Урок русского языка по теме «Повторение и обобщение по теме "Причастие"»; 7 класс
Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Причастие».
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
Фронтальная, групповая, индивидуальная (устный и письменный).
Цели урока:
Обучающие:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
- отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
Развивающие:
- развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
- способствовать развитию мыслительных процессов на основе анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитию внутреннему плана действий на основе работы по алгоритму;
- развитие словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
- воспитание интереса к изучению русского языка;
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
- воспитывать уважение друг к другу, учить соблюдать правила работы в коллективе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов технологии личностно – ориентированного обучения.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, карточки, доска, схемы по теме.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.
3. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
- Организационный этап.
а) Приветствие.
б) Проверка готовности учащихся к уроку.
в) Организация внимания.
Сообщение темы и целей урока. (слайд 1)
- Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.
- Проверка домашнего задания (чтение текстов, составленных по фотографиям из жизни школы, с причастиями и причастными оборотами).(слайд 2)
2. Диагностика усвоения темы.
- Какие существуют точки зрения ученых на категориальную сущность причастия?
Причастие - самостоятельная часть речи,
Причастие - особая форма глагола,
Причастие - вид прилагательного.
- Фронтальный опрос (слайд3, 4).
- Каково грамматическое значение причастия?
- Каковы постоянные признаки причастия?
- Каковы непостоянные признаки причастия?
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- Какие признаки прилагательного есть у причастия?
- Цифровой диктант (слайд 5)
Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.
1- действительное причастие;
2- страдательное причастие.
Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.
- Выбор написания суффиксов причастий (слайд 6)
Зависят от спряжения |
Зависят от гласной неопределённой формы |
|
1 спряжение |
УЩ-ЮЩ ЕМ-ОМ |
Ш-ВШ Н-НН АН-ЯН |
2 спряжение |
АЩ-ЯЩ ИМ |
- Устное тренировочное задание (слайд 7)
Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени.
а) -енн-;
б) -ящ-;
в) -вш-;
г) -ущ-;
д) -ем-;
е) -т-.
- В каких случаях надо писать суф-кс –е-? (слайд 8)
а) Расстрел_нные патроны;
б) занавеш_нное окно;
в) засе_нное поле;
г) прищур_нные глаза.
- Что называется причастным оборотом? (слайд 9)
- Выделение причастного оборота в предложениях.(слайд 10)
- По данным схемам составить и записать предложения (слайд 11)
- Повторение правила написания НЕ с причастиями с помощью алгоритма (слайд 12)
- Проверочная работа по вариантам (слайд 13)
1 вариант |
2 вариант |
Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.
|
Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.
|
- Написание -Н- и -НН- в причастиях(слайд 14)
а) найти словосочетание прилагательное + существительное (слайд 15,16)
читающий ученик;
чугунная решетка;
строившееся здание;
прочитанная книга.
б) в суффиксах каких слов следует писать –НН-? (слайд 17)
Ошибка исправле_на;
полирова_ная мебель;
туше_ный картофель;
подкова_ная лошадь.
в) записать в тетрадь только то предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания (слайд 18)
Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.
Мы подошли к туристскому лагерю, расположенному на высоком берегу реки.
Любишь каждую травинку поникшую от росы.
На обсыпанной золотым цветом лозине, загудела пчела.
г) исправить ошибки в употреблении причастий в предложениях. (слайд19)
Задание: Исправить ошибки в употреблении причастий.
Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.
Росших незабудки у ручья уже зацвели.
Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.
- Морфологический разбор причастия по вариантам (слайд 20)
- вариант. Над трепещущей осиною лёгкий месяц заблестел.
- вариант. И радуют пестреющие клумбы, и резкий крик вороны в небе чёрном.
Индивидуальная карточка: Нужная книга не прочитана.
- Задание по грамматической стилистике (слайд 21)
Прочтите стихотворение И.Бунина( региональный компонент) и найдите причастия.
— Для чего служат причастия в тексте?
3. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд22).
Чтение высказывания А.С.Пушкина: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». (слайд 22)
Домашнее задание: выписать из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов» причастия и причастные обороты. Выполните морфологический разбор 2 из них.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Козлова Анна Владимировна
→ aniuna 11.08.2015 0 17916 1517 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы