Разработка нестандартного урока по теме "Задачи на движение"; 4 класс

Разработка нестандартного урока по теме "Задачи на движение"; 4 класс

Проектная задача для учащихся 4 класса по математике составлена по теме «Задачи на движение» согласно подходам образовательной системы Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.

Содержание данной работы соответствует программе по математике для 4 класса, разработанной авторами:  В.В. Давыдовым, С.Ф. Горбовым, Г.Г. Микулиной, О.В. Савельевой.

Название проектной задачи: «Составление сборника задач на движение»

Цель: Обобщение изученного материала по составлению и решению задач на процессы

Педагогические задачи (педагогический замысел):  

  • выработка умения самостоятельно и в комплексе применять знания, умения, навыки;
  • осуществление их переноса в новые условия.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача:       

Предметные умения

  • Развитие  практических навыков работы с величинами.
  • Моделирование задач на движение.
  • Решение задач на движение.
  • Составление задач на движение.

Общеучебные умения

  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
  • развитие речи, наблюдательности, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • развитие конструктивных и творческих способностей, фантазии, творческого воображения;
  • воспитание интереса к урокам математики;
  • работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат:      

Демонстрация учащимися:

  • умения  различать различные виды процессов, величин;
  • умения соотносить скорости различных объектов;
  • знания формул и умения их применять;
  • умения моделировать предложенную ситуацию.

Способ и формат оценивания результатов работы (см. оценочный лист):          

При подведении итогов работы оцениваются:

  • владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
  • полнота, непротиворечивость и обоснованность решений;
  • презентация результатов работы.

Ход практической работы

I.  Организационный момент

Учащиеся объединены в группы по 3-4 человека. На партах приготовлены листы для черновика, ручки, карандаши, фломастеры.

II.  Сообщение темы

  • В нашей школе много воплощенных в жизнь идей становятся традициями (слайд 2)
    •  — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
  • Одной из традиций нашей школы является ежегодное создание сборников по разным предметам. Четвероклассники в этом году продолжают создание  «Сборника задач на движение» (слайд 3)

Цель: составить сборник задач с описанием возможных способов решения, с вариантами верных решений для учащихся 4-5 классов.

Структура сборника. Демонстрация сборника учащихся прошлого года:

  • Обложка.
  • Описание видов задач на движение.
  • Описание способов решения задач на движение (процессы).
  • Задачник.

- Дорогие ребята! На уроках математики вы учились решать и составлять задачи. Некоторые из ваших работ уже представлены в данном сборнике (презентация эскиза нового сборника).

- В результате нашей сегодняшней работы наш сборник должен пополниться новыми задачами и «помощниками», необходимыми для их решения. И одним из «помощников» будет инструкция по составлению задач на процессы.

III. Постановка задачи для индивидуального этапа

- Первый этап нашей практической работы – индивидуальный.

Задача: повторить то, что необходимо знать для составления и решения задач на процессы.

Каждый ученик получает своё задание (как на экзамене – берет свой билет). Оформляет решение на листе и продумывает, как будет представлять решение своего задания классу: кратко, четко, понятно.

(Задания для индивидуального этапа в приложении№1) 

Презентация результатов. На экране появляется задание (слайды 5-17). Ученик по своему листу представляет решение – на экране появляется верный ответ. Делается акцент: что повторили, выполняя это задание.

IV. Постановка задачи для группового этапа

  1. Создание алгоритма составления задач на движение по таблице

- Работая в группе, необходимо разложить в нужном порядке пункты алгоритма составления задачи (см. приложение №2 «Алгоритм составления задачи»)

  1.  Обсуждение составленных алгоритмов.

Все работы выносятся на доску, сопоставляются. В случае расхождения в последовательности, в ходе обсуждения учащиеся приходят к общему мнению. Пункты алгоритма в нужной последовательности появляются на экране.

  1. Составление задач на движение.

- Используя в качестве «помощников» алгоритм составления задачи, средние скорости некоторых объектов, составьте в группе задачи на движение (см. приложение №3 «Помощники»).

Составляем на черновике. Для презентации работы оформляем лист-шаблон (см. приложение №4 «Шаблон для записи и решения задачи»)

  1. Презентация результатов:
  • представление каждой группой составленных задач (обмен);
  • анализ «новых» задач, составленных в результате групповой работы, с целью включения их в сборник;
  • анализ работы в группе (оценка эксперта и самой группы)

V. Подведение итогов.

Как можем усовершенствовать сборник? (Расширить список средних скоростей, алгоритм составления задачи, усложнение задач – от простых к сложным)

Члены комиссии анализируют работу учащихся по оценочному листу (Приложение №5 «Экспертный лист» и №6 «Оценочный лист»)


Полный текст материала Разработка нестандартного урока по теме "Задачи на движение"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марциохо Ирина Владимировна  Екатерина_Пашкова
учитель начальных классов, ЧОУ СОШ «Ломоносовсая школа», г. Москва
05.06.2015 0 2729 562
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0