Наумова Наталья Юрьевна,
учитель математики,
ГБОУ "Гимназия №526", г. Санкт-Петербург
учитель математики,
ГБОУ "Гимназия №526", г. Санкт-Петербург
Большинство начинающих педагогов на первых порах сталкивается с одними и теми же трудностями. Приступив к работе, молодой учитель, как правило, имеет в своем арсенале не более чем желание работать да уверенность, что он отлично знает как математику, так и методику ее преподавания, о чем свидетельствует чудесная корочка, именуемая в народе "дипломом”.
Данное пособие поможет новичку справиться с первыми неудачами, возникающими на пути к профессионализму, поскольку содержит исключительно ценные советы и рекомендации по ведению урока и подготовке к нему.
1. Внешний вид учителя.
Первое и главное, о чем обязан подумать начинающий педагог, - это облик, в котором он явится на урок к детям. Здесь лучше всего не стесняться своих вкусов. Желательно, чтобы одежда не сочеталась по цветовой гамме и была яркой, в противном случае, Вы просто сольетесь с окружающей обстановкой и будете не видны детскому глазу. А Ваша главная задача – сделать так, чтобы все тридцать пар глаз в течение 45 минут неотрывно следили за Вами. Легче всего этого можно добиться вышеупомянутым образом, при этом не будет лишним, чтобы на Вашей одежде что-нибудь побрякивало.
2. Подготовка к уроку.
Старайтесь поменьше спать. Готовясь к уроку, благополучно похороните все существующие методики и постоянно выдумывайте нечто. Отриньте авторитеты – это не для Вас, пишите часов эдак до трех ночи, чтобы под глазами пролегли темные круги, и в окружающих Вас детей вселился леденящий душу страх. Причем добиться такого эффекта можно только при условии, что велосипед изобретается не однократно, а каждый день в течение, например, девяти месяцев.
3. Ход урока.
Перед уроком настройтесь на рабочий лад: сделайте суровое лицо – оно должно выглядеть немного пугающим, чтобы дети топтались у дверей и страшились войти, а уж если набрались смелости и рассредоточились по классу, то настроение у них было на нуле.
Обязательно проверьте наличие мела и мокрых тряпок. Эта мера необходима не только для того, чтобы было чем писать на доске и стирать. Когда Вы пишите, приходится поворачиваться к классу спиной, а в этот момент возникают разнообразные ситуации, связанные с тем, что учащиеся перестают видеть Вашу угрожающую их спокойствию личность и могут позволить себе расслабиться. Вот тут-то и приходит на помощь мел, ибо он является незаменимым помощником по привлечению внимания: ничто так не бодрит, как ловкое попадание им в цель.
Также удачным ходом будет резкая смена настроения. Бросайтесь из одной крайности в другую, класс будет находиться в постоянном напряжении, а, значит, следить за событиями, поскольку ничто так не волнует мозг, как неизвестность.
Желательно постоянно острить по поводу изучаемого материала, а также комментировать умственные способности отдельных представителей следующего за Вами поколения.
Урок хорошо бы проводить таким образом: сначала шарахнуть на доску какую-нибудь неподъемную задачу, увидеть ужас в глазах учеников, пройтись по поводу современных подрощенных детей, объяснить на пальцах, что же там на самом деле происходит, а потом со спокойной совестью закатить проверочную работу. Желательно за пять минут до звонка. Именно так и "закаляется сталь”.
Очень полезным бывает в середине разбора какой-нибудь задачи отвлечься и спеть песню на тему "Да, были люди в наше время…”. Уверяю Вас, в классе в этот момент все сосредоточены, как никогда, и познают тонкости бытия с нескрываемым любопытством.
Нельзя не упомянуть о домашних заданиях. В ваших интересах провозгласить полнейшую свободу в этом направлении обучения и никогда не заикаться о проверке. А если вдруг отыщется дотошный ученик и попытается вручить Вам тетрадь, то ни в коем случае не смотрите, что там написано, ссылаясь на слабое зрение, а будет настаивать – пролистайте, но лучше держать ее при этом вверх ногами.
Никогда не упоминайте о том, что математика – важный и нужный предмет. Это все равно, что продавать пылесос фирмы "Кирби” – дорого и непрактично. Гораздо лучше сделать урок занимательным: больше игр и меньше формул. Не стоит стремиться к научной строгости доказательства того или иного факта. Во много раз интересней и полезней будет объяснить сложный материал, помахав руками и снабжая объяснения сочными словечками, почерпнутыми из лексикона самих детишек. Это более доступно для них, да и Вы будете выглядеть очень выигрышно и свежо для своего статуса.
Если в Вашем классе объявился возмутитель спокойствия, из-за которого внимание присутствующих уделяется отнюдь не Вашей персоне, с веселой улыбкой убедите вышеупомянутого товарища в его несостоятельности как человека, и попросите удалиться за пределы Вашего помещения. Наверняка это не поможет, поэтому всегда помните, что у Вас, в отличие от него, физкультура была три раза в неделю, а посему Вы – более спортивны и имеете больше шансов на успех в достижении цели.
Когда нарушитель будет приведен в чувство, настойчиво рекомендуется тут же провести проверочную работу в классе, восседая при этом с лицом Медузы Горгоны.
Кстати, об оценках. Ни в коем случае нельзя оценивать работу на уроке, это вносит некий разлад в неокрепший детский мозг, а также отчасти расстраивает Ваше психическое здоровье. Поэтому логичнее вообще не вызывать к доске, а на месте лучше всего работается молча. Кроме того, ответы с места излишне напрягают слух и устанавливают некое несоответствие с понятием дисциплины на уроке. Исходя из этих соображений, проводите как можно чаще различного рода самостоятельные, проверочные и контрольные работы, причем оценки за них удобнее всего ставить не по факту написания, а по уровню авторитета в Ваших глазах писавшего эту работу.
В конце урока удачно бывает вспомнить о заявленной в начале теме и со звонком (а лучше, когда он затихнет) закончить объяснение.
4. Практические и лабораторные работы.
Ни в коем случае, ни под каким предлогом не проводите практических работ! Во-первых, теряется драгоценное время, а во-вторых, необходимо развивать у детей фантазию, поэтому вместо того, чтобы вести класс на улицу и, вооружившись палками, измерять во дворе высоту фонарного столба, сославшись на подобные треугольники, лучше всего будет начать урок словами: "А давайте представим себе…” Вы сразу увидите, насколько слабо развито детское воображение, поэтому Вам и без практических работ есть чем заняться на уроке.
5. Использование ИКТ на уроках.
Если Вам предложат установить в классе компьютер с проектором в связи с информатизацией школы – сопротивляйтесь. Прячьте ключи от кабинета, выгоняйте плотника с электриком, в общем, ведите борьбу открытую и непримиримую. Поскольку Вы должны четко понимать, что наличие упомянутых достижений современности резко уменьшит Вашу мобильность, а учащиеся, как правило, реагируют только на то, что движется. Поэтому, если уж случилось быть этой напасти у Вас в кабинете, то попросту никогда не включайте питание.
6. Работа с одаренными детьми.
Этот аспект преподавания не так сложен, как кажется на первый взгляд. Во время урока обращайтесь только к ребенку, который проявляет свои недюжинные способности в изучении предмета, поскольку только он в силах уловить хитросплетение Ваших мыслей. А если он все-таки отвлекается и скучает, то нет ничего лучше, чем попросить его объяснить коллегам изучаемый материал.
Может случиться так, что ребенок не идет на контакт, всем своим видом демонстрируя скуку и неприятие учебного процесса. Тогда самое время обидеться на него и не замечать какое-то время. Очень действенный способ прослыть среди одаренных детей принципиальным человеком.
7. Участие в олимпиадах.
В свете беседы об одаренных детях невозможно не упомянуть о таком чудном явлении школьной жизни, как олимпиады различного уровня. Учитывая, что каждый уважающий себя гражданин, которому посчастливилось у Вас учиться, считает себя исключительно одаренным, то каждый, без сомнения, станет просить, чтобы Вы отправили его на олимпиаду. Ни в коем случае нельзя поддаваться на эти уговоры, ибо Вы должны четко понимать, что сие желание возникает у целого класса не по причине любви к Вашему волшебному предмету и желания обнаружить доселе скрытые таланты. Цель очевидна – свинтить с уроков, поскольку такого рода мероприятие, скорее всего, будет проводиться в урочное время. И помните: в олимпиаде могут принимать участие, очевидно, Вы да портреты на стенах. Им тоже по силам окунуться в богатейший мир задач, впечатляющих либо многозначностью, либо многосложностью, либо многословностью, в общем, многомудростью.
8. Учебные программы и пособия.
Являясь невероятно грамотным человеком, о чем свидетельствует Ваше высокое образование, Вы, несомненно, пожелаете работать с учебником, который во всех отношениях будет соответствовать Вашему могучему уму. Но прежде, чем окунуться в прекрасный мир чисел, проверьте – имеется ли к данному пособию широкий ассортимент решебников. Пожалейте всех участников образовательного процесса, начиная с себя.
9. Подготовка к ЕГЭ и ГИА.
Если к Вам при распределении попали классы, в которых детишки думают, что они уже большие, а, судя по разнице в Ваших с ними размерах, так и есть, то сразу возникает вопрос о колоссальной ответственности за их туманное будущее. В этом случае предлагается поделиться своей непосильной нагрузкой с коллегами и сообщить чадам, что лучшая подготовка к испытаниям такого рода проходит под чутким руководством репетитора или преподавателя каких-нибудь волшебных курсов. А Вам и так есть, чем заняться на уроке (см. выше).
10. Коллеги.
Конечно, общение с коллегами – немаловажная часть непростой работы педагога. В коллективе много заслуженных учителей, посвятивших себя этой нелегкой профессии, интересных людей, которые могли бы Вас чему-то научить. Так вот убедительная просьба: не слушайте их. Не ходите к ним на уроки, не записывайте за ними каждое слово. И, конечно же, ни в коем случае не пускайте их к себе. Желание придти к Вам на урок особо имеют завучи. Выкручивайтесь, как можете, говорите, что у Вас снова контрольная (а, наверняка, так и есть, если Вы следуете этим советам), потому как они будут Вас ругать, а это крайне неприятно, учитывая, что Вы все делаете правильно.
Вместо эпилога
Каждый начинающий педагог, выбрав свою стезю, следует по ней, руководствуясь зовом сердца и голосом разума. Можно взять себе на заметку предложенные в данном пособии советы, можно придумать что-то еще, более изящное и современное. Но в конце сего повествования следует произнести слова, которые вслед за Надсоном скажет Вам каждый ребенок:
Любви, одной любви! Как нищий подаянья,
Как странник, на пути застигнутый грозой,
У крова чуждого молящий состраданья,
Так я молю любви с тревогой и тоской.
Как странник, на пути застигнутый грозой,
У крова чуждого молящий состраданья,
Так я молю любви с тревогой и тоской.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Комментарии: