С детства я представляла себя педагогом, а в 10 классе решила: точно буду учителем немецкого языка, как Огорельцева Нина Александровна. Она была моим классным руководителем, преподавала иностранный язык, учила доброте, взаимопомощи, развивала в нас чувство любви, уважения к людям. Она мой кумир. Была, есть и будет. Кумир во всём: в отношении к жизни, преданности профессии, любви к детям и людям.
Она обладает всеми качествами идеального педагога. Разносторонне талантлива, умна, остроумна, находчива, всегда ровна в общении, красива внешне, умеет понимать молодёжь и находить педагогические выходы из затруднительных положений.
И вот уже закончен институт, факультет иностранных языков, в руках диплом. Учитель немецкого языка. Как это гордо звучит. Те же ступеньки и страх перед самой собой. А получится ли? Была белокурая девочка с косичками, а сейчас педагог; была ученица, а сейчас коллега. С улыбкой и теплотой встречают меня мои учителя. «Добро пожаловать, Ольга Борисовна!»- говорит Нина Александровна. Как это необычно и радостно!
Первый урок, лица детей. Как смотрят они на меня…. А может быть всё зря? Прошёл год, другой. Ещё не всё получается. «Знаешь что, - сказала однажды Нина Александровна, - ты заинтересуй их собой. Они пойдут за тобой хоть на край света, если почувствуют в тебе человека!»
Прошли годы. Этот совет помог мне стать любимой учительницей многих учеников. Я люблю детей. Люблю не за что-то и не почему-то, а просто люблю. Дети… Какие они разные! Умные и любознательные, послушные и самовольные, открытые и замкнутые, добрые и дерзкие. Как суметь увидеть каждого, помочь стать лучше, побороть недостатки и развить достоинства?
Ф.М. Достоевский писал, что «красота спасёт мир». Что он имел в виду? Может быть, красоту он понимал, как синоним доброты?
Как-то я прочитала у Ю. Друниной:
Не нужно рвать иссохшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли…
Я это поняла, поймёшь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Почему нельзя? Считаю, что школа, урок, должны нести не только знания, но и духовно обогащать каждого ученика. Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих «Раздумьях» пишет: «Что такое школа? Это, прежде всего, воспитательное учреждение… Воспитательное, а не просто учебное».
Я и дети. Мы творим вместе. Вместе смеёмся и плачем, учимся любить и страдать, искать ответы на сложные вопросы жизни. Но надо быть искренней, ведь дети не терпят фальши, лицемерия, обмана. Учитель для них – мастер, который передаёт секреты своего мастерства; друг, с которым можно поговорить по душам; защитник, который примет удар на себя. Этим принципам я стараюсь не изменять. В каждом из учеников я открываю интересные стороны – интересные и для самого ученика, и для окружающих. Я помогаю каждому найти себя, найти свой духовный стержень.
А какую ответственность несёт учитель, являющийся классным руководителем! Ведь именно он духовный наставник детей. Я всё время думаю о своём классе как об одном человеке. Считаю, что у каждого класса есть своя душа, своё лицо и свой характер. Ясно, что в « ленивом» классе есть пять добросовестных учеников, что в «равнодушном» есть дети добрые и отзывчивые, и всё же в школе есть общественное мнение о каждом классе. Мнение о моём классе было: «Плохой!». Конечно, никогда этого никто не произнёс вслух, но мнение было, оно возникло: плохо учились, не дежурили, не блистали талантами… . Мнение родилось и проникло сначала в уши, а потом и в души: ведь взрослым лучше знать! И вот передо мной мой класс. Одни учащиеся спокойны, доброжелательны, любят и ценят доброе слово. Другие озлоблены, насторожены, приучены к окрику. Одни учатся хорошо, другие – нет.
Я начинала ощупью, вела ребят через все наши школьные дела и мучительно размышляла о том, как круто повернуть судьбу своего класса. С чего начать? Выход был найден: общаться с ними, как с идеальными людьми, «поднять их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть»,- как писал И. Гёте. Никаких наставлений, проработок, замечаний в дневник, а только доброе слово, сказанное ненарочито, при случае, шутливо, мягко, «по-чеховски».
Пришлось пересмотреть всю свою воспитательную работу. И я остановилась на ценностноориентированной деятельности, главная цель которой – развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Такая работа имеет свои особенности.
Во-первых, дети постоянно находятся в ситуацию внутреннего нравственного выбора, который проявляется в поступках и поведении, но очень редко «озвучивается». Во-вторых, создание доверительной дружеской атмосферы, так как подросток доверяет свои секреты лишь близким людям. В-третьих, результаты такой деятельности можно увидеть не сразу. Дети постепенно учатся решать нравственные проблемы.
Меня радует, что уже есть изменения во взаимоотношениях в классе. Ребята стали добрее, ответственнее.
Пройдут годы, прежде чем я увижу результаты своего труда. Я задаю себе вопрос: «Будут ли они хорошими людьми»? И уверенно отвечаю: «Конечно, будут!» Очень бы хотелось, чтобы частица моей души осталась с ними навсегда и помогла осуществить их жизненные планы, совершить новые открытия, как когда-то мне помогла моя классная руководительница и наставница Нина Александровна. Ведь результат её работы виден только сейчас, когда все её ученики состоялись как личности, смогли найти своё место в обществе.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Дудник Ольга Борисовна, учитель немецкого языка, МКОУ СОШ № 2 с УИОП п. Восточный
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.