Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие по стране Русский язык"; 6 класс
Семёнова Светлана Юрьевна
Интеллектуальная игра
«Путешествие по стране Русский язык»
В игре участвуют 2 команды из двух шестых классов; все остальные ученики этих классов – болельщики. Команды выбирают капитанов. Домашнее задание командам: придумать название команде и девиз, связанные с русским языком; подобрать 5-7 пословиц о русском языке.
Болельщики принимают активное участие в конкурсе, если на вопросы не отвечают члены команды, то болельщики могут помочь команде своего класса и получить очко.
Ведущий – учитель.
Члены жюри - ученики из обоих классов (по 2 учащихся) и один ученик 10 класса.
Все конкурсы строго хронометрируются, за этим следит хранитель времени учащийся, выбранный из любого класса.
Оформление класса: на доске карта страны Русский язык, но города, в которых предстоит побывать учащимся, закрыты, они открываются в процессе игры. Высказывания писателей о русском языке.
Оборудование класса: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Русский язык. Страна эта очень большая, поэтому мы успеем побываем лишь в нескольких ее городах. С собой в дорогу мы возьмём багаж – это знания, которые есть у нас по русскому языку. А сейчас, пожалуйста, представьтесь нам.
Д/З Представление команд ( капитан команды; название, связанное с русским языком, девиз )
У ворот страны стоит строгая стража, чтобы нас пропустили за ворота, нам нужно пройти первое испытание.
Д/З назовите пословицы о русском языке.
Команды по очереди называют пословицы, они не должны повторяться.
Каждый ответ оценивается одним баллом. Если команда не отвечает, то болельщики помогают: баллы команде и болельщикам.
(ФОНЕТИКА)
1. В какой город мы попали? В этом городе живут звуки. (ФОНЕТИКА)
- В нем всего две улицы. Как вы думаете, какие? ( улица Гласная и Согласная).
2. Какие слова записаны в транскрипции? Прочитайте их (выведены на экран).
1 команда [Л,ОН] - [ НОЛ,] ( лен – ноль ), [ Й, ЭЛ,] - [ Л,ЭЙ,] (ель – лей).
2 команда [ПРУТ] –[ ПРУТ] (пруд - прут ), [ БРАТ] –[ БРАТ,] (брат- брать).
3. Реши звуковые пропорции.
1 команда кот арап
ток = ? ( пара )
2 команда сорт ложь
трос = ? ( шел )
Город ЛЕКСИКА
В этом городе очень хорошо знают значения всех слов, их употребление и происхождение. (ЛЕКСИКА)
Исправь речевые ошибки.
1 команда: В этом рассказе рассказывается о море. ( Рассказывается в
рассказе)
У нее были прекрасные коричневые глаза. ( Карие)
Мама сварила рыбий суп. (Рыбный)
2 команда: Все работали молча, без слов. ( Молча = без слов)
Я весело брел по тропинке. ( Шагал)
Одень пальто, на улице холодно. (Надень)
2. Пословицы перепутались, соберите их:
1 команда: Любишь кататься – люби и саночки возить. Ученье свет – неученье тьма. Встречают по одежке, а провожают по уму. Добрая слава лучше богатства. На языке мед, а под языком лед. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
2 команда: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не место красит человека, а человек место. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рубашка беленькая, да душа черненькая. Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Приведи примеры однокоренных слов, образованных от устаревших слов, которые употребляются в современном языке.
УСТА (рот, губы); ПЕРСТ (палец); ОЧИ (глаза); ЧАЯТЬ (очень ждать чего-либо); ТЩАНИЕ ( усердие, старание), ШЕЛОМ ( шлем ).
КОНКУРС КАПИТАНОВ
4. Объясни значения выражений: КРАСНАЯ СТРОКА, ЗАРУБИТЬ НА НОСУ, ЖИТЬ НА БОЛЬШУЮ НОГУ, ДОЛГИЙ ЯЩИК.
Город ОРФОЭПИЯ
А в этом городе все жители правильно произносят слова, умеют правильно ставить в словах ударение. (ОРФОЭПИЯ)
Задание на карточках каждой команде.
Прочитай слова, правильно поставь ударение: магазин, километр, звонишь, изобретение, красивее, начал, прибыл, свекла, понял, центнер, столяр.
Город ФРАЗЕОЛОГИЯ
Что это за город, в котором можно вставлять палки в колеса, водить за нос, работать засучив рукава, бить баклуши, задирать нос, жить за тридевять земель, прочитать книгу от корки до корки? (ФРАЗЕОЛОГИЯ)
1. Кто больше назовет фразеологизмов со словом ВОДА ( команды говорят по очереди, побеждает последняя).
2. Подбери синонимы к фразеологизмам: ждать у моря погоды, считать ворон, ни зги не видно, как сельдей в бочке, повесить нос, сидеть сложа руки, держать язык за зубами, работать спустя рукава.
3. Объясни значение фразеологизма. Бить баклуши, вставлять палки в колёса; работать спустя рукава, водить за нос.
Город (МОРФЕМИКА)
В этом городе слова ходят не целиком, а по частям, которые соединяются, в разных вариантах, образуя новые слова.
Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы появились новые
(части слов перепутаны, закреплены магнитами на доске):
Сено вал
Зал ежи
Глазо мер
Яр марка
Хор овод
Воз ок
Пчело вод
Гриб очки
Зверо лов
Банк рот
Поле вод
2. Назови слово: корень, как в слове сказка; приставка, как в слове расчертить; окончание, как в слове стол; суффикс, как в слове возчик. (РАССКАЗЧИК))
Город МОРФОЛОГИЯ
А в этом городе живут части речи, назовите их.
Поспорили жители города, к каким частям речи отнести эти слова:
Команда: МОСТОВАЯ, БОЛЬНОЙ – существительное или прилагательное;
2 Команда: СТЕКЛО, ПЕЧЬ – существительное или глагол.
Какие это слова? Запиши имена существительные.
(П |
А) |
ЛЬ |
(М |
А) |
(П |
О) |
ЛЬ |
(К |
А) |
(К |
И) |
ЛЬ |
(К |
А) |
(Г |
И) |
ЛЬ |
(З |
А) |
Подбери имена прилагательные – определения к словам: ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, КАРТОФЕЛЬ, ФАМИЛИЯ, ШАМПУНЬ, КОЛЬРАБИ.
Назови прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения:
1 Команда: ЗАБАВНЫЙ, КРАСИВЫЙ, СЛЕПОЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ,
МЕДЛЕННЫЙ.
2 Команда: ПЛОХОЙ, ОПАСНЫЙ, ГРОМКИЙ, ЛЕГКИЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ.
Город СИНТАКСИС
В этом городе нас научат правильно составлять текст. (СИНТАКСИС)
Собери текст (Предложения перепутаны)
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. Кругом не слышалось почти никакого шума… Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них. Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? ( И.С. Тургенев «Бежин луг» )
Подведение итогов и награждение победителей. Зрители определяют самого умного члена команды. Активные болельщики получают призы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семёнова Светлана Юрьевна
→ Публикатор 04.01.2016 0 18495 1197 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы