Левша Наталья Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов"
Учитель русского языка и литературы
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов"
Говорят, каждый человек в своей жизни должен прочитать пять книг, но искать их должен всю жизнь. Мне посчастливилось отыскать несколько из них! Первую я нашла еще студенткой университета – это произведение Федора Михайловича Достоевского «Записки из Мертвого дома». В ней говорится о духовном перерождении героя-рассказчака, Ивана Петровича Горянчикова. Не поверите! Я начала читать ее одним человеком, а закончила – совсем другим. Куда делось мое предвзятое отношение к «плохим» людям, с моей точки зрения?! Как я могла себе позволить даже думать такое, что какой-то человек плохой?! Я поняла, что судить людей, тем более детей, мне права никто не давал.
Вторую я нашла дома, в кладовке, среди старых потрепанных книжек – это была Библия. Библию называют «Книгою книг»! Я открыла ее, начала читать, и… не закрываю до сих пор. Я поняла, что там написана Истина… Например, бывают моменты, когда трудно сдержаться от гневных речей, но тут вспоминаешь: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека»[1]. И Лев Толстой утверждал: «Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде».[2] Так и есть! В целом, вся русская классическая литература построена на библейских истинах.
Если мы спросим людей старшего поколения, какие у них были любимые книги?! Они же видели участников войны, слышали их правдивые рассказы! Возможно, их любимыми книгами были «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, повесть Елены Ильиной «Четвертая высота». Также любили произведения зарубежных писателей: Конан Дойля, Александра Дюма, Бичер-Стоу. Их привлекали такие качества человека, как дружба, верность присяге, преданность в любви. Ведь это же вечные ценности, и терять их нельзя!
Продолжаю рассказывать о своих книгах! Боюсь, не смогу описать ту бурю эмоций, что вызвала во мне третья книга - «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери. Прелесть ее в том, что она хороша для всех возрастов: каждый черпает из нее то, что доступно и понятно ему... она глубока, а может, бездонна... Французский писатель подарил нам много мудрых мыслей, размышлений о вечных ценностях: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».[3]
А какие это люди, которые могут «видеть сердцем»?!
Мой поиск еще не окончен. Продолжаю его вместе со своими учениками. Выступаю больше ни в роли педагога, а посредника между книгой и учеником.
Считаю, необходимо создать среду, которая благоприятно влияла на общение ребенка с книгой. Обязательно в классе появятся лидеры, сформируются группы, круг более расширится, и начинает все крутиться, вертеться…
Почему бы детям не провести опрос среди учителей, родителей, которые расскажут о любимой книге детства? Затем оформить проект и разместить в школьной рекреации на стенде, информация на котором будет периодически меняться.
Большой эффект имеют правильно спланированные и тщательно подготовленные встречи школьников с писателями и поэтами родного края. Дети заинтересовываются. Представляет большой интерес само общение с человеком, который имеет превосходное образное мышление. Мастерски владеет словом. Не забуду сочинения-размышления ребят по итогам встречи с воркутинской поэтессой. «Мне очень-очень понравилось то, что к нам на классный час пришла Ольга Хмара. Она рассказала про свое детство, прочитала стихотворения о Воркуте, шахтерах, тундре. Поэтесса очень сильно запала мне в душу, и я запомню ее на всю жизнь», - написал Синицын Женя. «Меня так тронуло, как читала стихотворения Ольга Хмара, что я чуть не расплакался», - поделился Гавшин Юра. Сообщил Градов Вова: «Ее стихи рассказывают о Воркуте. Я испытал радость от того, что услышал историю нашего города из стихотворений...» Мнения ребят разные, но итог один – у них возрастают познавательные интересы!
А. Пушкин говорил: «Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная».[4] Я и ставлю первостепенную задачу - научить детей смотреть на мир глазами писателей, поэтов, публицистов, ученых... Эти люди обладают духовным зрением. «Дар духовного зрения – это способность видеть смысл происходящего. Нравственное чувство способно различить правду и ложь, добро и зло. Обладатель духовного зрения - залог его благополучия. Спасение на человеческом языке именуется счастьем».[5]
К сожалению, не всегда хватает запланированного времени урока на изучение художественных произведений, но хотелось бы подробнее рассмотреть образы героев, глубже раскрыть замысел писателя. Как это сделать?! На мой взгляд, особенно успешной в такой работе является технология творческих мастерских, в которой ведущим является исследовательский метод.
Творческая мастерская - это соединение урочной и внеурочной деятельности, посредством которой происходит «погружение» в художественное произведение через «содружество искусств». Здесь никто не подскажет: сколько времени потребуется на изучение произведения! Все зависит от учителя! Именно он продумывает этапы работ по произведению, составляет задания, выбирает темы исследований, пишет план реализации проекта. Если понадобится, то разрабатывает Положение к своему творческому проекту. Возможно, он захочет привлечь других работников школы. Главное, все должно быть направлено на вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность. Каждому ребенку необходимо найти что – то свое, именно то, что поможет ему сблизиться с героями произведения, услышать голос автора, что-то принять для себя, сделать выводы. А самое главное – помочь ребенку понять, что книга – надежный помощник. Можно многое спросить у книжных страниц, но мы не поймем ничего, пока не «прочтем ее сердцем».
Важно и подвести итоги, наградить победителей, поощрить, похвалить менее отличившихся, дать возможность каждому ученику почувствовать свой успех. Желательно по результатам творческой мастерской создать продукт, который отобразит всю творческую работу ребят.
Конечно, удачно проведенная творческая мастерская надолго оставит след в душе ребенка, а, возможно, изученное произведение станет своеобразным путеводителем по жизни.
Вернемся к вопросу, какие это люди, которые могут «видеть сердцем»?!
Сразу всплывают в памяти не только выдающиеся или замечательные люди, но и герои художественных произведений, являющиеся идеалами, благодаря которым сформировался свой собственный взгляд и на профессиональную деятельность. Ведь работа в образовании предъявляет определенные требования. «Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке».[6]
У Александра Грина в феерии «Алые паруса» есть замечательная героиня Ассоль. Она необыкновенная! Ее знает почти каждый в нашей стране. Многие девушки хотели бы быть на нее похожи. Но как? Как удалось Александру Грину создать такой прекрасной образ Ассоль?!
Мы с шестиклассниками обратились к тексту феерии «Алые паруса» и провели исследование: как «работает» слово «душа» при создании образа Асоль? И увидели, что «у Ассоль «глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ». «Видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе». Она умела смотреть «всею душою, всем сердцем». Умела переживать боль, снова и снова начинать жить «со свежей душой, в настроении мирном и ясном». Автор Ассоль называет «живым стихотворением», потому что ко всем прекрасным душевным качествам, она обладает «духовным слухом» и умением видеть «сверх видимого».
А что такое «духовный слух»? Мы часто воспринимаем мир однозначно, не замечая второго — более глубокого — значения в словах и поступках окружающих. У Ассоль не только чуткое ухо, но и сердце. Она слышит подтекст в окружающем мире, она «живое стихотворение». Этим она и отличается от остальных положительных героев феерии».[7]
Кстати, я никогда не беру более двух произведений за учебный год для глубокого анализа по технологии творческих мастерских, который выходит за рамки часов, запланированных рабочей программой по литературе. Элементы этой технологии использую на своих уроках!
Обычно к проведению творческой мастерской я начинаю готовиться заранее. Уже в конце учебного года обдумываю, какие произведения можно взять из обязательных, или рекомендованных программой на следующий учебный год. Затем начинаю подбирать материал и составлять сценарий открытия и закрытия творческой мастерской. Продумываю задания примерно из трех - пяти этапов.
Во время учебного года создаю творческую группу ребят, в которую входят все желающие. Предлагаю им свой взгляд на проблему. Они предлагают вою точку зрения... Находим компромисс, и так рождается сценарий творческого проекта по художественному произведению.
Как правила, первый этап задания – это викторина! Необходимо попутно с чтением произведения ответить на вопросы викторины, которые помогут лучше понять его. Здесь, конечно, могут быть варианты: можно дополнительно составить задания для знатоков, родителей…
Второй этап связываю с лингвистическими исследованиями текста, в которых ребята рассматривают мастерство писателя как художника слова. Главное, правильно сформулировать тему и поставить задачу в соответствии с рабочей программой по русскому языку.
Например, при исследовании эпизода из феерии Грина «Алые паруса» ребята обратили внимание, что «именно предложения с причастным и деепричастным оборотами заставляют наше воображение «живо рисовать» картины природы, мир чувств Ассоль, ее портрет, поведение.
Умелое использование Грином речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие главной героини одновременно и этим обогатить наше воображение. Например, в предложении: «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности». Или «Она была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое». Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения — такого результата нельзя получить при использовании других конструкций того же значения. Употребление причастного оборота после определяемого слова усиливает его смысловое значение.
Но предложений с причастным оборотом в этом эпизоде немного, потому что Грин заинтересован изобразить Ассоль ни в описании ее внешности, а красоту ее энергичной полноценной жизни. Поэтому он в большом количестве использует предложения с деепричастным оборотом.
Употребление предложений с деепричастным оборотом делает речь более точной, динамичной и выразительной, устраняет однообразие в перечне отдельных действий главной героини феерии, дорисовывает основное действие. Например в предложении, «Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми парусами» или «…размышляя обо всем этом, она искренне дивилась себе, не веря, что верила, улыбкой прощая море и грустно переходя к действительности; теперь, сдвигая оборку, девушка припоминала свою жизнь».
В описании внешности Ассоль автор отмечает самое яркое, особенное, индивидуальное, что есть в этой девушке. Это проявляется в том, как она воспринимает окружающий мир, ходит, сидит, работает. Именно при помощи предложений с причастным и деепричастным оборотами он достигает желаемого результата, и Ассоль представляется нам, словно, «живое стихотворение».».[7]
Я этому рада! Все невозможно показать, рассказать! Важно, чтобы ученики смогли увидеть, как работают синтаксические конструкции, что можно достичь при умелом использовании синтаксических единиц! Тогда учить их буду не я, а художник слова! Моя задача – направить поток информации от художника слова к ребенку, чтобы развивать зоркость ученика и к лингвистическому оформлению текста.
Третий этап, как правило, связываю с рисунками или созданием коллажа по определенному эпизоду произведения. Получаются оригинальные и креативные произведения искусства.
Говорят, каждый человек «носит» ту внешность, которую заслужила его душа. Именно книга помогает сформировать нравственные качества человека, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена. «Есть только одно средство стать культурным человеком,— писал Андре Моруа,— чтение. Ничто не может его заменить. Лекции, картинки не могут соперничать с чтением».
Список использованных источников
1. Новый завет. Глава 15 от Матфея, стих 12
2. Афоризмы и высказывания о гневе. – http://www.chuvstvnet.ru/index/0-36 Дата обращения: 29.06.2012.
3. Антуана де Сент Экзюпери. Маленький принц.
4. Гениальное просто. Афоризмы о великих. –http://www.genialnee.net/quote/7818/ Дата обращения: 29.06.2012.
5. Проповеди и общественные выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. –
http://predanie.ru/film/videolekcii-i-propovedi/patriarh_kirill_propovedi/
Дата обращения: 2010.
6. Приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам Всероссийского духовно-просветительного форума «Глинские чтения» 2005 года. – http://www.glinskie.ru/history/privet.html/ Дата обращения: 29.06.2012.
7. Учащиеся 6Б класса. Исследовательский проект. Выразительные средства языка, используемые А.Грином для создания образов главных героев.
Вторую я нашла дома, в кладовке, среди старых потрепанных книжек – это была Библия. Библию называют «Книгою книг»! Я открыла ее, начала читать, и… не закрываю до сих пор. Я поняла, что там написана Истина… Например, бывают моменты, когда трудно сдержаться от гневных речей, но тут вспоминаешь: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека»[1]. И Лев Толстой утверждал: «Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде».[2] Так и есть! В целом, вся русская классическая литература построена на библейских истинах.
Если мы спросим людей старшего поколения, какие у них были любимые книги?! Они же видели участников войны, слышали их правдивые рассказы! Возможно, их любимыми книгами были «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, повесть Елены Ильиной «Четвертая высота». Также любили произведения зарубежных писателей: Конан Дойля, Александра Дюма, Бичер-Стоу. Их привлекали такие качества человека, как дружба, верность присяге, преданность в любви. Ведь это же вечные ценности, и терять их нельзя!
Продолжаю рассказывать о своих книгах! Боюсь, не смогу описать ту бурю эмоций, что вызвала во мне третья книга - «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери. Прелесть ее в том, что она хороша для всех возрастов: каждый черпает из нее то, что доступно и понятно ему... она глубока, а может, бездонна... Французский писатель подарил нам много мудрых мыслей, размышлений о вечных ценностях: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».[3]
А какие это люди, которые могут «видеть сердцем»?!
Мой поиск еще не окончен. Продолжаю его вместе со своими учениками. Выступаю больше ни в роли педагога, а посредника между книгой и учеником.
Считаю, необходимо создать среду, которая благоприятно влияла на общение ребенка с книгой. Обязательно в классе появятся лидеры, сформируются группы, круг более расширится, и начинает все крутиться, вертеться…
Почему бы детям не провести опрос среди учителей, родителей, которые расскажут о любимой книге детства? Затем оформить проект и разместить в школьной рекреации на стенде, информация на котором будет периодически меняться.
Большой эффект имеют правильно спланированные и тщательно подготовленные встречи школьников с писателями и поэтами родного края. Дети заинтересовываются. Представляет большой интерес само общение с человеком, который имеет превосходное образное мышление. Мастерски владеет словом. Не забуду сочинения-размышления ребят по итогам встречи с воркутинской поэтессой. «Мне очень-очень понравилось то, что к нам на классный час пришла Ольга Хмара. Она рассказала про свое детство, прочитала стихотворения о Воркуте, шахтерах, тундре. Поэтесса очень сильно запала мне в душу, и я запомню ее на всю жизнь», - написал Синицын Женя. «Меня так тронуло, как читала стихотворения Ольга Хмара, что я чуть не расплакался», - поделился Гавшин Юра. Сообщил Градов Вова: «Ее стихи рассказывают о Воркуте. Я испытал радость от того, что услышал историю нашего города из стихотворений...» Мнения ребят разные, но итог один – у них возрастают познавательные интересы!
А. Пушкин говорил: «Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная».[4] Я и ставлю первостепенную задачу - научить детей смотреть на мир глазами писателей, поэтов, публицистов, ученых... Эти люди обладают духовным зрением. «Дар духовного зрения – это способность видеть смысл происходящего. Нравственное чувство способно различить правду и ложь, добро и зло. Обладатель духовного зрения - залог его благополучия. Спасение на человеческом языке именуется счастьем».[5]
К сожалению, не всегда хватает запланированного времени урока на изучение художественных произведений, но хотелось бы подробнее рассмотреть образы героев, глубже раскрыть замысел писателя. Как это сделать?! На мой взгляд, особенно успешной в такой работе является технология творческих мастерских, в которой ведущим является исследовательский метод.
Творческая мастерская - это соединение урочной и внеурочной деятельности, посредством которой происходит «погружение» в художественное произведение через «содружество искусств». Здесь никто не подскажет: сколько времени потребуется на изучение произведения! Все зависит от учителя! Именно он продумывает этапы работ по произведению, составляет задания, выбирает темы исследований, пишет план реализации проекта. Если понадобится, то разрабатывает Положение к своему творческому проекту. Возможно, он захочет привлечь других работников школы. Главное, все должно быть направлено на вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность. Каждому ребенку необходимо найти что – то свое, именно то, что поможет ему сблизиться с героями произведения, услышать голос автора, что-то принять для себя, сделать выводы. А самое главное – помочь ребенку понять, что книга – надежный помощник. Можно многое спросить у книжных страниц, но мы не поймем ничего, пока не «прочтем ее сердцем».
Важно и подвести итоги, наградить победителей, поощрить, похвалить менее отличившихся, дать возможность каждому ученику почувствовать свой успех. Желательно по результатам творческой мастерской создать продукт, который отобразит всю творческую работу ребят.
Конечно, удачно проведенная творческая мастерская надолго оставит след в душе ребенка, а, возможно, изученное произведение станет своеобразным путеводителем по жизни.
Вернемся к вопросу, какие это люди, которые могут «видеть сердцем»?!
Сразу всплывают в памяти не только выдающиеся или замечательные люди, но и герои художественных произведений, являющиеся идеалами, благодаря которым сформировался свой собственный взгляд и на профессиональную деятельность. Ведь работа в образовании предъявляет определенные требования. «Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке».[6]
У Александра Грина в феерии «Алые паруса» есть замечательная героиня Ассоль. Она необыкновенная! Ее знает почти каждый в нашей стране. Многие девушки хотели бы быть на нее похожи. Но как? Как удалось Александру Грину создать такой прекрасной образ Ассоль?!
Мы с шестиклассниками обратились к тексту феерии «Алые паруса» и провели исследование: как «работает» слово «душа» при создании образа Асоль? И увидели, что «у Ассоль «глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ». «Видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе». Она умела смотреть «всею душою, всем сердцем». Умела переживать боль, снова и снова начинать жить «со свежей душой, в настроении мирном и ясном». Автор Ассоль называет «живым стихотворением», потому что ко всем прекрасным душевным качествам, она обладает «духовным слухом» и умением видеть «сверх видимого».
А что такое «духовный слух»? Мы часто воспринимаем мир однозначно, не замечая второго — более глубокого — значения в словах и поступках окружающих. У Ассоль не только чуткое ухо, но и сердце. Она слышит подтекст в окружающем мире, она «живое стихотворение». Этим она и отличается от остальных положительных героев феерии».[7]
Кстати, я никогда не беру более двух произведений за учебный год для глубокого анализа по технологии творческих мастерских, который выходит за рамки часов, запланированных рабочей программой по литературе. Элементы этой технологии использую на своих уроках!
Обычно к проведению творческой мастерской я начинаю готовиться заранее. Уже в конце учебного года обдумываю, какие произведения можно взять из обязательных, или рекомендованных программой на следующий учебный год. Затем начинаю подбирать материал и составлять сценарий открытия и закрытия творческой мастерской. Продумываю задания примерно из трех - пяти этапов.
Во время учебного года создаю творческую группу ребят, в которую входят все желающие. Предлагаю им свой взгляд на проблему. Они предлагают вою точку зрения... Находим компромисс, и так рождается сценарий творческого проекта по художественному произведению.
Как правила, первый этап задания – это викторина! Необходимо попутно с чтением произведения ответить на вопросы викторины, которые помогут лучше понять его. Здесь, конечно, могут быть варианты: можно дополнительно составить задания для знатоков, родителей…
Второй этап связываю с лингвистическими исследованиями текста, в которых ребята рассматривают мастерство писателя как художника слова. Главное, правильно сформулировать тему и поставить задачу в соответствии с рабочей программой по русскому языку.
Например, при исследовании эпизода из феерии Грина «Алые паруса» ребята обратили внимание, что «именно предложения с причастным и деепричастным оборотами заставляют наше воображение «живо рисовать» картины природы, мир чувств Ассоль, ее портрет, поведение.
Умелое использование Грином речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие главной героини одновременно и этим обогатить наше воображение. Например, в предложении: «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности». Или «Она была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое». Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения — такого результата нельзя получить при использовании других конструкций того же значения. Употребление причастного оборота после определяемого слова усиливает его смысловое значение.
Но предложений с причастным оборотом в этом эпизоде немного, потому что Грин заинтересован изобразить Ассоль ни в описании ее внешности, а красоту ее энергичной полноценной жизни. Поэтому он в большом количестве использует предложения с деепричастным оборотом.
Употребление предложений с деепричастным оборотом делает речь более точной, динамичной и выразительной, устраняет однообразие в перечне отдельных действий главной героини феерии, дорисовывает основное действие. Например в предложении, «Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми парусами» или «…размышляя обо всем этом, она искренне дивилась себе, не веря, что верила, улыбкой прощая море и грустно переходя к действительности; теперь, сдвигая оборку, девушка припоминала свою жизнь».
В описании внешности Ассоль автор отмечает самое яркое, особенное, индивидуальное, что есть в этой девушке. Это проявляется в том, как она воспринимает окружающий мир, ходит, сидит, работает. Именно при помощи предложений с причастным и деепричастным оборотами он достигает желаемого результата, и Ассоль представляется нам, словно, «живое стихотворение».».[7]
Я этому рада! Все невозможно показать, рассказать! Важно, чтобы ученики смогли увидеть, как работают синтаксические конструкции, что можно достичь при умелом использовании синтаксических единиц! Тогда учить их буду не я, а художник слова! Моя задача – направить поток информации от художника слова к ребенку, чтобы развивать зоркость ученика и к лингвистическому оформлению текста.
Третий этап, как правило, связываю с рисунками или созданием коллажа по определенному эпизоду произведения. Получаются оригинальные и креативные произведения искусства.
Говорят, каждый человек «носит» ту внешность, которую заслужила его душа. Именно книга помогает сформировать нравственные качества человека, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена. «Есть только одно средство стать культурным человеком,— писал Андре Моруа,— чтение. Ничто не может его заменить. Лекции, картинки не могут соперничать с чтением».
Список использованных источников
1. Новый завет. Глава 15 от Матфея, стих 12
2. Афоризмы и высказывания о гневе. – http://www.chuvstvnet.ru/index/0-36 Дата обращения: 29.06.2012.
3. Антуана де Сент Экзюпери. Маленький принц.
4. Гениальное просто. Афоризмы о великих. –http://www.genialnee.net/quote/7818/ Дата обращения: 29.06.2012.
5. Проповеди и общественные выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. –
http://predanie.ru/film/videolekcii-i-propovedi/patriarh_kirill_propovedi/
Дата обращения: 2010.
6. Приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам Всероссийского духовно-просветительного форума «Глинские чтения» 2005 года. – http://www.glinskie.ru/history/privet.html/ Дата обращения: 29.06.2012.
7. Учащиеся 6Б класса. Исследовательский проект. Выразительные средства языка, используемые А.Грином для создания образов главных героев.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также
Комментарии: