Литвинова Елена Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №5
г. Комсомольск – на Амуре
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №5
г. Комсомольск – на Амуре
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
А.С.Макаренко
Воспитание – великое дело! Им решается участь человека.
К.Ушинский.
К.Ушинский.
Встаю с кровати, автоматически подхожу к книжной полке, так лениво расположившейся в зале… Глаза блуждают, непроизвольно отыскивая что – то нужное. Свершилось!! Интуицию ведь не обманешь! Из большого количества книг взгляд уверенно выхватывает в коричневом переплёте, ту, которая так неуверенно прижалась к журналу « Классный руководитель».
Снимаю с полки…»Педагогическую поэму» Макаренко. Вот и ответ!!! Чувство неудовлетворённости в работе, с которым я живу в последнее время, инстинктивно подвело меня к этому произведению. Да, подзабылась классика. А жаль! Ведь именно она – фундамент педагогики. И уж если в основе наших уроков лежит до сих пор методика, предложенная ещё Ушинским, то в фундаментальности педагогики сомневаться не приходится. Надо будет перечитать это классическое произведение!!! Какой колоссальный опыт! А пока…Проблема обозначилась сама собой.
Какое обречённое слово «неудовлетворённость»! Что может быть страшнее его для человека любой профессии? А ведь я – учитель! Человек, размах творческих крыльев которого должен быть в два, три, четыре раза больше чем у всех остальных людей. Пытаюсь проанализировать ситуацию, а затем, возможно, и выход отыщется сам собой! Хотя, как подсказывает жизненный опыт, само по себе ничего не происходит.
На ум приходят слова С.Михалкова: « Главное в воспитании – не упустить время, можно и должно преградить дорогу всему дурному». Как точно сказано: «Не упустить время!». А что это значит? Это значит, как можно больше общаться с учениками, заглядывая в их детские чистые глаза, пытаясь понять, что же беспокоит, о чём они думают, к чему стремятся, кому подражают….Это значит стать их другом, а дружба – понятие круглосуточное. Это значит всегда быть рядом с ними, когда они нуждаются в помощи классного руководителя. А таких ситуаций в школьной жизни предостаточно. Это значит проводить беседы после уроков, наставляя на путь истинный трудных учеников, которых у нас в школе немало… К сожаленью, в последнее время именно из – за отсутствия этого самого времени, я перестала досконально продумывать этапы работы со своими учениками и с их родителями. Ах, сколько же я запланировала совместных мероприятий с родителями и ребятами в начале учебного года, учитывая свой прежний педагогический опыт. Я прекрасно понимала, что пятиклассники, эти «маленькие слепые котята», требуют от учителя огромных вложений в их неокрепшие души, вложений энергии, эмоций, опыта, знаний. Они имеют на это право! Ведь это именно ради них я каждое
Вдруг память вернула меня как будто на целую жизнь назад, а на самом деле прошло 7 лет с тех пор, как мне посчастливилось стать классным руководителем 5 класса А, выпускников 2006 – 2007 года. Уже в конце первой четверти я посетила все семьи класса, знала, в каких условиях живут мои подопечные, не побоюсь этого слова. В конце второй четверти я провела свой первый семейный вечер. А что было потом…Фейерверком мероприятий, конкурсов, туристических поездок, литературных гостиных и классных вечеров пронеслись эти замечательные семь школьных лет. На всё хватало времени. И на то, чтобы «зачать» мероприятие, «выносить» его, качественно подготовить и «родить», представить на суд ребят и их родителей. Да простит мне слушатель или читатель эту сложную развёрнутую метафору.
Мне хватало времени, чтобы подставить своё плечо, помочь ученику в трудной ситуации, выслушав его очередную исповедь. А ведь шли, рассказывали, доверяли, потому что чувствовали, что я, их классная мама, забочусь о них, доказывая это каждодневным трудом и любовью. И не опускала я глаза, когда в очередной раз приходилось обращаться к родителям за помощью в ремонте или спонсорской помощи для школы, потому что знала, что имею на это право, знала, что прежде чем что – то попросить, нужно что – то отдать. Спокойно готовилась к очередному уроку, продумывая каждый его этап, мысленно анализируя предстоящее действо.
А какими разнообразными были уроки: урок – концерт, поэтический урок, урок – загадка, урок – памяти, урок – конференция…Неужели всё это в прошлом?
Реалии сегодняшнего дня пронзили меня как всегда внезапно. Что же происходит? Ведь в сутках как и тогда ровно 24 часа и ни минутой больше. Скажите: «Возраст, теряю силы». Но до преклонного возраста мне ещё далековато, а желание творить, используя свой прежний опыт, пока ещё осталось.
Что же сегодня? Прошло уже две четверти, а я чувствую н
еудовлетворённость от того, что только треть запланированного я смогла реализовать. Провели классный вечер, посетили спектакли, галерею « Метаморфоза», совершили путешествие в город Амурск , побывали в Ботаническом саду, съездили на новогоднюю ёлку в Хабаровск… Кто – то скажет: « Не так уж и мало». Возможно, но от прошедших мероприятий веет какой – то казенщиной, сухостью, если хотите. Я не говорю о познавательной значимости этих мероприятий, которая, безусловно, очевидна. Где – то потерялась глубина общения с детьми, не хватает времени просто их выслушать, я не успеваю пообщаться с родителями, просто прийти к ним в дом( если бы вы знали, как ребята просят меня об этом) просто как друг, как надёжный товарищ рядом с которым по жизни идти легко и интересно. И уверяю Вас – потянутся родители в школу, потому что будут знать, что в школе им помогут, выслушают и тогда родители сами предложат нам свою помощь.
А пока меня такое ощущение, что я участвую в какой – то бесконечной гонке за призрачными местами в огромном количестве конкурсов, что в многочисленных совещаниях и заседаниях растрачиваю себя как педагог, постепенно превращаясь в делопроизводителя, забывая о главных приоритетных направлениях в работе учителя. Поймите, я не против конкурсов, конференции, презентаций… Просто всё должно быть в меру!!!
Скажите мне, уважаемые коллеги, может быть такая ситуация только в моей школе и проблема систематической нехватки времени волнует только меня?? Может быть, век компьютеров навсегда похоронит живое общение между учителем и учеником??...
Снимаю с полки…»Педагогическую поэму» Макаренко. Вот и ответ!!! Чувство неудовлетворённости в работе, с которым я живу в последнее время, инстинктивно подвело меня к этому произведению. Да, подзабылась классика. А жаль! Ведь именно она – фундамент педагогики. И уж если в основе наших уроков лежит до сих пор методика, предложенная ещё Ушинским, то в фундаментальности педагогики сомневаться не приходится. Надо будет перечитать это классическое произведение!!! Какой колоссальный опыт! А пока…Проблема обозначилась сама собой.
Какое обречённое слово «неудовлетворённость»! Что может быть страшнее его для человека любой профессии? А ведь я – учитель! Человек, размах творческих крыльев которого должен быть в два, три, четыре раза больше чем у всех остальных людей. Пытаюсь проанализировать ситуацию, а затем, возможно, и выход отыщется сам собой! Хотя, как подсказывает жизненный опыт, само по себе ничего не происходит.
На ум приходят слова С.Михалкова: « Главное в воспитании – не упустить время, можно и должно преградить дорогу всему дурному». Как точно сказано: «Не упустить время!». А что это значит? Это значит, как можно больше общаться с учениками, заглядывая в их детские чистые глаза, пытаясь понять, что же беспокоит, о чём они думают, к чему стремятся, кому подражают….Это значит стать их другом, а дружба – понятие круглосуточное. Это значит всегда быть рядом с ними, когда они нуждаются в помощи классного руководителя. А таких ситуаций в школьной жизни предостаточно. Это значит проводить беседы после уроков, наставляя на путь истинный трудных учеников, которых у нас в школе немало… К сожаленью, в последнее время именно из – за отсутствия этого самого времени, я перестала досконально продумывать этапы работы со своими учениками и с их родителями. Ах, сколько же я запланировала совместных мероприятий с родителями и ребятами в начале учебного года, учитывая свой прежний педагогический опыт. Я прекрасно понимала, что пятиклассники, эти «маленькие слепые котята», требуют от учителя огромных вложений в их неокрепшие души, вложений энергии, эмоций, опыта, знаний. Они имеют на это право! Ведь это именно ради них я каждое
Вдруг память вернула меня как будто на целую жизнь назад, а на самом деле прошло 7 лет с тех пор, как мне посчастливилось стать классным руководителем 5 класса А, выпускников 2006 – 2007 года. Уже в конце первой четверти я посетила все семьи класса, знала, в каких условиях живут мои подопечные, не побоюсь этого слова. В конце второй четверти я провела свой первый семейный вечер. А что было потом…Фейерверком мероприятий, конкурсов, туристических поездок, литературных гостиных и классных вечеров пронеслись эти замечательные семь школьных лет. На всё хватало времени. И на то, чтобы «зачать» мероприятие, «выносить» его, качественно подготовить и «родить», представить на суд ребят и их родителей. Да простит мне слушатель или читатель эту сложную развёрнутую метафору.
Мне хватало времени, чтобы подставить своё плечо, помочь ученику в трудной ситуации, выслушав его очередную исповедь. А ведь шли, рассказывали, доверяли, потому что чувствовали, что я, их классная мама, забочусь о них, доказывая это каждодневным трудом и любовью. И не опускала я глаза, когда в очередной раз приходилось обращаться к родителям за помощью в ремонте или спонсорской помощи для школы, потому что знала, что имею на это право, знала, что прежде чем что – то попросить, нужно что – то отдать. Спокойно готовилась к очередному уроку, продумывая каждый его этап, мысленно анализируя предстоящее действо.
А какими разнообразными были уроки: урок – концерт, поэтический урок, урок – загадка, урок – памяти, урок – конференция…Неужели всё это в прошлом?
Реалии сегодняшнего дня пронзили меня как всегда внезапно. Что же происходит? Ведь в сутках как и тогда ровно 24 часа и ни минутой больше. Скажите: «Возраст, теряю силы». Но до преклонного возраста мне ещё далековато, а желание творить, используя свой прежний опыт, пока ещё осталось.
Что же сегодня? Прошло уже две четверти, а я чувствую н
еудовлетворённость от того, что только треть запланированного я смогла реализовать. Провели классный вечер, посетили спектакли, галерею « Метаморфоза», совершили путешествие в город Амурск , побывали в Ботаническом саду, съездили на новогоднюю ёлку в Хабаровск… Кто – то скажет: « Не так уж и мало». Возможно, но от прошедших мероприятий веет какой – то казенщиной, сухостью, если хотите. Я не говорю о познавательной значимости этих мероприятий, которая, безусловно, очевидна. Где – то потерялась глубина общения с детьми, не хватает времени просто их выслушать, я не успеваю пообщаться с родителями, просто прийти к ним в дом( если бы вы знали, как ребята просят меня об этом) просто как друг, как надёжный товарищ рядом с которым по жизни идти легко и интересно. И уверяю Вас – потянутся родители в школу, потому что будут знать, что в школе им помогут, выслушают и тогда родители сами предложат нам свою помощь.
А пока меня такое ощущение, что я участвую в какой – то бесконечной гонке за призрачными местами в огромном количестве конкурсов, что в многочисленных совещаниях и заседаниях растрачиваю себя как педагог, постепенно превращаясь в делопроизводителя, забывая о главных приоритетных направлениях в работе учителя. Поймите, я не против конкурсов, конференции, презентаций… Просто всё должно быть в меру!!!
Скажите мне, уважаемые коллеги, может быть такая ситуация только в моей школе и проблема систематической нехватки времени волнует только меня?? Может быть, век компьютеров навсегда похоронит живое общение между учителем и учеником??...
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Комментарии: