Прокунина Тамара Васильевна
Учитель начальных классов
МОУ «Травниковская средняя общеобразовательная школа»,
Чебаркульского района, Челябинской области
Педагогический стаж – 36 лет
МОУ «Травниковская средняя общеобразовательная школа»,
Чебаркульского района, Челябинской области
Педагогический стаж – 36 лет
«Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передаёт им свой характер,предстаёт перед ними как образ человечности»
Ш.А. Амоношвили
Ш.А. Амоношвили
Поздний вечер. В домах напротив почти во всех окнах погас свет. А я ещё сижу — проверяю сочинения четвероклассников на тему «Кем я хочу быть?». Легко сказать — изложи, кем хочешь быть! Ребята перебрали все самые романтические профессии. Они, конечно, хотят быть и врачами, и космонавтами, и летчиками-испытателями.… Читаю с удовольствием: сочинения позволяют лучше узнать ребят.
И вдруг я буквально вздрагиваю от неожиданности. «Хочу быть, как и вы,— пишет одна девочка,— первой учительницей. Хочу быть похожей на вас».
В растерянности я откладываю тетрадь. В искренности этой девочки я не сомневаюсь, хорошо знаю её. Но как это трудно и ответственно — быть для кого-то примером. И как будет горько, если, став старше, эта же девочка другими глазами посмотрит на меня, разочаруется, поймёт, что ошиблась...
Все мы делаем свою жизнь с кого-то. Бывает, что с человека, который всегда рядом с нами. Он незаметно, каждый день формирует наши взгляды, нашу личность. И только став взрослыми, анализируя свою жизнь, мы вдруг понимаем, что какой-то находившийся рядом человек, к которому мы привыкли и которого почти не замечали, оказывал на нас своё влияние и по этому человеку мы строили себя.
Часто вспоминаю школу, где училась, мысленно я обращаюсь к своей первой учительнице, которая, как я теперь понимаю, сыграла в становлении моего характера главную роль. Светлана Дмитриевна Сорокина – моя первая учительница. Стройная, очень прямая женщина, с энергичной походкой, решительным лицом, быстрыми, выразительными глазами. На уроках Светлана Дмитриевна старалась подбодрить, вселить в учеников уверенность, помочь им. Она умела удивительно просто и доходчиво объяснить любой самый сложный материал. Отметки она ставила таким образом, что пятёрки и четвёрки размещались у неё на всей площади клеточки дневника, а двойки получались маленькими, скрюченными, будто кто-то замахнулся на них хлыстом и они спешат скорее ретироваться. Даже эта мелочь оказывала на нас, малышей, сильное психологическое воздействие, внушала желание учиться лучше.
Прошло много лет с тех пор, как я окончила начальную школу, затем среднюю, а потом поступила в Миасское педагогическое училище. И, как это обычно бывает, сначала я часто прибегала в свою школу, к Светлане Дмитриевне, сидела у неё на уроках. На втором курсе давала в её классе пробные уроки, проходила педагогическую практику. В 1976 году закончила педучилище и приехала работать в Чебаркульский район, в село Травники. Встретила «свою половинку», так я стала сельской учительницей. Потом, в силу обстоятельств, стала приезжать к своей первой учительнице всё реже и реже.… Теперь я очень хорошо понимаю, что сила её воздействия на меня была огромной. Светлана Дмитриевна развивала во мне трудолюбие, целеустремленность, пытливость, собранность, желание шлифовать свой ум и способности. Она учила меня бороться с трудностями, преодолевать их, не терять оптимизма. И этот её вклад в моё развитие неоценим.
Поступила в институт, когда моей дочке было 8 лет, а сыну-4 года. Благодаря самостоятельности и пониманию моего супруга, (на его плечи легли все заботы о детях) я успешно окончила Челябинский педагогический государственный институт и получила высшее образование.
Ни один урок моей первой учительницы не прошёл для меня даром. Она была тем человеком, равняясь на которого — и сознательно, и подсознательно,— я пыталась создать свой характер.
...Слова своей ученицы, которая, оказывается, решила быть на меня похожей, я принимала лишь в шутку. Но мысль, заложенная в них, интересна. Действительно, через несколько лет она стала учительницей…. И я рада!
Выпускники для учителя – всегда надежда и боль. Это зеркало его работы. Какими они будут? Что ждёт их в будущем? Именно мы, учителя, стоим у колыбели духовного развития детей и подчас оказываемся именно теми, с кого они хотя бы частично делают себя. И потому наша роль — особенная. Хороший преподаватель пения умеет поставить голос ученика, но ещё важнее нам, учителям, уметь «поста¬вить» сердце ученика. Пусть это звучит непривычно, но именно — поставить сердце. Чтобы оно не оставалось безразличным к чужому страданию, чтобы не уставало стремиться к добру, чтобы, даже старея, не утрачивало юных порывов. Чтобы наши ученики, расставаясь со школой, несли в жизнь не только ум, вооруженный знаниями, не только умелые руки, но и чуткое человеческое сердце, не прощающее подлости, угодничества, наполненное горячей любовью к людям. Какое горькое воспоминание вызывают в памяти каждого из нас те учителя, что не справились со своими учительскими обязанностями и вели себя, не придерживаясь тех истин, которые внушали нам на уроках. Какое это горе, когда тебя не любят, даже презирают твои ученики! По-моему, учитель должен быть очень критичным по отношению к себе, всегда помнить о том, что для детей в его характере и поведении ничто не мелочь. А сельского Учителя видят все, его жизнь как на ладони…
Мои учительские будни…
В них ручейки берут истоки.
В них каждый день куда-то мчит.
Ребячий шум, звонки уроки –
Моей судьбы привычный ритм.
Их наперёд узнать нетрудно,
Как небо в зной, они ясны –
Мои учительские будни,
Мои учительские сны.
Они надеждою согреты,
Они горят в глазах детей –
Мои нехитрые секреты
Педагогических идей.
А жизнь то гнётся, то искрится
На каждом новом рубеже.
Но злу с добром же не ужиться
В моей распахнутой душе.
Я перед ним закрою двери,
Чтобы добра продолжить нить,
Не перестану людям верить,
Не перестану их любить. (З.Баева)
В них ручейки берут истоки.
В них каждый день куда-то мчит.
Ребячий шум, звонки уроки –
Моей судьбы привычный ритм.
Их наперёд узнать нетрудно,
Как небо в зной, они ясны –
Мои учительские будни,
Мои учительские сны.
Они надеждою согреты,
Они горят в глазах детей –
Мои нехитрые секреты
Педагогических идей.
А жизнь то гнётся, то искрится
На каждом новом рубеже.
Но злу с добром же не ужиться
В моей распахнутой душе.
Я перед ним закрою двери,
Чтобы добра продолжить нить,
Не перестану людям верить,
Не перестану их любить. (З.Баева)
В общении с детьми я нахожу радость. Моя жизнь измеряется учебными годами и звонками. Ни возраст, ни усталость не замечаю, когда рядом со мной дети, от которых исходит неиссякаемая энергия. Умение увлечь учеников и есть педагогическое мастерство.… Как я люблю свою работу! Как я рада видеть счастливые глаза детей, которые надеются, верят и ждут тебя, своего Учителя! Только ради этого стоит быть Учителем!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Комментарии: