Урок русского языка "Правописание союза тоже"; 7 класс


Урок русского языка в 7 классе.

Тема «Правописание союзов»

Учитель Пирожкова Тамара Владимировна, г. Кунгур, Пермский край

Цели: 1) развитие мотивации к учению, формирование взгляда на учение как на ценность;

2) формирование умений создать зрительный образ учебного материала, приёмов сопоставления и выделения общего признака, умений видеть логические связи между языковыми явлениями; развитие коммуникативных навыков ; совершенствование орфографической зоркости;

3) обобщение известной информации о союзе как части речи; выработка умения различать союзы от самостоятельных частей речи по общим грамматическим, морфологическим признакам, синтаксической роли.

Оборудование : презентация, раздаточный материал, тетради-справочники, учебник.

1.Оргмомент

2.Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. Выдвижение версий.

С нетерпением мы ждали весны и дождались. Наступила весна. Всё в природе оживает и обновляется.

Работа с предложениями.

Снег растаял, лёд тоже обратился в мутную водицу.

Небо всё то же: славное, чистое, светлое.

- Прочитайте предложения, какая трудность может возникнуть при написании этих предложений?

- Почему одно и то же слово пишется по- разному?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока. ( Правописание союзов)Запишите.

-Какова цель урока?

( Мы должны научиться правильно писать союзы и отличать их от самостоятельных частей речи)

3. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о союзе как части речи?

- Какие знания нам сегодня могут пригодиться?

- Дайте характеристику союзу тоже ( Сочинительный , соединительный, простой)

4. Поиск решения.

1.Розовеют брусничные ягоды, черника тоже была в цвету.

2.Дрозд - живая, бодрая, весёлая и в то же время певчая птичка.

3.Луна взошла сильно багровая и хмурая; звёзды тоже нахмурились.

4.Он видел всё то же: снега, лунный блеск, звёзды.

- Прочитайте предложения.

- В каких предложениях употреблены союзы?

- Как вы определили? Запишите эти предложения, обозначьте союзы.

( учащиеся записывают предложения с комментированием)

--Как пишутся союзы?

- В каких предложениях употреблены самостоятельные части речи?

- Как вы определили? Запишите эти предложения, подчеркните местоимение то и частицу же.

- Как мы отличали союзы от других частей речи?

- Давайте сверим свои ответы с правилом в учебнике?

5.Выражение решения. Применение нового знания.

Чтение правила с.127-128. ( заполнение таблицы и обсуждение в парах)

Приёмы, которые помогают различить союзы от сочетания слов

Приём

Примеры

1.Союз можно заменить синонимом

Чтобы – для того чтобы

Также -тоже- и

Зато- но – однако

Причём – притом

Оттого что – потому что –так как.

Черёмуха цветёт, сирень также расцветает.

2. К слову самостоятельной части речи можно поставить вопрос и определить синтаксическую роль.

Черёмуха так же душиста, как и сирень.

3.Частицы же и бы можно отбросить или переставить в другое место в предложении

Что бы мне почитать?

Что мне почитать бы?



- Сколько приёмов, помогающих различить союзы от других частей речи, вы выписали?

- Назовите 1-ый приём. Приведите пример.

- Назовите 2-й приём. Приведите пример.

- Назовите 3-й приём. Приведите пример.

6. Применение нового знания. Самостоятельная работа. Работа с текстом. ( раздаточный материал)

Прочитайте текст. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания, приготовьтесь объяснять.

Весна началась, прилетели стаи грачей.  
Тяжёлая туча, закрывавшая всё небо, ушла. По синему небу поплыли кучевые облака, похожие на большие сугробы снега.
 
В лесу запели чижи, синицы и корольки. Скоро прилетят скворцы, жаворонки то(же) вернутся на родину.
 
Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом. В лесу начинается то(же) веселье,

( Объясняем по цепочке по одному предложению)

Как отличали союзы от других частей речи?

7. Цифровой диктант.

1- предложения с союзом, 2 - предложения с местоимением

1.Солнце светит то(же) хорошо, тепло и ласково.

2. На полях, в лесах и на бульварах то(же) пробивается зеленая травка... 

3.В природе, куда ни взглянешь, то(же) приготовление к весне, те же хлопоты, та же бесконечная стряпня... 

4.В лесу то(же) запахло весной.

Ответы:1-1-2-1

7. Рефлексия.

- Чему научились?

- Что получилось?

- Над чем ещё нужно поработать?

8.Д.з.

По выбору

1) Составить текст о весне, включить союз тоже и местоимение то с частицей же.

(5-7)предложений

2) Выписать из текстов художественной литературы предложения с союзом тоже.

Всем – учить правило по таблице

Слайд 1
Урок русского языка в 7Б классе
Слайд 2
Небо всё то же: славное, чистое, светлое. Снег растаял, лёд тоже обратился в мутную водицу.
Слайд 3
Правописание союзов
Слайд 4
Цель урока Мы должны научиться…
Слайд 5
Цель урока Мы должны научиться правильно писать союзы и отличать их от других частей речи
Слайд 6
Тоже – сочинительный, соединительный, простой Тоже = также = и
Слайд 7
1.Розовели брусничные ягоды, черника тоже была в цвету. 2.Дрозд - живая, бодрая, весёлая и в то же время певчая птичка. 3.Луна взошла сильно багровая и хмурая; звёзды тоже нахмурились. 4.Он видел всё то же: снега, лунный блеск, звёзды.
Слайд 8
Предложения с союзами 1.Розовели брусничные ягоды, тоже черника была в цвету. тож 3.Луна взошла сильно е багровая и хмурая; звёзды нахмурились.
Слайд 9
1.Розовели брусничные ягоды, черника тоже была в цвету. 2.Дрозд - живая, бодрая, весёлая и в то же время певчая птичка. 3.Луна взошла сильно багровая и хмурая; звёзды тоже нахмурились.
Слайд 10
Предложения с местоимениями 2.Дрозд - живая, бодрая, ж весёлая и в то е время певчая птичка. ж е 4.Он видел всё то : снега, лунный блеск, звёзды.
Слайд 11
Приёмы, которые помогают различить союзы от сочетания слов Приёмы • 1.Союз можно заменить синонимом • Чтобы – для того чтобы • Также – тоже - и • Зато- но – однако • Причём – притом • Оттого что – потому что – так как. • 2. К слову самостоятельной части речи можно поставить вопрос и определить синтаксическую роль. • 3.Частицы же и бы можно отбросить или переставить в другое место в предложении Примеры 1. Черёмуха цветёт, сирень также расцветает. 2. Черёмуха так же душиста, как и сирень. 3. Что бы мне почитать? Что мне почитать бы?
Слайд 12
Весна нач.лась пр.летели стаи грачей.   Тяж.лая туча закрывавшая всё небо ушла. По синему небу поплыли кучевые обл.ка п.хожие на большие сугробы снега.  В лесу запели чижи синицы и корольки. Скоро пр.летят скв.рцы жаворонки то(же) вернутся на родину.  Струйки тающего снега тайно соб.раются подо льдом. В лесу начина.тся то(же) в.селье что и прошлой весной.
Слайд 13
Весна началась, прилетели стаи грачей.   Тяжёлая туча, закрывавшая всё небо, ушла. По синему небу поплыли кучевые облака, похожие на большие сугробы снега.  В лесу запели чижи, синицы и корольки. тож Скоро прилетят скворцы, жаворонки вернутся на родину.  е Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом. В лесу начинается то жчто и прошлой весной. веселье, е
Слайд 14
Цифровой диктант 1- предложения с союзом 2 - предложения с местоимением
Слайд 15
Цифровой диктант 1.Солнце светит то(же) хорошо, тепло и ласково.
Слайд 16
Цифровой диктант 2. На полях, в лесах и на бульварах то(же) пробивается зеленая травка... 
Слайд 17
Цифровой диктант 3.В природе, куда ни взглянешь, то(же) приготовление к весне, те же хлопоты, та же бесконечная стряпня... 
Слайд 18
Цифровой диктант 4.В лесу и на реке то(же) запахло весной.
Слайд 19
Цифровой диктант Ответы 1-1-2-1
Слайд 20
Домашнее задание Для всех: учить правило по таблице По выбору: 1)составить текст о весне , включить союз тоже и местоимение то с частицей же ; 2) выписать предложения из художественной литературы с союзом тоже и местоимением то и частицей же

Полный текст материала Урок русского языка "Правописание союза тоже"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пирожкова Тамара Владимировна  Публикатор
15.09.2016 0 3682 226

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК