Разработка урока русского языка "Имя числительное"; 6 класс
Тема: Анализ контрольной работы по теме «Имя числительное».
Цели: проанализировать ошибки, допущенные при выполнении контрольной работы; выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. определить цель коррекционной деятельности и на этой основе - выбрать способ и средства ее реализации; учить коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Тип урока. Урок развивающего контроля.
Оборудование. Проектор, компьютер, раздаточный материал по теме, учебник.
Ход урока.
- Этап мотивации (самоопределения) . Презентация
- Этап локализации индивидуальных затруднений.
Цель: выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы.
Задачи:
- организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основной цели урока;
- воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
- проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.
- уточнить алгоритм исправления ошибок ;
- на основе алгоритма исправления ошибок анализировать свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;
- выявить и зафиксировать способы действий,в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
- Какой теме была посвящена контрольная работа? (Имя числительное)
- На слайде показаны результаты работы. Проанализируйте их.
- Какова тема нашего урока? (Работа над ошибками)
- Какие цели мы должны поставить перед собой? (проанализировать свои ошибки, повторить правила для того, чтобы выполнить аналогичные задания без ошибок, дать самостоятельную оценку своей работе).
- Просмотрите свои работы.
- Те учащиеся, которые получили отметку «5», могут приступать к выполнению задания творческого уровня.
1 ГРУППА. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ « Я - ЭКСКУРСОВОД». Создают презентацию и текст на тему «Памятники Победы» с обязательным использованием в текстах имен числительных.
2 ГРУППА. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «Я – ДИКТОР». Работают с готовыми текстами с творческим заданием. Поставьте все числительные в нужную форму с соблюдением всех грамматических норм.
- Поработаем со словарем. Кто такой диктор? (Работник радио и телевидения, который читает текст перед микрофоном). А экскурсовод? (Организатор и руководитель экскурсий)
- Каким качеством должны обладать представители этих профессий прежде всего? (должны владеть правильной речью.)
- Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Цель: определить цель коррекционной деятельности и на этой основе - выбрать способ и средства ее реализации.
Задачи:
- сформулировать индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
- выбрать способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках )
- В каких заданиях вы допустили ошибки? Почему? Какую тему нужно повторить?
- Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках? (повторить правила, выполнить работу над ошибками, выполнить аналогичные задания).
- Итак, какие правила нам нужно повторить?
- Склонение количественных числительных.
- Как склоняются целые? На склонение каких числительных нужно обратить особое внимание? (на доске эталон)
- Как склоняются дробные числительные? СТР. 154 учебника
- Собирательные числительные.
- С какими существительными сочетаются собирательные числительные? (на доске эталон)
- Расскажите о числительных ОБА, ОБЕ. (на доске эталон)
- Склонение собирательных числительных. (на доске эталон)
- Склонение порядковых числительных. (на доске эталон)
- Морфологический разбор имени числительного дан на с. 161 учебника.
- Этап реализации построенного проекта.
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Задачи:
- самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают выполнять задания творческого уровня.
- Найдите задания, в которых вы допустили ошибки и исправьте их. Проверьте по эталону (лист самопроверки)
5. Этап обобщения затруднений во внешней речи
Цель: закрепить способы действий, вызвавших затруднение.
Задачи:
- обсудить типовые ошибок;
- проговорить формулировки способов действий, вызвавших затруднение.
-Кто сейчас выполнил задание без ошибок?
-Какие трудности у вас возникли?
-Кто допустил ошибки? Почему? Что нужно сделать, чтобы избежать подобной ошибки? (повторить правило и выполнить аналогичное задание)
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Задачи:
- выполнить самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
- провести самопроверку своих работ по готовому образцу
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
- У вас на столах лежат листочки с заданиями. Каждому заданию соответствует листочек определенного цвета (на доске). Выберите то задание, в котором вы допустили ошибки. Кто выполнит задание, поднимите руку и получите лист самопроверки. Оцените свою работу по критериям, которые предложены в этом листе.
- Этап решения заданий творческого уровня.
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.
Задачи:
- выполнить задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой.
- Учащиеся, которые не допустили ошибок при выполнении самостоятельной работы, могут продолжить свою работу в творческой мастерской «Я - диктор». Возьмите листочек с заданием и выполняйте его.
Защита творческих работ.
- Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Цель: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Задачи:
- проговорить механизм деятельности по контролю;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
- оценивают полученные результаты собственной деятельности;
- намечают цели последующей деятельности.
- Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?
- В чем вам еще нужна помощь?
- Достигли ли мы цели урока?
- Изменилась ли оценка ваших знаний и умений?
- Выберите соответствующий смайлик и прикрепите его на лист, который находится на доске.
Домашнее задание: продолжить работу над созданием творческих проектов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Задания напечатаны на разноцветных листах. Учащиеся выбирают задания, в которых допустили ошибки)
ЗАДАНИЕ 1
Просклоняйте
40 книг, 257 стаканов
ЗАДАНИЕ 2
Распределите по группам 1) прилаг. 2) числит.
Один, столетие, четырёхугольный, восемь, семеро, шестой, пятак, удвоить, трёхэтажный, пять, десять, семицветный, шестилетний, двадцать три, десяток, трое, четырнадцать.
ЗАДАНИЕ 3
Вставьте числительные ОБА, ОБЕ.
- По … сторонам дороги тянулся густой лес.
- Малышка крепко держала куклу … руками.
- Склоны … оврагов размыты дождями.
- Мальчик вырезал звёзды из … листов бумаги.
- … братьев приняли в спортивную школу.
ЗАДАНИЕ 4
Образуйте от количественного числительного 37 страниц порядковое числительное и просклоняйте его.
ЗАДАНИЕ 5. Запишите цифры словами
к 5,6 прибавить 82
от 395 вычесть 73
найти сумму 59 и 128
ЗАДАНИЕ 6
Выберите подходящее существительное и запишите словосочетания. Поставьте словосочетания из 1-го или из 2-го ряда в Д. и Т. падежи.
- Два, двое (машинист, девочка, ножницы);
- Три, трое (ученик, мастерица, сани).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕКСТ 1. Спишите, ставя имена числительные в нужную форму.
В древних русских летописях Москва впервые уп..минается в 1147 году, а в 1156 году суздальский князь Юрий Долгорукий укр..пил горо... Более чем за 800 лет наша ст..лица значительно изм..нилась. Сейчас ее те(р, рр)итория сост..вляет свыше 900 квадратных километров. Около 40 % всей её площад.. (около 35 000 гектаров) зан..мают 11 естестве(н,нн)ых л..сных массивов, около 100 парков и бульваров, более 700 скверов.
Текст 2. Спишите, ставя имена числительные в нужную форму.
Часы на Спасской башне Кремля заводятся два раза в сутки: в 12 часов дня и в 12 часов ночи. Заводятся они обычно под..ёмом гирь от 100 до 200 килограммов. Ц..ферблаты часов выходят на 4 стороны башни. Высота цифр дост..гает 72 сантиметров. Длина часовой стрелки 2 метра 97 сантиметров, длина минутной стрелки около 3 метров 28 сантиметров.
Текст 3. Спишите, ставя имена числительные в нужную форму.
На русские земли постоянно нап..дали сильные и жестокие враги. Князь Александр Невский од..ржал победу над шведами в 1240 году. С 1243 по 1480 год продолжалось монголо-татарское иго на Руси. 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва, в которой русские войска од..ржали победу, ставшую важным шагом на пути к полному освобождению от чужеземного ига. Нижегородское оп..лчение во главе с Минины и Пожарским совершило поход на Москву для её освобождения от врагов в 1612 году. 12 июля 1812 года Наполеон с 600 000 армией вторгся на те(р,рр)иторию России. 14 декабря 1812 года остатки француз..кой арми.. были изгнаны из России. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Великая Отечественная война закончилась победой для нашего народа 9 мая 1945 года.
Текст 4. Спишите, ставя имена числительные в нужную форму.
В 16 век.. после возн..кновения книгопечатания и по..вления первой печатной книги Ивана Фёдорова в России было выпущено до конца ст..летия не более 50 на..менований книг, в 17 веке – около 1000, в 18 – 15000, в 19 – до 500 000 наименований. Каждый 4-й экз..мпляр книг, выпускаемых теперь во всем мире, - это книга, изданная в нашей стране.
Текст 5. Спишите, ставя имена числительные в нужную форму.
Самыми высокими р..стениями являются австралийские эвкалипты. Они дост..гают 150 метров. Ель выр..стает до 60 метров, сосна – до 48 метров. Берёзка бывает высотой около 36 метров, а ду.. – до 25 метров. Богат и разнообразен мир ж..вой пр..роды, и человек должен береч.. его.
Текст 6. Спишите, ставя имена числительные в нужную форму.
В середине 17 века нас..ление земного шара сост..вляло всего лишь 545 ми(л, лл)ионов человек. Ровно через 100 лет оно ув..личилось до 725 ми(л,лл)ионов. Ещё через ст..летие нас..ление Земли перев..лило через ми(л,лл)иард и стало р..вняться 1 ми(л,лл)иарду 171 ми(л,лл)иону человек. В середине 20 века оно достигло2 ми(л,лл)иардов 517 ми(л,лл)ионов.
Автор: Балуева Анна Анатольевна
→ Публикатор 21.03.2016 0 8221 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.