математике, математика - в красоте / Г.И. Саранцев // Педагогика. – 2004. – №3. – С. 24-31
- Саранцев, Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике / Г.И. Саранцев ПО РАО, Мордов. Пед. Ин-т. – Саранск, 2003. – 136 с.
Об авторе: Лютов Руслан Александрович, учитель математики, информатики и физики, МБОУ "Краснослободский многопрофильный лицей" Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.