Залескова Ирина Владимировна, 30.06.2012 2

Эссе "Моя педагогическая мастерская"

В эссе я обобщаю собственный педагогический опыт. Рассказываю об эффективных приемах, используемых мною на уроках изучения нового материала, при работе над словами с непроверяемыми гласными через «Ассоциативный орфографический словарь», членом авторского коллектива которого являюсь.

Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал
Залескова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Лицей №124» города Барнаула.
Стаж педагогической деятельности – 13 лет,
высшая квалификационная категория.

Очень часто мы говорим ученикам: «Запомните… Это надо запомнить», - считая, что для ребенка запоминание – вполне естественный процесс, но при этом не разъясняем, как именно надо запоминать. Освоение же новой информации, ее запоминание – процесс серьезный. Запоминать материал нужно правильно. Это очевидно! Как же найти это «правильно»? Как помочь ребенку научиться этому «правильно»? Такие вопросы задавала я себе, будучи молодым специалистом. Точкой отсчета моих педагогических поисков, я думаю, стали лекции университетских преподавателей Голева Н.Д., Пищальниковой В.А. и др., в которых нам были даны основы психолингвистики…

Этот поиск в теории основ мышления и педагогики привел меня к следующему: наше мышление ассоциативно, а успешное обучение – деятельностно. Вспомните примету: чтобы забытое вспоминается там, где ты его забыл. Мистика? Нет. Значит и учебный материал нужно не укладывать в память отдельными элементами, а собирать их в систему знаний, тогда информация и вспоминается не как отдельный элемент, а «вытягивает» всю систему за смысловые связи. Это и есть процесс алгоритмизации знаний, составление схем и логических цепочек. Достаточно эффективный прием подготовки к ЕГЭ: изучаем текст, в котором содержится новый грамматический материал, затем выявляем закономерности, отвечая на вопрос «что мы уже знаем по теме», формулируем правило, алгоритм, обращаемся к учебнику, решаем лингвистические задачи, составляем собственные задания «Для соседа» по теме урока, включаем новые слова и синтаксические конструкции в текст. Важно, что изучение материала идет от речевого материала к правилу. Ребенок видит, как он это может использовать.

…Словарные слова, непроверяемые написания… Сколько ученическо-учительских слез пролито при их изучении и запоминании… Но мы помним: мышление ассоциативно. Отталкиваемся от образного восприятия нового слова, ищем связи…Такой принцип запоминания непроверяемого написания через слово-опору положен в основу «Ассоциативного орфографического словаря» (Издательство «Планета», 2011-2012). Словарная статья строится на основе этимологии словарного слова, его тематических связей и др. Ученику, прежде всего, интересно, затем ему понятно, а когда понятно, то запоминание, то есть принятие учебного материала идет естественно, потому что мотивированное, понятно, запоминается намного легче и прочнее.

Итак, открывается принцип понятности, доступности, достижения результата, творческой самостоятельности. Думается, что одним из ключевых элементов в современном образовании становится элемент «само»…Нужными оказываются задания на самопроверку и взаимопроверку, которые, скажем, формируют умение сомневаться, значит – развиваться. Задания, формирующие не только специально грамматические знания, но и интерес к слову, чувство слова через активные, творческие задания, словесные игры, например, игра «Докажи родство слов»: допустим «щепка» и «щепетильный», «добрый» и «сдоба». Такая игра реализуется как учебный метапредметный индивидуально-групповой проект. Развивается культура мышления, расширяются межпредметные ассоциативные связи…

Итак, совершенно очевидно, что моя педагогическая практика основана на понимании обучения как процесса, поэтому я постараюсь и далее учить ребят находить истину, а не преподносить ее им.

Использована следующая литература:
1. Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий. 6-9 класс.Москва.-«Планета»,2011-2012.
2. Голев Н.Д. Орфография и лингвистическая культура. Барнаул, 1993. С. 3-16.
3. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию.М.,1984.
4. Федоров Б.И. Логико-информационный подход как компонент методологии обучения. - ecsocman.hse.ru/data/2010/11/19/.../ЛИ-%20компонента.pdf

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 Natalya-alekseevna • 16:04, 03.07.2012
Актуальный материал, Ирина Владимировна! Удачи Вам!
[Материал]
avatar
2 rinochka • 14:23, 26.07.2012
Спасибо! Вам творческих удач!
[Материал]