Размышляя над показателям успешности освоения предмета, неоднократно приходила к мысли о том, что, конечно, во многом успешность ученика зависит от его желания учиться. Да, есть дети очень целеустремленные, которые уже, наверное, в 5 классе точно знают, кем они станут и как будут к этому стремиться. Таких детей не очень много, но они есть. Основная же масса детей приходит в школу, чтобы пообщаться; потому, что родители отправили, и так далее. Да, мы, учителя, в последнее время находимся в большой зависимости от оценок: результаты экзаменов влияют теперь и на аттестацию. Но есть еще и наше личное учительское "удовлетворение" результатами труда. Это та самая "отдача", которую мы так ждем от учеников на уроках. Как получить ее? Как развить желание учиться у всех детей? Вот задача, с которой мы, педагоги, сталкиваемся каждый урок.
Я часто вспоминаю, как училась сама. Это помогает мне найти ответы на самые разные вопросы. В том числе и на вопрос, уроки какого педагога я ждала с нетерпением, старалась выполнить все задания, чтобы не подвести учителя и быть в состоянии поддержать учебную беседу на уроке. Да, конечно, времена изменились: в школе есть компьютеры, телевизоры, интерактивные доски и прочее нужное современным ученикам и педагогам мультимедийное оборудование. Учиться, мне кажется, стало гораздо интереснее. То ли дело было в нашем детстве! Однако, думаю, что, как и раньше, когда ребенку комфортно на уроке, когда он с интересом воспринимает учителя, - вот тогда в нем, возможно, и просыпается желание учить и учиться.
Преподавая русский язык, часто сталкиваюсь с проблемой "неуспешности" ребенка, когда он вроде бы и на уроке работает, и правила знает, и домашние задания выполняет систематически, а за диктант стабильно получает низкую оценку. Возникает проблема: как оценить ребенка, как подарить ему радость хорошей оценки, чтобы это, в конечном итоге, работало на развитие ребенка, не отбивало бы ему желание учить правила и понимать, что я, как учитель, вижу не только его промахи. но и, пусть крохотные, но достижения?
Как сложилась моя система оценивания?
Многие педагоги используют так называемую "накопительную" систему оценок. Я - не исключение. Проверяя каждый день тетради по русскому языку, я получаю большое количество оценок. Это доставляет некоторое неудобство, в основном, тем, что оценок просто "много". Но детям дорога и оценка за домашнюю работу (которую многие из них - чего греха таить - выполняют и с родителями, и с ГДЗ, но в любом случае - ВЫПОЛНЯЮТ! А детям с неродным русским такая работа вообще "показана", на мой взгляд)), и оценка за качественную классную работу, на которой ребенок старался, внимательно слушал учителя и его комментарии. Поэтому я решила выставлять оценку за работу в тетради один раз в месяц (выставляю "средний" балл, округляя, естественно, в пользу ребенка).
По литературе часто использую прием "Нарисуй стихотворение", "Конкурс книжных обложек", в 5-6 классе практикую в качестве домашнего задания иллюстрации. Как правило, дети с большим желанием откликаются на подобную работу, хотя не все хорошо рисуют. Я всегда прошу, чтобы ребята просто старались и, по возможности, не оставляли белых пятен на листе. А оцениваю так: во-первых, всегда по рисунку видно, старался ребенок, или нет, а во-вторых, хорошую иллюстрацию невозможно сделать, если ты не понял темы, идеи произведения, характеры главных героев. Так, после обсуждения макета обложки к сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева", дети изобразили в одной части листа Кая с Гердой и розу, символ любви и дружбы, в противоположной - саму Снежную королеву и льдинки, из которых Кай складывал слово "вечность". Это был как раз тот самый случай, когда иллюстрация помогла пятиклассникам пояснить не только понятия "символ", "конфликт", но и понять художественное произведение.
Практикую также оценку за ведение тетради, особенно по литературе. Приглашаю детей к оформлению и домашних, и классных работ. Многие вклеивают в тетради какие-то интересные статьи, иллюстрации. К концу года получается настоящий читательский дневник, который, между прочим, сами дети с интересом рассматривают, читают, обмениваются впечатлениями.
Ну, и в принципе, стараюсь заметить активную работу ученика на уроке. Иногда прошу повторить приведенный мною пример, правило, повторить фамилию какого-то известного человека, героя, о котором вскользь зашел разговор на уроке. Удачный ответ, в том числе и на проблемные вопросы, говорит о внимании к словам учителя, одноклассника, кругозоре ученика. Из подобных ответов рождались темы будущих докладов и даже проектов (так, например, появился и был успешно реализован проект "Зачем герои сказок используют волшебные предметы?").
Умение заметить каждого ученика на уроке пришло, конечно, с опытом. Но и некоторые инновационные технологии, например, технология развития критического мышления через чтение и письмо помогла мне решить вопрос об участии всего класса в учебную работу. Если поначалу удавалось получить отклик от слабых учеников только на этапе рефлексии, когда они просто отвечали на вопрос, понравился ли им урок, - затем они же уже проделывали серьезнейшую аналитическую работу - приходили к пониманию причин собственного затруднения на уроке. А потом ребята, преодолев собственную застенчивость и страх "неправильного" ответа, начинали "включаться" и в другие этапы урока.
Хочется сказать, что в принципе, всегда стараюсь помочь любому ученику к дальнейшей продуктивной работе по предмету. Поощряю, может быть, даже незначительные его успехи, но УСПЕХИ - продвижения в стремлении к знаниям, к победе над собой. И как результат - итог мониторинга "интересных" предметов в конце года, на самом "верху" которого - уроки русского языка и литературы.
Может быть, так - с незначительных ответов, с ощущения каждым учеником своей значимости и необходимости на уроке, с маленьких шажочков по сложному пути освоения предмета, с заинтересованности предметом - самый обыкновенный ученик, в конечном итоге, вырастает в того мотивированного, устремленного к знаниям ребенка, которого так хочется видеть на каждом своем уроке.
Я часто вспоминаю, как училась сама. Это помогает мне найти ответы на самые разные вопросы. В том числе и на вопрос, уроки какого педагога я ждала с нетерпением, старалась выполнить все задания, чтобы не подвести учителя и быть в состоянии поддержать учебную беседу на уроке. Да, конечно, времена изменились: в школе есть компьютеры, телевизоры, интерактивные доски и прочее нужное современным ученикам и педагогам мультимедийное оборудование. Учиться, мне кажется, стало гораздо интереснее. То ли дело было в нашем детстве! Однако, думаю, что, как и раньше, когда ребенку комфортно на уроке, когда он с интересом воспринимает учителя, - вот тогда в нем, возможно, и просыпается желание учить и учиться.
Преподавая русский язык, часто сталкиваюсь с проблемой "неуспешности" ребенка, когда он вроде бы и на уроке работает, и правила знает, и домашние задания выполняет систематически, а за диктант стабильно получает низкую оценку. Возникает проблема: как оценить ребенка, как подарить ему радость хорошей оценки, чтобы это, в конечном итоге, работало на развитие ребенка, не отбивало бы ему желание учить правила и понимать, что я, как учитель, вижу не только его промахи. но и, пусть крохотные, но достижения?
Как сложилась моя система оценивания?
Многие педагоги используют так называемую "накопительную" систему оценок. Я - не исключение. Проверяя каждый день тетради по русскому языку, я получаю большое количество оценок. Это доставляет некоторое неудобство, в основном, тем, что оценок просто "много". Но детям дорога и оценка за домашнюю работу (которую многие из них - чего греха таить - выполняют и с родителями, и с ГДЗ, но в любом случае - ВЫПОЛНЯЮТ! А детям с неродным русским такая работа вообще "показана", на мой взгляд)), и оценка за качественную классную работу, на которой ребенок старался, внимательно слушал учителя и его комментарии. Поэтому я решила выставлять оценку за работу в тетради один раз в месяц (выставляю "средний" балл, округляя, естественно, в пользу ребенка).
По литературе часто использую прием "Нарисуй стихотворение", "Конкурс книжных обложек", в 5-6 классе практикую в качестве домашнего задания иллюстрации. Как правило, дети с большим желанием откликаются на подобную работу, хотя не все хорошо рисуют. Я всегда прошу, чтобы ребята просто старались и, по возможности, не оставляли белых пятен на листе. А оцениваю так: во-первых, всегда по рисунку видно, старался ребенок, или нет, а во-вторых, хорошую иллюстрацию невозможно сделать, если ты не понял темы, идеи произведения, характеры главных героев. Так, после обсуждения макета обложки к сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева", дети изобразили в одной части листа Кая с Гердой и розу, символ любви и дружбы, в противоположной - саму Снежную королеву и льдинки, из которых Кай складывал слово "вечность". Это был как раз тот самый случай, когда иллюстрация помогла пятиклассникам пояснить не только понятия "символ", "конфликт", но и понять художественное произведение.
Практикую также оценку за ведение тетради, особенно по литературе. Приглашаю детей к оформлению и домашних, и классных работ. Многие вклеивают в тетради какие-то интересные статьи, иллюстрации. К концу года получается настоящий читательский дневник, который, между прочим, сами дети с интересом рассматривают, читают, обмениваются впечатлениями.
Ну, и в принципе, стараюсь заметить активную работу ученика на уроке. Иногда прошу повторить приведенный мною пример, правило, повторить фамилию какого-то известного человека, героя, о котором вскользь зашел разговор на уроке. Удачный ответ, в том числе и на проблемные вопросы, говорит о внимании к словам учителя, одноклассника, кругозоре ученика. Из подобных ответов рождались темы будущих докладов и даже проектов (так, например, появился и был успешно реализован проект "Зачем герои сказок используют волшебные предметы?").
Умение заметить каждого ученика на уроке пришло, конечно, с опытом. Но и некоторые инновационные технологии, например, технология развития критического мышления через чтение и письмо помогла мне решить вопрос об участии всего класса в учебную работу. Если поначалу удавалось получить отклик от слабых учеников только на этапе рефлексии, когда они просто отвечали на вопрос, понравился ли им урок, - затем они же уже проделывали серьезнейшую аналитическую работу - приходили к пониманию причин собственного затруднения на уроке. А потом ребята, преодолев собственную застенчивость и страх "неправильного" ответа, начинали "включаться" и в другие этапы урока.
Хочется сказать, что в принципе, всегда стараюсь помочь любому ученику к дальнейшей продуктивной работе по предмету. Поощряю, может быть, даже незначительные его успехи, но УСПЕХИ - продвижения в стремлении к знаниям, к победе над собой. И как результат - итог мониторинга "интересных" предметов в конце года, на самом "верху" которого - уроки русского языка и литературы.
Может быть, так - с незначительных ответов, с ощущения каждым учеником своей значимости и необходимости на уроке, с маленьких шажочков по сложному пути освоения предмета, с заинтересованности предметом - самый обыкновенный ученик, в конечном итоге, вырастает в того мотивированного, устремленного к знаниям ребенка, которого так хочется видеть на каждом своем уроке.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также