Словесная Ольга Михйловна
учитель химии и биологии
МБОУ «Кожевниковская СОШ №1»
учитель химии и биологии
МБОУ «Кожевниковская СОШ №1»
Когда старший сын пошел в 1 класс, я уже 10 лет работала в школе. Всё хорошо, всё получалось, завуч хвалил – на уроке хорошая дисциплина, качество знаний подтверждается на тестировании и экзаменах. И вот сын Димка – первоклассник. Конечно он решил, что будет отличником! А через некоторое время увидела запись – «разговаривает на уроке». Сын был очень расстроен, пытался объяснить, что всего лишь спорил с соседкой по парте, выясняя, зачем слону большие уши. Я растерялась и не знала, что сказать. Успокоив и уложив сына спать, очень долго не могла уснуть сама. Тронула мою душу фраза «разговаривал на уроке». Перед глазами, как кадры кинохроники, пролетели все 10 лет моей педагогической карьеры. К своему удивлению поняла, что неоднократно сама писала такие замечания в ученических дневниках.
Что же получается? У детей есть потребность в общении, но не всегда получается этим общением управлять. Не справившись с управлением, мы общение детей на уроке фактически запрещаем. Внушаем ребятам, что они должны на уроке молчать и внимательно слушать учителя. Они подчиняются… А тех, кто не подчиняется, наказываем: пишем в дневнике «разговаривал на уроке». Запретить проще всего. И власть проявил, и вроде бы уже отпадает необходимость думать, искать решение проблемы. И проблема перестает существовать. Вроде бы…На уроках тишина и благодать.
Тишина…Какое непростое слово - ти-ши-на. А нужна ли тишина на уроке? Какая тишина нас больше устраивает? Тишина творчества или тишина повиновения? В эту бессонную ночь ко мне пришло понимание, что тишина повиновения – это бессмысленная тишина, сдерживающая мысль, эмоции, действия. А мне хочется другой тишины, такой, которая наполнена смыслом. Такой тишине меня научили мои дети. В такие минуты, глядя в глаза ребёнка, видишь движение его мысли. На мой взгляд, вот такая тишина со смыслом и вызывает потребность говорить, спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, не соглашаться, искать, открывать, удивляться, огорчаться и может быть даже отчаиваться.
Вот такой тишине мы учим друг друга!!! А для этого нам необходимо научиться правильно говорить, научиться грамотному общению на уроке. Мне необходимо смотивировать учеников, ведь мотив – это непосредственное побуждение к деятельности, в мотивах выражается желание познания нового неизведанного, выражается потребность. А с нею так просто не разделаешься. Неудовлетворённая потребность обладает страшной разрушительной силой: не найдя способов насыщения в границах норм, принятых в обществе, она устремляется в сторону, ломая все преграды, выстроенные моралью и законом. Поэтому чтобы заинтересовать химией Никиту, который увлекается музыкой, и сам пишет музыкальные треки, я попросила его подготовить к следующему уроку информацию об Александре Порфирьевиче Бородине, который был не только музыкантом, но ещё и великим химиком. И вот результат, на следующем уроке класс слушал рассказ о великом композиторе, а в лице Никиты я получила союзника и помощника.
Я неоднократно убеждалась, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Вот вроде бы обычная тема «Вода», а начинаю её с удивления. Рассказываю об африканской школе, где ребятам читали об удивительной стране, в которой все люди ходят по воде!!! Рассказываю действительно правдивый рассказ! А дети искренне удивляются, но, посмотрев в зимнее окно, обнаруживают, что мы тоже ходим по воде. Делают вывод, что мы так привыкли к воде, что даже не замечаем и не знаем её удивительных свойств.
Мы вместе с детьми переносимся на фантастическую планету и представляем, как будут жить пингвины, если температура понизится на 10 градусов.
Дети начинают думать, мыслить, обсуждать, предлагать свои варианты, доказывать, спорить, искать истину. Дети начинают разрушать тишину!!! Мы говорим о сложном увлекательно, эмоционально! И в этот момент ученики получают знания!
А не к этому ли мы стремимся? Не это ли главная наша задача? Заинтересовать учеников в получение знаний!!! Но надо помнить, что в процессе получения знаний они хотят познать и себя. Ученики научили меня составлять поурочные планы, задавая себе вопрос и сравнивая, что на самом деле нужно нашим ученикам и чему учим их мы? Чтобы не получилось противоположности, когда они хотят познать себя, а мы им только про пищеварение червей. Они хотят узнать человеческое общество и определить своё место в нём, а мы им только стихи – звонкие стихи! Они хотят понимать мир, в котором живут, а мы им только «сумму знаний», переварив которую перестаёшь вообще что-либо понимать.
Школа должна работать в зоне ближайшего развития ребёнка, а она и в зоне актуального развития не всегда выполняет свои задачи, тогда… за наше недомыслие расплачиваются дети. Они получают бессистемные обрывки сведений о вещах. Видеть, устанавливать, прослеживать в пространстве и времени связи и отношения вещей в школе не учат. Не учат ориентироваться в мире, понимать мир, но ведь это не какие-то знания, которые можно позабыть. Это мировоззрение.
Да, перестроиться сложно, поменять свой взгляд на обучение, сломать стереотипы сложно, но нужно учиться, учиться прежде всего у детей.
…Утро. Бессонная ночь позади. Пора будить сына и собираться в школу. Я знаю, что теперь ему сказать! А ученикам? А ученикам я разрешу разговаривать на уроке!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Комментарии: