Урок русского языка: сочинение-очерк по картине Б.М. Кустодиева "Портрет Фёдора Шаляпина"
Урок русского языка по развитию речи в 8 классе представлен подробным конспектом и сопровождается презентацией. Презентация содержит слайды о жизни и творчестве Б.М. Кустодиева, Ф.И.Шаляпина (в них широко представлен наглядный материал),аудиозаписи песен «Очи чёрные», «Дубинушка», слайды с заданиями по картине, задачи урока, слайды по актуализации знаний по теме «Портретный очерк», слайды по словарно-стилистической работе). Данный дидактический материал можно использовать учителям ИЗО, МХК при знакомстве с творчеством Кустодиева Б.М.; учителя музыки – для изучения творчества Шаляпина Ф.И.(возможно прослушивание песен «Очи чёрные» и «Дубинушка»).
Учащиеся могут самостоятельно работать с презентацией дома.
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. |
|
Мотивация учащихся |
Читая текст, мы получаем необходимую нам информацию. А что мы получаем, рассматривая картину? Картина – это своеобразный закодированный текст, выполненный красками. Она, так же как текст, несёт информацию, сохраняет и накапливает знания об истории, культурных традициях народа, воздействует на наши чувства, настроение. |
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор. |
|
|
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство, отрочество и юность. (слайд 2) Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и двадцатипятилетняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. В пять лет маленький Боря начал рисовать, в пять же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в девять лет бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. (слайд 3) Разве мог он себе представить тогда, что через десять лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу».(слайд4) В Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), и он уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В годы учения в Академии (1896-1903) его первый учитель П. А. Власов привил ему любовь ко всему русскому, демократизм вкусов и пристрастий. (слайд 5) Для начинающего художника очень полезной школой послужила совместная с И. И. Репиным работа над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея» (1901-1903). Может быть, при создании этого парадного полотна у Кустодиева впервые пробудилось стремление к изображению праздничной стороны жизни, к красочной нарядности. (слайд 6) К 1910-м годам Б. Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиевский стиль, становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге». В таких картинах создан собирательный образ родины – России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. В них Кустодиев воспевает Русь, русскую землю. (слайд 7) Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провёл в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на всё, я иногда удивляюсь ещё своей беспечности и какой-то где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо». (слайд 8) Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. «Много я знал в жизни интересных и хороших людей, - вспоминал Шаляпин, - но если я когда – либо видел в человеке действительно высокий дух. Так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. (слайд 9) -«Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «вражьей силы», … решили просить об этом Кустодиева… «С удовольствием, с удовольствием, - отвечал Кустодиев, - я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе»1 Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. (слайд 10) Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщён. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица-зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, узорами инея. Но главное, не стёрся Человек, Артист… (слайд 11) Шаляпин высоко оценил портрет. Картина была настолько огромна, что мастерская была для неё мала. И художник не мог охватить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. (слайд 12) Незадолго до смерти (1927) Борис Михайлович просит посадить на его могиле берёзу и не ставить надгробную плиту. Он ушёл, но снами остались его картины – праздник России, праздник русской живописи. (слайд 13) |
|
Что вы знаете о Ф.И.Шаляпине?
Каким голосом обладал Шаляпин?
Какие оперные партии Шаляпина вы знаете?
Знаете ли вы наиболее популярные песни в исполнении Шаляпина?
Прослушивание песни в исполнении Ф.И.Шалянина «Дубинушка». Существует около 130 изображений этого великого артиста, но одним из лучших Шаляпин считал портрет кисти Б.М. Кустодиева. Как вы думаете, почему?
-Какие приёмы использует художник , чтобы подчеркнуть масштабность личности Шаляпина? (1. Кустодиев изображает певца на заснеженном пригорке, как будто на пьедестале; 2. огромный силуэт Шаляпина возвышается над праздничным гуляньем; 3. он стоит во весь рост в порывистом движении; 4. его фигура в тёмной одежде чётко выделяется на фоне бело-голубого неба и разноцветья широкой масленицы; 5. артист изображён крупным планом и сразу привлекает наше внимание). (слайд 19)
- Рассмотрите и более подробно опишите внешний облик Ф.И.Шаляпина, его позу, лицо, одежду).
Прослушивание песни «Очи чёрные».
(Величественная поза, гордая осанка. Статный высокий, он стоит, широко расставив ноги, одну руку, с тростью, отвёл в сторону, а другой, полусогнутой, как будто придерживает пушистый шарф. Крупная голова слегка повёрнута в сторону, взгляд устремлён вдаль. Небрежно накинутая на плечи роскошная шуба, сдвинутая набок соболья шапка, смокинг, бабочка, лакированные ботинки подчёркивают, с одной стороны, его материальную обеспеченность, а с другой – связь со сценой. Кажется, что он только что вышел из театра и сейчас запоёт своим страстным мощным голосом.) - Сумел ли художник передать характер великого певца? (Кустодиев передал широту, размах шаляпинской натуры, его благородство, артистизм, сумел показать его национальный характер, талантливость, темперамент.) - Обратите внимание на выражение лица Шаляпина.
- Вглядитесь внимательнее в облик артиста – не замечаете ли вы несоответствия между барской позой, внешним видом певца и выражением его лица?
- Как вы думаете, о чём мог задуматься Шаляпин?
- Артист как будто предвидел свою судьбу. Вот как писал об этом С.Я. Маршак: Печален был его конец. скитаясь за границей, менял стареющий певец Столицу за столицей. - Не мог Шаляпин не думать и о судьбе России, её будущем. В своих воспоминаниях он писал: «Не менее театра сильно волновала меня в последние годы другая тема – Россия, моя родина»2. (слайд 22) - Почему Кустодиев изображает Шаляпина на фоне весёлой ярмарки?
- Чтобы убедиться в этом, рассмотрим более внимательно, что изображено за спиной артиста.
- Какую роль играет многоплановость композиции в картине?
- Как вы думаете, почему художник для фона выбирает именно зимний пейзаж? Как это помогает в цветовом решении картины?
- Как мы видим, портрет Шаляпина тесно связан с пейзажем и разворачивающимся действием народного гулянья. Но всё-таки в центре внимания художника находится конкретная человеческая личность, переданная с большим сходством. Фигура певца доминирует над фоном, является главным, а остальное – сопровождение, дополнительный элемент в раскрытии характера. (слайд 24) -Мы с вами рассмотрели, а вернее сказать «прочитали» картину, созданную художником Б.М.Кустодиевым. Как вы думаете правомерно ли употреблять слово «читать» по отношению к картине?
- Конечно, картина - это своеобразный закодированный текст, выполненный красками и линиями. Она несёт информацию, сохраняет и накапливает знания об истории, культурных традициях народа. Поэтому следует говорить: «художник пишет картину», а зритель «читает картину».сразу привлекает наш |
|
- Задача нашего урока – подготовить портретный очерк по картине Б.Кустодиева «Портрет Фёдора Шаляпина». (слайд 26) |
|
- Вспомним, что такое портретный очерк? (слайд 27) (Это один из видов очерка) (слайд 29) - Какие составные части он включает? (слайд 27) (он содержит описание внешности героя, отдельные факты биографии, рассказ о его профессии, описание особенностей его характера, эпизод, раскрывающий в герое главное). (слайд 28) - Какова композиция очерка? (слайд 27) (зачин, основная часть, вывод) (слайд 30) -Какой стиль и тип речи обычно преобладает в очерке? (слайд 27) (публицистический стиль, повествование, описание) (слайд 31) - Чтобы вы поняли, что такое портретный очерк, как он строится, какие языковые средства в нём используются, проанализируем фрагмент очерка В Липатова о Шаляпине. Для этого нам необходимо прочитать текст упражнения 395 в учебнике. |
|
- Какова тема данного текста? (Изображение Ф.И.Шаляпина на полотне Б.М.Кустодиева) - Как построен этот фрагмент очерка? (Он состоит из 4-ёх абзацев. В первом говорится о Шаляпине на фоне широкой масленицы, о его состоянии души. Во втором – описываются ярмарка, снег. В третьем подчёркивается, что, с одной стороны, Шаляпин вельможа, владыка сцены, а с другой – Федька из казанской Суконной слободы. В четвёртом - вывод, почему Шаляпин любил именно этот портрет.) - В первом абзаце вам встретилось словосочетание «широкая масленица». Что вы знаете об этом празднике? (народный праздник масленица обычно бывает в начале марта перед великим постом. Это старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины и устраивать различные увеселения. Широкая масленица – последние дни этой недели, начиная с четверга.) – можно дать опережающее задание ученику. - назовите пословицы и фразеологизмы. Связанные с этим праздником. (Не всё коту масленица, будет и Великий пост. Не житьё, а масленица. Масляна неделю гуляет. Без блина не масляна. Без кота мышам масленица. Масленица объедуха, деньгам приберуха. У них на масленице жирной водились русские блины…(Пушкин А.С.)) Найдите предложения, передающие авторские размышления. (Себя ли слушает? На жизнь ли свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется…Чем не фон для чувствующего «свою интонацию» Шаляпина? Хоть и поднялся высоко. А опасается…) - Какой тип речи употреблён в тексте? (описание с элементами рассуждения). - А теперь обратимся к определению стиля текста. Какие образные средства используются в тексте? (эпитеты. Метафоры, сравнения, олицетворения, например: на заснеженном пригорке, широкая масленица, неспокойное напряжение, смотрится барином, ярмарка цветастая, хохочущая, бело-голубовато-розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся.., яркая гроздь разноцветных шаров…) - Как вы считаете, с какой целью они употребляются? (нарисовать определённую картину; выразить своё отношение изображаемому; воздействовать на воображение читателя.) -Найдите в тексте синтаксические конструкции, передающие пафос, эмоциональное отношение автора очерка. (Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец! Дрогнет все вокруг от «песенной хмели»…) - А как вы можете охарактеризовать стиль текста в целом? (в тексте преобладают фрагменты, несущие важную информацию – это задача публицистического стиля; во втором абзаце есть изображение картины – это художественный стиль, значит перед нами публицистический стиль с элементами художественного). - Итак, мы рассмотрели образец текста портретного очерка. Вы должны обратить внимание на то, что при написании своего собственного очерка нельзя забывать о наличии ярко выраженного эмоционального отношения пишущего к изображаемому, т.е о пафосе.
|
|
У каждого на столе лежат словари. Объясните с их помощью значение слов: пьедестал, смокинг, антураж, феерия, балаган.
- Найдите в тексте В. Липатова слова и словосочетания, характерные для разговорного стиля речи, объясните их роль в тексте очерка. - Подберите конструкции с обособленными определениями и приложениями, характеризующими внешний облик и внутреннее состояние Шаляпина. - Подберите стилистические тропы, образно-выразительные средства для характеристики позы, фигуры, выражения лица, одежды, характера Шаляпина. - Подберите синонимы к словосочетанию «портрет создан». (написан, выполнен, кисти художника, в исполнении художника).
|
7. Домашнее задание (если это необходимо на уроке) |
-Домашнее задание по выбору:
|
8. Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) |
- Составим план для первого варианта задания. 1. Герой портретного очерка (общие сведения). 2. Федор Шаляпин. 3. О художнике. 4. Картина-портрет: 5. Заключение.
|
Дополнительная необходимая информация |
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
http://ph.files.7ja.ru/7ya-photo/2011/3/29/1301432328573.jpg
|
В помощь учителю |
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить |
Данная презентация поможет учителю в интересной, доступной и наглядной форме представить материал. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
|
Другое
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ильина Татьяна Алексеевна
→ tatu2547 21.03.2016 0 22624 691 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы