Разработка урока русского языка "Словообразование. Обобщение"; 5 класс
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2.Орфографическая пятиминутка.
БУКЕТ, ПАЛИСАДНИК, ВЕЕТ, ЖИРНЫЙ, ВИНЕГРЕТ, МОЛОТЬБА, ВЕРШИНА, РЕДКИЙ, СДРУЖИЛИСЬ.
3. Слово учителя:
- Мы с вами закончили изучение раздела «Словообразование».
Что же изучает этот раздел?
Из каких основных морфем состоит слово?
Что называется окончанием?
Что можно рас сказать о слове, используя морфему, например, -УТ?
( ответ: глагол, 1 спр., в форме буд. или наст. времени, 3-его лица, мн. числа)
Что означает, когда мы говорим: «В этом слове нулевое окончание, а в этом его нет и быть не может?»
ЗАДАНИЕ: (предварительно на доске)
Найти слова с нулевым окончанием и слова , в которых нет и не может быть окончания, РАСПРЕДЕЛИТЬ ИХ В ДВА СТОЛБИКА.
Говорил, красиво, вниз, кофе, луч, границ, мышь
ЗАДАНИЕ. Вспомним порядок морфемного разбора и произведем его , на примере слова ГОВОРИЛ, а рядом произведем словообразовательный разбор слова КРАСИВО.
Что называется суффиксом?
ЗАДАНИЕ:
Из слов указанных на доске выбрать только те, которые имеют суффикс
-ЩИК-
Банщик, ящик, барабанщик, гонщик, сварщик, лещик.
Вспомним, когда пишутся суффиксы ЧИК –ЩИК-?
Что вы знаете о приставках? Что общего и что различает ее суффиксом?
ЗАДАНИЕ.
Выписать слова с приставкой –ОТ (-ОТО) (предварит. запись на доске)
Уточните по учебнику на стр. 295 значение этой приставки в словаре значения морфем.
Отопление, отодвинуть, отпарить, отощать, оттащить, отселить, отворить (дверь), отварить (мясо), оторвать, отцовский, оттепель.
(выписываем: отопление, отодвинуть, отпарить, оттащить, отселить, отварить (мясо), оторвать, оттепель)
Почему мы не выписали остальные слова? ( в слове отворить дверь приставка о-, а в других словах от- входит в состав корня)
ВЫВОД: чтобы правильно сделать морфемный разбор , нужно учитывать значение каждой морфемы.
Чтобы еще раз убедиться в этом, выполним следующее ЗАДАНИЕ:
Объясните , можно ли указанные слова проверить существительным СЛАВА? (предварит. запись на доске)
СЛ…ВЕСНОСТЬ, СЛ…ВООБРАЗОВАНИЕ, СЛ…ВАРНЫЙ, БЛАГОСЛ…ВЕНИЕ.
(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: выписать из толкового словаря лексическое значение этого слова)
Так что же такое корень? Выделим его в словах предыдущего упражнения.
Почему корень – главная значимая часть слова?
Есть ли слова без корня?
Мы с вами вспомнили все морфемы , из которых состоит слово. Выполните следующий тест.
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
- надёжный
- созвучный
- разница
- впереди
3. Итак, мы повторили все, что мы знаем о морфемах, из которых состоит слово. Давайте еще раз назовем их и укажем их назначение:
? Выражает лексическое значение
? Стоит после корня и образует новые слова
? Стоит перед корнем и образует новые слова
? Находится в конце слова и образует формы слова
(они нужны для связи слов в словосочетании и предложении)
4. В заключение – игра «Шарады».
Составьте слово, взяв от сущ. ЗАДУМКА корень, от глагола ЧИТАТЬ суффикс, а от глагола ПЕТЬ окончание. Запишите полученное слово, выделив в нем значимые части. (думать)
Ещё одна шарада:
Начало – голос птицы,
Конец- на дне пруда,
А целое – в музее
Найдете без труда.
(картина)
5.Подведение итогов урока. Объявление и комметирование оценок.
6. Задание на дом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Светлана Валентиновна
→ popovapopva2015 26.09.2015 0 3685 299 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы