Презентация по краеведению "Традиционное жилище Белгородчины"; 1 - 11 классы


Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 34 с углубленным изучением отдельных предметов «Традиционное жилище Белгородчины» Учитель истории Прудских Сергей Борисович Старый Оскол 2017 г
Слайд 2
Нет дома уютнее, чем русская изба, срубленная из сосновых бревен, воздух в которой всегда пахнет смолой. Как же устроено традиционное для Белгородчины жилище, как назывались и для чего служили старинные предметы и мебель? Как строили дома в Белгородском крае, как устроена изба, как назывались и для чего служили предметы, находящиеся внутри избы.
Слайд 3
Строительство дома было важнейшим событием в жизни крестьянской семьи. Дом представлялся средоточием основных жизненных ценностей, воплощал идею единства семьи и рода, связи предков и потомков. С самого начала освоения края, с XVI–XVII веков, здесь преобладало срубное жилище. Оно уходит корнями в XI–XIII века, когда в славянских поселениях основным было жильё в форме прямоугольной полуземлянки.
Слайд 4
Основой древнего русского жилища была клеть – простейшее четырехугольное строение из бревён, дошедшее в своей первобытной красоте и до наших дней. Клеть зимняя, приспособленная для тепла, отапливаемая печью, в отличие от холодной клети именовалась «истбой», «истопкой» (от глагола «топить»). Очевидно, отсюда возникло и слово «изба». Изба – это крестьянское жилище с русской печью, расположенное в сельской местности. Кроме того, на Белгородчине, как и везде в южнорусских губерниях, изба именовалась также хатой. Такое же жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом». Крестьянские избы ставились в один или в два ряда – улицей.
Слайд 5
На территории нашего региона существовали различные типы поселений. •Деревня – сравнительно небольшое крестьянское поселение без церкви; • Село – крупное крестьянское селение с церковью или с помещичьей усадьбой; •Починок (заимка, займище, выселок) – маленькое поселение в один или в несколько дворов, недавно основанное; •Хутор – обособленный сельскохозяйственный участок с усадьбой владельца либо, в другом значении, небольшой крестьянский посёлок. Село Хутор
Слайд 6
Начало стройки отмечалось обрядом жертвоприношения: под брёвна первого венца клали петуха (курицу) или барана, часто череп коня. Смысл многих древних поверий давно утрачен. Однако и сегодня при строительстве дома нередко предпринимаются охранительные меры: под все углы кладутся монеты, а в святой угол – ладан. Новостройка освящается, хозяева ставят в святой угол икону. Ночевать первую ночь в новом доме оставляют кошку, петуха или курицу.
Слайд 7
Главным инструментом плотника до недавних времён оставался топор. Топором мастер и ствол обтешет, и доску «выгладит». При ударе топор уплотняет и сплющивает древесину, и в неё труднее проникает влага. А пила, появившаяся, кстати, значительно позже, «разлохмачивает» древесные волокна и делает их уязвимыми для гнили.
Слайд 8
Дом угро-финского типа с двухскатной крышей Для тепла стены конопатили паклей или мхом. Как и повсюду в южнорусских губерниях, на Белгородчине крыша крестьянской избы возводилась четырёхскатной. Со скатов стекала вниз дождевая вода, а зимой сползал снег, не повреждая кровлю. Кровельным материалом издревле служил тёс (длинные, вытесанные из бревна доски) или дранка (сосновые дощечки). В XVIII веке чаще стали использовать солому и камыш. Впоследствии соломенные крыши на селе стали основными. Половецкий (кыпчакский) тип дома с четырехскатной крышей
Слайд 9
Домовой Преобладающими в регионе вплоть до начала XX века были позёмные хаты, называемые так, поскольку они ставились прямо на грунт, без фундамента. Поэтому полы в них были земляные. Они получили широкое распространение в южнорусских губерниях с мягким, тёплым климатом. Песок плотно утрамбовывали, смазывали толстым слоем глины, смешанной с мелко нарезанной соломой и коровьим навозом. Перед праздниками земляной пол обязательно смазывали свежей глиной и посыпали жёлтым песком. Деревянные полы в белгородской деревне ещё и в первые десятилетия ХХ века были редкостью. Пол, по народным представлениям, – это граница между миром земным и потусторонним. Под полом живёт домовой, добрый домашний дух, который по ночам приходит в избу погреться.
Слайд 10
С конца XIX века в нашей местности получили распространение избыпятистенки – деревянные рубленые дома, разделённые посередине поперечной капитальной стеной. Благодаря этому внутри было два изолированных помещения, в которые входили из общих сеней. В одном помещении ставили русскую печь, другое, без печи, оставалось чистым и называлось горницей. В народных представлениях и поверьях печь занимала важное место. Если в постройке не было печи, она не считалась жилым помещением. В сознании людей печь связывалась с родным домом, семьёй, предками, с образом женщины, матери. Печь обогревала жилище, в ней готовили пищу, на ней спали, к ней приносили младенца после крещения, к ней обращались в заговорах, когда лечили больных… «Печь нам мать родная», – говорили люди.
Слайд 11
Два или три окна одинакового размера располагались на фасаде избы, и одно – на боковой стороне. (Благодаря этому один угол в избе оказывался наиболее светлым и удобным, неслучайно он назывался красным.) Так называемые волоковые окна появились в славянском наземном срубном жилище уже в IX–X веках. Они задвигались по пазам в брёвнах сруба доской-волоком. Такие окна сохранялись вплоть до середины XIX века.
Слайд 12
В крестьянском быту Белгородчины установились общерусские строгие традиции рационального использования небольшого внутреннего пространства избы. Каждый угол, каждое место имели своё определённое назначение. Повсюду примерно пятую, а то и четвёртую часть помещения занимала русская печь. Печи были глинобитные. Лишь с конца XIX века их стали чаще делать из обожжённого кирпича. Печь всегда ставили справа или слева от входа, устьем к передней фасадной стене или к боковой.
Слайд 13
От положения печи и направления её устья зависело расположение других частей дома. По непреложному правилу, по диагонали от печи, в южной или юго-восточной части помещения находился красный, или святой, угол. Именно здесь размещалась божница с иконами и лампадкой. Здесь же стоял обеденный стол – предмет особого почитания. В народном сознании он уподоблялся церковному алтарю. Стол называли «Божьей ладонью», протянутой людям и дающей хлеб насущный. Поэтому в красном углу и за столом подобало вести себя, как в церкви. Всякий гость, ступивший на порог, первым делом снимал шапку, и, перекрестившись, кланялся образам, а лишь потом здоровался с хозяевами. И только после их приглашения он мог пройти к столу.
Слайд 14
Лавка Обстановка в избе была очень простой и безыскусной. Стол, лавки, скамейки, «укладки» (сундуки), небольшие шкафчики крестьяне мастерили сами. Покупная мебель была большой редкостью. Характерной особенностью русских изб в далёком прошлом были деревянные полати, устраиваемые вдоль стен на высоте человеческого роста. Ниже полатей располагались широкие лавки, которые наглухо прикреплялись к стенам. Лавка играла особую роль в русской обрядности. К примеру, отправляясь в дальнюю дорогу, обязательно нужно было молча посидеть несколько минут на лавке около двери – на счастье и удачу. И сегодня мы считаем нужным посидеть перед дорогой, перед началом какого-то важного дела.
Слайд 15
Каждая лавка имела своё название. Длинная лавка, расположенная вдоль всей фасадной стены, называлась бабьей (долгой или передней) и считалась самой почётной. Именно на неё усаживали дорогого гостя, желанных сватов, на ней жених выкупал невесту. Это место хорошо освещалось тремя окнами, поэтому именно тут женщины и девушки работали: пряли, шили, вышивали. Кроме того, на бабьей лавке спали, приставив к ней скамью.
Слайд 16
Лавка мужская располагалась вдоль стены, где была дверь в сени. Это был, по сути, длинный ящик, открываемый сбоку, для хранения инструментов. Здесь мужчины работали: плели лапти, корзины, сети, чинили сбрую.
Слайд 17
Пищу готовили в задней части избы около устья печи. Всё пространство возле печи в народе называлось «бабьим кутом». Вёдра, вынутый из печи горшок, испечённый хлеб ставили на широкую «кутную» лавку около печи. Рядом на полу обычно стояла лоханка. «Судная» (посудная) лавка, или полка, шла выше других лавок от печи к передней стене дома. На ней стряпухи хранили разную посуду. В нашем крае эту лавку обычно закрывали ситцевой занавеской. Возле печи располагалась вся кухонная утварь: «рогачи» (ухваты) для горшков и чугунков, «чапли» для сковородок, деревянная хлебная лопата, помело для чистки печи, коромысло для вёдер. Тут же на пристенных полках находилась вся повседневная посуда, в основном глиняная и деревянная. Праздничная посуда хранилась в шкафчике - поставце.
Слайд 18
Перед праздниками изба преображалась: в красном углу вешали нарядные тканые и вышитые полотенца. Нередко рушниками украшали всю переднюю стену. Стол застилали узорной скатертью. На стене у кровати вешали домотканый шерстяной ковёр. Вышитыми предметами нарядно убирали саму кровать. Полы устилали яркими половиками.
Слайд 19
Вплоть до конца ХIХ века основным источником света в избе была лучина – тонкая длинная щепка, подготовленная особым способом. Кое-где в деревнях пользовались самодельными «коптушками» – маленькими плошками или пузырьками с налитым туда маслом и опущенным фитилём. С середины 1860-х годов у зажиточных хозяев стали появляться керосиновые лампы. Широко распространились они лишь в начале ХХ века.
Слайд 20
Увеличение плотности населения во второй половине XIX века, вырубка и расчистка лесов под сельскохозяйственные и другие угодья привели к резкому сокращению лесов в крае. Поэтому крестьяне были вынуждены строить избы из недостаточно качественных пород деревьев, а беднейшие семьи – даже из плетня. Для утепления тонких стен, обмазывали их изнутри и снаружи толстым слоем глины, смешанной с соломой и навозом, и белили. Появились избы, возводимые по новым технологиям и из другого материала: избы столбянки, которые могли быть глинобитными и саманными, то есть сложенными из самодельного кирпича из глины с примесью навоза, соломы, иногда конопляных волокон или конского волоса.
Слайд 21
Выводы: • Дом – это не только жилая постройка, но это – родина, семья. Это начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. • Внешний вид жилища, строительные материалы и способы постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. У всех народов дом считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир. • Изучение традиционного жилища показывает, что жилище - это сложный комплекс традиционной народной культуры. Для нашего региона можно выделить характерные признаки: техника сооружения срубных стен, земляного пола, глиняного потолка низкой жилой постройки, покрытой соломой четырехскатной крышей, со стенами, часто обмазанными глиной и побеленными, с открытым типом двора , огороженного плетеными хозяйственными постройками, двухкамерный и трехкамерный план жилого дома, наличие духовой русской печи, традиционное расположение печи, переднего угла, стола
Слайд 22
Литература •Афанасьев А.Н. « Поэтические воззрения славян на природу», М, 1995, Т.». стр 45. •Байбурин А. К. « Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» М, 1983 « Наука» •Бломквист Е. Э. « Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов, М, 1956 г.

Полный текст материала Презентация по краеведению "Традиционное жилище Белгородчины"; 1 - 11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прудских Сергей Борисович  Sergey71
02.03.2017 0 1189 110

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0