Разработка урока «Мир добра на картине В.М. Васнецова "Спящая царевна"»; 5 класс
Место урока в теме: завершающий тему урок, подготовка к написанию сочинения
Цели урока.
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по картине;
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Формирование УУД:
Личностные :
- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
- воспитывать любовь к русской культуре,
- создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
- формировать умение строить речевое высказывание,
- формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные:
- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
- формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные:
- учиться постановке цели работы,
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока.
Интегрированный / урок развития речи/.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, раздаточный материал.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:
- технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотива-ция к учебной деятельности
2.Целепо-лагание
3Актуали-ация и пробное учебное действие
4.Выявление места и причины затруднения
5.Построение проекта выхода из затруднения
6.Творческая практическая деятельность
7.Включение в систему знаний и повторение
8.Рефлексия
9.Домашнее задание |
Посмотрите на картины известного русского художника . (показ картин В.М. Васнецова на сказочные и былинные темы.) - Как вы думаете, что объединяет эти картины? ( Они написаны на сказочные темы) - Какой человек может написать эти картины? ( Человек, знающий и безгранично любящий худ творчество своего народа.) - А вы знаете имя этого художника? ( В.М. Васнецов) И начну у бабки Как Иван-царевич А во сне мне снятся Наверное, так же как и Иван Суриков будущий художник так глубоко впитал в себе эти образы, что став художником, по мотивам русских народных сказок и былин создает свои сказочные картины
-Как вы думаете, почему я показала вам картины известного художника? (Речь будет идти о Васнецове, его картинах ) В 1900 году Васнецов задумал одну картину. А закончил ее в 1926 году. (показ картины) - Как же художник назвал свою картину, как вы думаете? («Спящая царевна» Центром этого доброго мира художник сделал царевну, поместив ее на возвышении и расположив все фигуры вокруг нее) - Какой мир создал художник? (Сказка всегда заканчивается хорошо, добро всегда побеждает. Мир сказки- мир добра) - И как вы уже догадались, тема нашего урока - « Мир добра на картине Васнецова «Спящая царевна» -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, каковы цели нашего урока? (Познакомиться с особенностями описания картины, подготовиться к написанию сочинения-миниатюры)
Полотно- картина Кафтан –мужская верхняя одежда Палаты-дворец Гусли- музыкальный инструмент Спит – почивает, дремлет Скоморох- шут
- В какую сказку переносит нас эта картина? («Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») - Какой фрагмент сказки запечатлен художником? (Как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все большое царство.) - А как об этом говорится в сказке Жуковского? (Читают)
Итак, перед нами картина В.М. Васнецова «Спящая царевна».И наша задача – научиться описывать картину. - Какой тип речи мы называем описанием? (Описание – это рассказ, содержащий более полную информацию о предмете. -А как описывать, с чего начать? - Что такое композиция? (Построение) - Из каких пунктов будет состоять наше сочинение-описание? (Вступление Описание Вывод )
Итак, чтобы описать картину, необходимо составить план. (Учитель в ходе беседы вместе с учениками составляет план) 1.Слово о Васнецове 2.Картина «Спящая царевна» -место действия -центральное место -окружение героини -природа -краски , тона 3. Вывод
Учимся описывать. И в этом нам помогут имена прилагательные. 1) Где происходит действие?
Перед нами ______ палата, окруженная_____ лесом
2) Посмотрим передний план картины. Кто занимает центральное место на полотне? Опишите. Центральное место на картине занимает фигура _____ царевны .На ней надет ____ -____ сарафан, а ее ____волосы украшает _____ корона.
3) Кто окружает главную героиню, как они изображены? Внизу на ступеньках, возле царевны спит _____ девочка прямо на _____ книге, которую она, очевидно, читала царевне. У ног девочки лежит _____ медвежонок . А рядом видна _____ мордочка лисицы .По обе стороны от _____ царевны на лавочках спят подданные.
4)С левой стороны почивает _____ шут в своем _____ кафтане и с ______ колпаком на голове. Рядом с ним, поддерживая одной рукой голову, слегка касаясь инструмента , спит ____ гусляр. Возле него почивает _____ старец С другой стороны на ______ _______ лавочке спят девушки-прислужницы царевны.
5)Что видно по лицам спящих? У царевны выражение лица - _____ , у девочки и гусляра - ______. Можно судить, что все они были дружны между собой, любили ______ госпожу.
6) Какие краски использовал автор? Какие краски преобладают? Почему? Художник использовал ____ тона – ____, _____, _____. Они подчеркивают добро, царящее в этом ______ мире. Много на картине ______ цвета: ______ колонны, _______ жилет и шутовской колпак скомороха,______ деревянные лавочки, перышки попугаев, _____головки маков, пробившихся сквозь щели в полу. Они создают _____ тон картины.
7) К чему нас призывает автор? (Знать и любить сказки, замечать прекрасное, ценить красоту, быть добрыми)
-Автор удивительно точно передал спокойный сон в ожидании новой жизни.
Взаимопроверка групповой работы, обсуждение. Образец устного выступления В.М. Васнецов – художник-сказочник 19 века. По мотивам русских сказок он создал такие картины, как «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье», «Ковер-самолет» и др. Перед нами картина «Спящая царевна», которая нас сразу переносит в мир сказки Пушкина и Жуковского. Художник показал как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все большое царство. Люди, птицы, звери — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется. Перед нами бревенчатая русская палата, окруженная дремучим лесом Центральное место на картине занимает фигура спящей царевны .На ней надет красно-коричневый сарафан, а ее темные волосы украшает золотая корона. Внизу на ступеньках, возле царевны спит маленькая девочка прямо на раскрытой книге, которую она, очевидно,читала царевне. У ног девочки лежит маленький медвежонок . А рядом видна хитрая мордочка лисицы. По обе стороны от спящей царевны на лавочках спят подданные. С левой стороны почивает придворный шут в своем расписном кафтане и с забавным колпаком на голове. Рядом с ним, поддерживая одной рукой голову, слегка касаясь инструмента , спит молодой гусляр. Возле него почивает седой старец старец. С другой стороны на противоположной широкой лавочке спят девушки-прислужницы царевны. В углу в кресле спит старушка, у которой на коленях сидит белый кот. У царевны выражение лица - кроткое, у девочки и гусляра - ласковые. Можно судить, что все они были дружны между собой, любили свою госпожу. Художник использовал яркие тона – зеленые, синие, золотистые. Они подчеркивают добро, царящее в этом сказочном мире. Много на картине красного цвета : красные колонны, красный жилет и шутовской колпак скомороха, красные деревянные лавочки, перышки попугаев, алые головки маков, пробившихся сквозь щели в полу. Они создают бодрый тон картины Великий художник учит нас знать и любить сказки, замечать прекрасное, ценить красоту, быть добрыми. - Понравилось ли вам на уроке? - Добились ли той цели, которую поставили перед собой в начале урока? -Были ли трудности? -Дайте оценку нашей работе: Поднимите обе руки те, которым урок очень понравился, одну руку – просто понравился, киваем головой – средне. Написать сочинение
|
Смотрят презентацию, участвуют в диалоге с учителем.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем
По картине зрительно усваивают и записывают значения или синонимы слов
Отвечают на вопросы, строят понятные высказывания, выразительно читают фрагмент текста
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли. Слушают и обсуждают ответы друзей. . В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы,
В ходе беседы составляют план сочинения-описания
Работают в группах по раздаточному материалу, отвечают на вопросы, подбирают подходящие прилагательные, учатся строить понятные высказывания, учатся последовательному описанию картины
Составляют и произносят монологи, слушают одноклассников, оценивают их.
Участвуют в заключительной беседе, определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Варвара Петровна
→ Публикатор 10.03.2016 0 4255 294 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.