Методическая разработка урока-суда по истории "Суд над Емельяном Пугачевым"; 10 класс


Сорвина Евгения Сергеевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ Гимназия № 25 города Иркутска



Методическая разработка урока-суда по истории в 10 классе «Суд над Емельяном Пугачевым»

Тема: «Суд над Емельяном Пугачевым»

Класс: 10

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Форма урока: Урок–представление в форме судебного заседания с участием присяжных заседателей

Используемые технологии: Игровая технология, приемы технологии критического мышления

Цель: способствовать формированию: знаний о характере и формах проявлений массового движения в России XVIII в., казацко-крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева в 1773—1775 гг.; об идеях, направлениях и представителях оппозиционного к власти самостоятельного общественного движения;

Задачи:

Образовательные: выслушать свидетелей противоположных сторон, обвинителя, защитника и присяжных заседателей.

Воспитательные: формировать навыков театральной деятельности.

Развивающие: активизация творческой деятельности учащихся.

Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение приобретать знания из различных источников информации; умения сравнивать и анализировать; умение обобщать и систематизировать; умение выделять главное из потока информации; умение организовывать результат труда.

Регулятивные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего достижения;

Личностные: умение организовывать свой труд; умение работать в команде; умение действовать и принимать решения в сложной обстановке.

Коммуникативные: умение слушать; умение аргументировать и доказывать; умение дискутировать; умение выходить из конфликтной ситуации; умение сотрудничать в малом коллективе.

Новые термины: Казацко-крестьянская война, оппозиция.

Использованное оборудование: История России. 10 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений \Н.И.Павленко, И.Л. Андреев

Опережающее задание: учащиеся готовят выступление, согласно выбранным ролям: судьи, адвокаты, обвинители.

Этапы урока

Мин

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации взаимодействия

Организация начала урока

1

Проверка готовности к уроку

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

Фронтальная

Постановка цели

1-2

«Сегодня на уроке мы рассмотрим образ Емельяна Пугачева, но сделаем это не совсем обычно. Представим себе, что мы судим Пугачева, посмотрим на это дело глазами современников и вынесем приговор. Мы выслушаем свидетелей противоположных сторон: обвинителя и защитника, рассмотрев причины крестьянской войны, её ход и итоги, мы должны вынести обвинительный приговор или оправдать Пугачёва и его сподвижников, а потом посмотрим, будет ли он соответствовать истории.»











Озвучивает проблемную задачу урока











Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Фронтальная

Актуализация знаний

4-5

Объяснение правил урока-суда.

Объявление состава судебного заседания: судей, адвокатов и прокуроров (роли учащимся выданы заранее) и присяжных (остальной состав класса)

Задача судей: (учащиеся, которые учатся на «отлично»)

1) Дать не большую информативную справку о событиях, которые предшествовали судебному разбирательству;

2) Следить за правильностью и полнотой аргументации выступающих;

3) Следить за порядком судебного заседания;

4) Собрать и подсчитать по итогу заседания голоса.

Задача обвинителей:

1)Озвучить статьи обвинения (в чем можно обвинить).

2)Аргументировано доказать вину Е. Пугачева, привлекая факты и «свидетелей» событий.

Задача защитников:

Аргументировано доказать, что действия Е. Пугачева обусловлены особенностями времени, т.е. массовыми общественными движениями и недовольством народа правящей политикой.

Задача присяжных:

Должны выслушав выступления, определиться со своей точкой зрения на проблему урока: «Кто был Е. Пугачев – преступник или спаситель крестьян». Свое мнение оформить должны по формуле ПОПС.

П – позиция

О- объяснение

П- пример

С- следствие , вывод.

Объяснение правил и распределение ролей

Готовятся к выступлению и вспоминают формулу ПОПС

Фронтальная

Выполнение задач стандартного типа

20-25

Ход игры:

Выступление судей: знакомство с предысторией судебного разбирательства.



Вступительное слово прокурора и оглашения обвинительных статей.



Вступительное слово адвоката и озвучивание линии защиты.



Прения сторон с привлечение исторических фактов и свидетелей.



Заключительное слово сторон защиты и обвинения.








Помогает выполнению заданий

Слушают учителя, выступающих



















Выполняют задания


Групповая





















Индивидуальная

Контроль сформированности знаний и способов действий

4-5

Голосование и подсчет голосов. (форма проведения голосования – ПОПС)



Оглашение судей результатов судебного решения.




Слушает








Озвучивают результаты








Групповая




Рефлексия

2

Что нового для себя узнали?

Что хотелось бы отметить?

Проводит беседу

Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке

Фронтальная

Информация о Д\з

1

Прочитать параграф и записать в тетрадь причины и последствия крестьянского восстания под руководством Е.Пугачева.

Объясняет домашнее задание

Записывают

Индивидуальная




Полный текст материала Методическая разработка урока-суда по истории "Суд над Емельяном Пугачевым"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сорвина Евгения Сергеевна  Публикатор
14.01.2018 0 758 39

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0