Наверное, сейчас, спустя 12 лет моей педагогической деятельности, я вправе сказать эти заветные слова. Но после окончания института, я не была уверенна в правильности выбора профессии.
Я всегда знала, что являюсь творческим человеком. Мои сочинения читали в классе. Учителя восхищались моим талантом писать стихи и рассказы.
Недавно я встретила своего школьного учителя русского языка и литературы Владимира Петровича (мы по-свойски называли его Петровичем). Он внимательно посмотрел на меня, пригладил рукой свои черные усы и сказал:" Лен, а знаешь, ведь больше никто не написал мне сочинение по "Войне и миру" в стихах , да еще и на пяти листах". Мне было безумно приятно слышать эти слова.
Владимир Петрович сыграл огромную роль в выборе моей будущей профессии.
Дело в том, что в 9 классе я перешла в гимназический класс, где учителем-словесником было молодая учительница Эдита Зигмунтовна.
Я привыкла к тому, что по творческим работам у меня всегда была оценка "5", да еще и с припиской "Молодец !" или "Умница!", а тут вдруг "5-" или "4".
Со временем я потеряла интерес к любимому предмету. Литература отошла на задний план. Я стала задумываться о том, чтобы после 9 класса поступать в химико-технологический техникум, который окончили мои родители.
Но жизнь распорядилась иначе. Эдита Зигмунтовна уехала в Москву, и к нам в класс пришел новый учитель - наш Петрович, который вернул мне уверенность в себе, в своих силах, способностях, за что я ему очень благодарна.
После института я устроилась на работу в Профессиональный лицей (как многие любят говорить:"ПТУ - оно и в Африке ПТУ"). Нужно сказать, что для меня это была настоящая школа жизни. Поначалу я даже сомневалась в правильности выбора профессии.
Однажды я в сердцах сказала своему папе (он работал механиком на крупном химическом заводе): "Лучше бы я на заводе работала!", на что он мне ответил:" Дочка, если бы ты видела в каких условиях работают женщины на заводе. А ты всегда чистенькая, нарядная, красивая. Когда меня кто-нибудь спрашивает о том, где работает моя дочь, я всегда с гордостью отвечаю - преподавателем".
После этого разговора я никогда не поднимала тему смены профессии.
По воле судьбы я работаю в том же Стерлитамакском химико-технологическом техникуме, который закончили мои родители и куда хотела поступать сама.
На мой взгляд, сложность обучения в лицеях и колледжах заключается в том, что к нам приходят молодые люди, с уже сформировавшимися взглядами на жизнь, на обучение, на взаимоотношения с людьми. Я считаю, что в корне поменять ребят на этом этапе их жизни нельзя, а вот подкорректировать, изменить их мнение на многие вещи еще можно.
Как можно научить русскому языку и литературе за два года? Действительно, задача не из легких. Но никто и не говорил, что будет легко. Выход здесь, по-моему, один – работать с теми, кто пришел осваивать рабочую профессию, с теми, чей склад ума скорее технический, нежели гуманитарный, с теми, кто далек от поэзии и мира искусства.
Наша задача - объяснить сварщикам, аппаратчикам, лаборантам и другим будущим специалистам, зачем им нужно изучать русский язык и тем более литературу. Следовательно, надо осознать самим и привести обучающихся к пониманию того, что устная речь первична, и, развивая ее, мы развиваем мышление, мировоззрение, собственную жизнеспособность. А как итог, формируется грамотность. Обучающиеся должны понимать, что язык - главная объединительная форма всех видов деятельности, первооснова всего, что делает человека личностью.
Да, я считаю себя творческим человеком, потому что пишу стихи, очерки, участвую в различных конкурсах литературных работ, люблю рисовать, сочиняю сказки для своей маленькой дочки, поэтому главной чертой современного урока, на мой взгляд, должно стать выполнение обучающимися творческой самостоятельной работы.
Для этого как нельзя лучше подойдут уроки-творчества, на которых ребята рисуют, сочиняют стихи, фантазируют, иначе говоря, творят. Например, при изучении сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина я предлагаю учащимся сочинить свою сказку, исходя из современных реалий. Здесь и медведи-политики, и зайцы-наркоманцы, и мышки-воришки и т.д.
При изучении творчества М.М. Зощенко предлагаю домыслить конец рассказа «Аристократка» и сравнить с авторской точкой зрения, выделяя при этом самые увлекательные работы.
Очень интересно ребятам самим стать причастными к появлению стихотворений. При изучении творчества Ф.И. Тютчева я предлагаю учащимся посетить творческую лабораторию поэта.
Для этого им необходимо выполнить следующую работу: вставить пропущенные эпитеты в первую часть стихотворения «Фонтан», объяснить свой выбор, а затем сравнить с авторской точкой зрения. Эта творческая работа не только чрезвычайно интересна для учащихся, но и весьма полезна. Активизируя их ум, эмоции, она в то же время дает наглядное представление о целостности всей системы художественно-изобразительных средств, об их взаимосвязи, точности.
Практически в каждой группе есть обучающиеся, которые сочиняют стихи. Понятно, что их творения далеки от совершенства, но, тем не менее, меня радует, что ребята свои чувства и мысли пытаются выразить таким прекрасным способом. Я всегда стараюсь их поддержать, направить в правильное русло, потому что резкая критика отбивает весь интерес к творчеству(как это было в моем случае). Итогом нашей совместной работы является стенгазета под красноречивым названием «Проба пера», где можно увидеть труды талантливых ребят.
Когда я звоню своей подруге Ирине и жалуюсь ей на своих учеников, она говорит мне:" Да ладно! Ты же от своей работы получаешь драйв! Я не могу тебя представить никем кроме учителя. Ты - педагог!" И я ей верю.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Сидорова Елена Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, ГБПОУ СХТК
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.