Татьяна Михайловна Гилясова, 22.06.2012 5

Эссе "И тянется, как лучик счастья, ученика с учителем связующая нить"


Я – педагог, и этим всё сказано. Вся моя жизнь связана со школой, с детьми. Название эссе – это строчки из стихотворения моего ученика Зайцева Димы, ученика 10 класса, победителя муниципального конкурса сочинений «Учителями славится Россия»-2011. Мне кажется, что они очень точно передают суть моей работы.

Обсудить статью (уже 5 коммент.) Опубликовать свой материал
Гилясова Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ
с углублённым изучением отдельных предметов №2

На самой окраине микрорайона с очень красивым названием Синюшина гора, вдали от машинной и людской суеты стоит школа №2, куда ручейками стекается детвора вот уже больше сорока лет. Здесь учились мои дети, здесь теперь учится моя внучка Леночка. Сюда в 1979 году после четырёх лет работы в деревне пришла я работать учителем русского языка и литературы. Здесь работаю и сейчас. Вот уже 33 года… Нисколько не жалею об этом!

Оглядываюсь назад. Воспоминания накатываются волнами… Что-то стёрлось из памяти, но многое видится ярко, отчётливо. Помню, как волновалась я, когда входила в кабинет директора, ведь он был когда-то моим учителем. Представляете: узнал, хотя прошло пятнадцать лет!

Начались учительские будни. Очень переживала, когда знакомилась со своим 4г классом. Полюбила их сразу. Славные были ребята: непоседы Михалёв Сергей и Тугарин Сергей, рассудительный Трапезников Петя, скромница Князева Иринка, умницы Кривошеева Верочка и Андреева Олечка, талантливая девочка Малых Вера, неразлучные подружки Евтушенко Оксанка и Ленская Танюшка, борец за справедливость Сахаровская Лариса… Только три года учила этих ребят (ушла в декретный отпуск), но столько воспоминаний! Самые яркие связаны с постановкой спектаклей. Как-то ставили в актовом зале «Золушку»: принцем был Трапезников Петя, Золушкой – красавица Олечка Андреева. Они были великолепны! Лариса Сахаровская так правдоподобно играла мамашу, что не поверить ей было нельзя. Аплодисменты были самой лучшей наградой юным артистам. А потом мы все пили чай с тортом у Оли Андреевой дома… Никогда не забуду поздравление с 8 Марта, которое сделали мне Михалёв Серёжа, Тугарин Витя и Оберемок Коля. Я очень обрадовалась их приходу, ведь было так приятно внимание ребят. Когда открыла им дверь, увидела такую картину: стоят мои мальчишки расстроенные, Коля плачет, в руках разбитый термос. Оказывается, перед самой дверью мальчик упал, и, как говорится в известном стихотворении С.Михалкова: «…подарок мы купили, купили и разбили. И вот теперь ни денег, ни вазы нет у нас…».

Очень тёплые воспоминания у меня связаны с моим первым в этой школе выпуском. После выхода из декретного отпуска в 1984 году я взяла новый класс – 5а. Годы учёбы этих ребят пришлись на строгие годы «за-стоя»: нельзя было носить девочкам серьги, колечки и даже часы. Все носили только костюмы, галстуки, девочки – форму. Что уж говорить о брюках! Но веяние перестроечного времени коснулось этих ребят. Помню, меня очень-очень просили девочки разрешить им прийти в брюках, хотя бы один раз. И вот под предлогом того, что на уроке литературы мы инсценируем сказку М.Е.Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (это было правдой), я разрешаю моим девчонкам прийти не в форме. Это было так необычно, так смело в те годы! Когда я подходила к школе, меня с ужасом в глазах встречали коллеги, говоря, что мои девочки «такое вытворили!» Да, было время, когда десятиклассниц отчитывали за то, что на них чёрные в сеточку колготки. Это были последние старшеклассники, которые носили обязательную для всех школьную форму (думаю, что она не помешала им стать Людьми). Теперь это взрослые люди, их дети учатся в нашей школе. Когда мы встречаемся, с улыбкой вспоминаем былое…

Самым любимым моим выпуском был выпуск 1995 года. Я до сих пор с особой нежностью вспоминаю о ребятах 5в: Пустовалова Танюшка, Толкачёва Алла, Орлов Денис, Перевалов Павлик, Кириллова Катюша, Федонина Марина, Демидович Света, Петренко Алёнка, Вологжин Вася, Чепрасов Саша, Донов Дениска… Как много времени мы проводили вместе! Мы любили общаться после уроков: играли в новые игры, говорили о новой жизни. Дети дарили мне минуты счастья. Как-то в 7 классе, накануне 8 Марта, мои мальчики ушли с урока (о ужас!). Через некоторое время пришли, виноватые, но такие счастливые: оказывается, они ходили на тогдашний «пятачок» покупать мне подарок. Торжественно вручили мне его - мужскую (!) туалетную воду «Arkadij». Счастлива была и я!

Пожалуй, у меня не было ни одного такого талантливого выпуска, как этот. Дети писали стихи, песни, почти все играли на гитаре, ставили постановки, играли в КВН… Были очень дружными между собой. А как они рисовали! Я до сих пор храню работы детей: иллюстрации к прочитанным произведениям, стихотворные опыты (они вошли в рукописный журнал «Вдохновение»). Именно вдохновение вызывало у подростков прилив эмоций, помогало выразить самые разные чувства. Они писали о любви, о смысле жизни. Писали искренне, стесняясь своих чувств, и они верили в то, что их услышат и поймут. Я благодарна детям за их доверие мне, за их открытые сердца, за их любовь. Это дорогого стоит! Я научила своих учеников делать поздравительные открытки своими руками, писать не дежурные слова, а идущие от души. По-моему, мне это удалось. Вот почему ни одну открытку, подаренную учениками, я не могу выбросить, ведь за этими бесхитростными словами поздравления или признания в любви стоит ребёнок. Мне нравится иногда доставать коробку с самодельными открытками, перечитывать их, и тогда я отчётливо вижу моих учеников, о которых я сохранила самые тёплые воспоминания.

А теперь о главном. Каждый мой класс, в котором я работала или работаю, индивидуален. Дети все разные: послушные и не очень, добрые и не очень, шумные и тихие, весёлые, открытые и замкнутые… В моей педагогической практике случалось всякое, хорошее и, к сожалению, плохое. Были и такие минуты отчаяния, когда хотелось разрыдаться и всё бросить. Но как только увидишь ребячьи глаза, наполненные любовью и любопытством, понимаешь, что без этого ты уже не можешь жить. Ждёшь каникулы, чтобы отдохнуть от школы, и снова идёшь туда, где тебя ждут (должно быть, эти чувства знакомы многим). И так изо дня в день, 37лет. Школьная жизнь насыщена яркими эмоциями, радостными встречами, проблемами, заботами.
Я испытываю чувство удовлетворения, когда вижу, что ребёнку комфортно на моём уроке, когда он тянется ко мне и после него. Мудрая пословица гласит: корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Для меня главное – дарить детям «разумное, доброе, вечное», то есть учить светло, радостно, с добром. Это моё педагогическое кредо.

Нам, педагогам, доверили детей. Школа даёт школьникам знания, для этого она и существует. Но как тут не вспомнить великого педагога Сухомлинского? «Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать»[1]. С этим не поспоришь! Я абсолютно убеждена, что педагог – это не только учитель, прекрасно владеющий своим предметом, это ещё и воспитатель, нравственный наставник, носитель культуры и старший товарищ. Воспитание детей – не простое занятие, скорее, это творчество, а для такого творчества нужны и глубокие знания, и хорошая интуиция. Я также убеждена, что к воспитательной работе стоит относиться как к самой важной из всех земных профессий.

Быть педагогом – большая ответственность. Я осознаю, что и от меня зависит, с каким настроением идёт ученик в школу, какими вырастут мои ученики: образованными, добрыми, воспитанными или наоборот. В.А.Сухомлинский писал: «Никто не учит маленького человека: будь равнодушен к людям, ломай деревья, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной, очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [2].

Мне кажется, что главное качество педагога – умение слушать, слышать и понимать детей. Конечно, любить их и не стесняться говорить им об этом. Думаю, что у меня это получается неплохо, потому что я учусь вместе с детьми, живу их мечтами и интересами. Может, поэтому ребята на школьном форуме «Лучший учитель школы» сделали свой выбор, голосуя за меня в номинации «Золотое сердце» (2011) и «Самый классный классный» (2012). Получая из рук директора школы диплом победителя, я понимала (понимаю и сейчас), что доверие ребят, их признание и любовь – это самое большая оценка моего труда. Дороже и ценнее ребячьего признания ничего нет!

В заключение хочется процитировать несколько строчек из конкурсной работы Зайцева Димы: «Уроки Татьяны Михайловны – это уроки жизни, ведь литература – это не только эпитеты, метафоры и сравнения, это разговор о честности, справедливости, порядочности, ответственности, человеческом достоинстве, милосердии, жестокости и, конечно же, о любви. Может, не всех научила Татьяна Михайловна хорошо разбираться в литературном тексте, зато показала нам, как страшна духовная ограниченность для становления личности, как важно нести в своём сердце доброту…. Наверное, у каждого учителя есть заветная мечта дать нам хорошие, прочные знания, уберечь от ошибок, сделать из нас ЛЮДЕЙ. Вам, кого мы не всегда ценим, я посвящаю эти строки. И пусть они несовершенны, но зато написаны совершенно искренне».
Есть три профессии от Бога:
Учить, лечить и правый суд вершить.
Все три ответственны и могут
Быть радостью иль горе причинить.
Невинного суд справедливый оправдает,
Диагноз правильный поможет исцелить,
Душой любя ученика и понимая,
Учитель может многому ребёнка научить.
Мы учимся у тех, кого мы любим,
И это помогает нам их понимать,
И знания полученные будем
Мы смело в нашей жизни применять.
Всяк человек, кто чувствует участье,
В ответ не может равнодушным быть.
И тянется, как лучик счастья,
Ученика с учителем связующая нить.
Зайцев Дима, 10А

«И тянется, как лучик счастья, ученика с учителем связующая нить»… Это правда, Дима, у каждого учителя есть заветная мечта: дать вам хорошие, прочные знания, уберечь от ошибок, сделать из вас ЛЮДЕЙ. И я искренне верю в то, что вы станете ими.

С каждым годом меняется жизнь, меняются дети, меняется отношение к школе, учителю. Работать становится труднее, но интереснее. И ответственнее. Главное – научить детей самой трудной науке – быть Человеком.

Использованные источники:
1. В.А.Сухомлинский. "О воспитании", Москва, 1973 г.
OCR Detskiysad.Ru
2.В.А.Сухомлинский. "О воспитании", Москва, 1973 г.
OCR Detskiysad.Ru

Коллаж выполнен из фотографий, взятых из личного архива Гилясовой Т.М.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 [Материал] Никита • 08:03, 07.07.2012
Замечательное эссе! Согласен с Виктором Владимировичем:Вы педагог от Бога! Удачи Вам!
[Материал]
avatar
2 [Материал] Виктор Владимирович • 07:00, 03.07.2012
Татьяна Михайловна,вы педагог от Бога!Спасибо Вам.
[Материал]
avatar
4 giljatat • 22:24, 15.07.2012
Спасибо за отзыв! Мне очень приятно!
[Материал]
avatar
1 [Материал] Настя • 13:14, 02.07.2012
Очень круто,так проникновенно.Вы лучшая!!!!!!!!!!!
[Материал]
avatar
5 giljatat • 22:26, 15.07.2012
Спасибо, Настя, за высокую оценку!
[Материал]