Слайд 1
Что такое
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №73» г. Рязани
Масайло Елена Владимировна
Масайло Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №73» г. Рязани
Класс 6
Урок русского языка в 6-м классе по теме
«Что такое деепричастие» (по программе М. Разумовской)
Цели урока:
1. Дать представление о лексическом и грамматическом значении деепричастия.
2. Сформировать навыки разграничения основного и добавочного действия.
3. Уметь отличать деепричастия от глагола и наречия.
4. Уметь находить деепричастие в тексте.
Оборудование: использование ИКТ (см. презентацию), текст «Радуга» (на каждой парте)
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Объявление темы.
– Подумайте, ребята, чему бы вы хотели научиться на уроке?
(Учащиеся высказываются, затем учитель объявляет общие цели урока – Слайд 2) А начнем мы с орфографической разминки. (Слайд 3)
2. Орфографическая разминка
Проверьте, все ли слова записаны правильно. Исправьте ошибки.
Записаны словосочетания: жареные в сметане грибы, книга прочитанна, не скошенная трава, лакированые туфли, непокореная альпинистами вершина.
Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями, объясняют правильное написание. (Слайд 4)
3. Объяснение нового материала (Слайд 5)
На доске записаны предложения:
1) Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.
2) Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь.
(Учащиеся записывают эти предложения в тетрадь.)
– Чем являются выделенные слова в 1-м предложении?
– Назовите грамматическую основу 2-го предложения.
– Какой вопрос мы задаем к слову «улыбаясь»?
В процессе работы над предложениями совместно с учащимися делается вывод: глагол, являющийся сказуемым, обозначает основное действие, а слово «улыбаясь» – добавочное. Это деепричастие.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «деепричастие», попытаемя определить его лексическое и грамматическое значение.
Рассмотрим термин. (Слайд 6) Какая часть слова уже знакома? (Причастие)
– Что, по-вашему, обозначает словообразование «дее»? (Действие. Сравните: дееспособный) Таким образом, деепричастие - «причастный, т. е. имеющий отношение к действию».
– Как вы думаете, от какой части речи образовано деепричастие? (От глагола)
– Определим, какие морфологические признаки глагола имеет деепричастие.
Улыбаясь (что делая?) – несов. вид, возвратн.
– Можно ли изменить деепричастие?
Делаем вывод о том, что деепричастие невозможно изменить, так же как и наречие.
(Слайд 7) У деепричастия есть свои суффиксы: -а(-я), -в, -вши, -ши.
4. Работа с учебником
Параграф 43 учащиеся читают самостоятельно (2-3 минуты)
– Итак, что же такое деепричастие? (Слайд 8)
(Учащиеся формулируют правило, затем правило проверяется – Слайд 9)
Выполняем упр.500 (у доски и в тетрадях)
5. Работа с текстом
(Слайд 10) У каждого на партах лежит текст «Радуга» (Приложение)
Радуга
Радуга всегда привлекала внимание людей. В далёкие времена, не понимая происхождения радуги, люди пытались объяснить её по-своему.
В древней Индии считали, что бог света Индра, победив духов тьмы, после битвы вешал на радугу своё оружие.
В представлении арабов радуга была луком бога света Кузаха. Ложась отдыхать, Кузах клал свой лук на облака.
Человек нашёл правильное объяснение радуги, разгадав природу луча.
Попробуйте пропустить солнечный луч через стеклянную призму.
Белый луч, войдя в призму и преломившись, отразится от её граней многоцветной полосой. Она называется спектром.
Такое явление наблюдаем мы и на небе. Радуга появляется в воздухе, очень насыщенном капельками воды.
Войдя в капельку воды, солнечный луч преломляется и отражается от внутренних стенок её многоцветным лучом.
В сухую солнечную погоду радуги не бывает.
(По Е. Андреевой)
– О чем этот текст?
– Определите стиль речи. Где можно встретить подобного рода текст? (В энциклопедиях.
– Найдите и выпишите деепричастия, обозначьте суффиксы (работа в парах). Найдите слова, обозначающие основное и добавочное действие. Чем они выражены?
– Запишите и сравните слова «преломившись и преломившийся». Найдите и объясните орфограммы.
– Выполните синтаксический разбор предложения «Радуга появляется в воздухе, очень насыщенном капельками воды» (Один ученик работает у доски)
6. Употребление деепричастий в речи
Запишите словосочетания, заменяя один из глаголов деепричастием:
Читала книгу и выписывала цитаты – ….
Говорили о работе и перебивали друг друга – …
Вышел из комнаты и негодовал – …
Бежал и цеплялся за ветки – …
Шёл по улице и напевал – …
Учащиеся записывают следующие словосочетания:
а) Читала книгу, выписывая цитаты. Читая книгу, выписывала цитаты.
(Учитель обращает внимание на то, что вопросы, задаваемые к деепричастию, разные: в первом случае – как?, во втором – когда?)
б) Говорили о работе (как?), перебивая друг друга.
Говоря о работе, перебивали (когда?) друг друга.
в) Бежал, цепляясь за ветки.
г) Шел по улице, напевая.
7. Подведение итогов
– О чем узнали на уроке?
– Что было сложным для вас?
8. Домашнее задание: Параграф 43, упр. 501, 502
Приложение
Радуга
Радуга всегда привлекала внимание людей. В далёкие времена, не понимая происхождения радуги, люди пытались объяснить её по-своему.
В древней Индии считали, что бог света Индра, победив духов тьмы, после битвы вешал на радугу своё оружие.
В представлении арабов радуга была луком бога света Кузаха. Ложась отдыхать, Кузах клал свой лук на облака.
Человек нашёл правильное объяснение радуги, разгадав природу луча.
Попробуйте пропустить солнечный луч через стеклянную призму.
Белый луч, войдя в призму и преломившись, отразится от её граней многоцветной полосой. Она называется спектром.
Такое явление наблюдаем мы и на небе. Радуга появляется в воздухе, очень насыщенном капельками воды.
Войдя в капельку воды, солнечный луч преломляется и отражается от внутренних стенок её многоцветным лучом.
В сухую солнечную погоду радуги не бывает.
(По Е. Андреевой)
Автор: Масайло Елена Владимировна
→ Публикатор 16.09.2016 0 13635 722 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы