Эссе "Кабинет литературы - территория Творчества и Вдохновения"


 

Страница2

Выступление на курсах повышения квалификации | Учеватова М.С.

 

 

Кабинет литературы –

территория творчества и вдохновения

 

 

 

 

 

В одной известной песне поётся: «Лето – это маленькая жизнь». Я хотела бы перефразировать и сказать: «Школа – это целая жизнь». Жизнь с ее взлетами и падениями, взрослением и познаванием чего-то нового, бесконечным движением и сменой поколений. Школа – это то пространство, где происходит постоянное общение взрослых и детей: учителей и учеников. И от того, в какую обстановку попадают школьники, зависит и их успешность в учебе, которая заключается не только в хороших оценках, но и в психологическом климате. Это очень важно потому, что именно в школе формируется будущий человек нашего общества.

А как воспитать личность творческую, целеустремленную, умеющую находить ответы на самые сложные вопросы? Рядом с ребенком должен быть Профессионал с большой душой и горячим сердцем. «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику», - утверждал Р. Эмерсон. А уважительное отношение к ученику проявляется с порога кабинета, в который он входит.

Кабинет – это не просто классная комната, в которой ученики получают знания по тому или иному предмету, это то место, которое должно стать для школьника территорией творчества и вдохновения, средой комфортного общения и со сверстниками, и с учителем. Каждый школьный кабинет становится отражением внутреннего мира учителя, его отношения к жизни и к своим ученикам.

Кабинет литературы и русского языка, хозяйкой которого я являюсь, стал не только центром нашего школьного объединения учителей – словесников, но это и творческая лаборатория по воспитанию звездочек, это и редакция нашего школьного альманаха «Пегас ворвался в класс», это место, где мои подопечные с удовольствием проводят часы, отведенные для проведения внеклассных мероприятий и классных мероприятий, это место встречи с родителями моих учеников, это территория, где ученики готовят свои проекты, участвуют в олимпиадах, это та обитель, куда могут прийти ученики и со своей радостью и поделиться огорчениями. Я могу с уверенностью утверждать, что, если сам учитель вкладывает душу в свой кабинет, то и кабинет становится теплым и притягательным не только для детей, но и для их родителей и коллег – учителей.

 

Девиз, по которому я выстраиваю свои отношения с детьми, я когда-то позаимствовала на конференции, проходившей под эгидой сообщества «Первое сентября»: «У Вас талантливые ученики». Но чтобы раскрыть таланты своих учеников, чтобы у них была возможность проявить все свои самые лучшие качества, должна быть системность не только в работе, но и в обустройстве кабинета. Привести в определенную системность кабинет мне помогает паспорт кабинета, в котором обозначены все имеющиеся дидактические материалы, медиа ресурсы, раздаточный материал, словари, художественная и учебная литература, обозначен план дальнейшего развития кабинета. Хочется особо отметить, что для любого учебного кабинета немаловажную роль играют зоны разделения рабочего пространства. В моем кабинете эти зоны имеют четкие границы, с ними я знакомлю своих учеников, которые приходят ко мне впервые. А ребята, проучившиеся у меня несколько лет, уже спокойно ориентируются в пространственном разделении кабинета: они без усилий могут найти нужную книгу, словарь, рабочие тетради, материалы к уроку.

Самую большую информационную зону в классе занимают шкафы – стеллажи, в которых полки тоже имеют свою системность и определенность. Большое место отведено книгам художественной литературы, которыми пользуется не только сам учитель, но и ученики могут свободно брать необходимую им книгу для работы на уроке или дома. Есть полки, которые предназначены для сбора материала для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. В папках складываются как тренировочные задания, так и диагностические работы учащихся. Отдельная часть стеллажа отведена для документов ШМО, олимпиадных работ, выпусков «Пегаса». В закрытой части шкафов – стеллажей находятся фотовыставки по творчеству поэтов и писателей, их портреты, репродукции картин художников, альбомы, творческие работы, выполненные учениками. В книжном шкафу собраны книги не только классической литературы, но и сборники методических материалов. Есть в нем и подшивка журнала «Литература в школе» с приложением «Уроки литературы» за несколько лет. Эти издания помогают найти интересный материал не только к уроку, но и способствуют при подготовке учеников к олимпиадным заданиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Над стеллажами находятся информационно – наглядные стенды, выполненные в одной цветовой гамме и в одном дизайнерском решении, это создает особый настрой на восприятие информации. Стенды тоже имеют системность. Центральное место занимает материал, посвященный юбилею И.С.Тургенева. На этом стенде есть различные рубрики («Интересные факты», «В гости к писателю», «Учись учиться», «Почему мы так говорим», «Интересно знать»), которые акцентируют внимание учеников на том или ином факте биографии писателя, знакомят учеников с его произведениями. Правая сторона стендов посвящена Золотому веку русской литературы. Материалы, собранные под рубрикой «Литературные места на карте России», дают возможность ученикам узнать, где бывал тот или иной писатель XIX века, какие произведения он создавал, бывая в различных уголках России. Левая сторона стендов отражает биографии мастеров Серебряного века, знакомят учеников с произведениями поэтов, чье творчество относилось к тому или иному литературному направлению. Эти стенды помогают моим ученикам больше узнать об авторах, подготовиться к уроку, выполнить тестовые задания.

Центральное место в классе занимают рабочие столы, которые могут трансформироваться в зависимости от вида работ и форм проведения уроков. Для того, чтобы создать более позитивную обстановку в классе, я ушла от стандартного разделения парт на ряды. Конечно, нельзя создавать в кабинете хаотичность, поэтому в расстановке парт есть своя определенная система: второй и третий ряды соединены вместе, что дает возможность ребятам быть ближе друг к другу, такая рассадка детей очень помогает в работе, у ребят есть возможность проводить работу в парах, взаимопроверку, дает больше возможностей в расположении школьных принадлежностей. Первый ряд в классе – стандартный, так как напротив него находится интерактивная доска. Четвертый ряд расположился по диагонали, это обусловлено тем, чтобы ребята могли четко видеть все, что написано на доске. Напротив рабочей зоны учеников находится классная доска, которая всегда содержится в идеальном порядке, даже тогда, когда идет работа в классе. И это не прихоть учителя, а возможность научить детей выполнять работу аккуратно, разборчиво и с точки зрения предмета грамотно, приучает к уважительному отношению и друг к другу, и к работе одноклассника.

 

Особое место в кабинете занимает зона учителя, которая включает в себя письменный стол, на котором расположен монитор, под столом специальное место для компьютера, в тумбочке есть ящик, предназначенный для программных дисков; справа от стола – полки для учебной и методической литературы, специальные карманы для календарно-тематического и поурочного планирования. В уголке учителя размещена видео и аудиотека, телевизор, MFU (принтер + сканер), видео и DVD-плеер, музыкальный центр, над письменным столом прикреплен видеопроектор. Все это техническое оснащение находится в постоянной работе и содержится в порядке. В уголке под телевизором есть полки, на которых хранятся необходимые предметы для работы: маркеры, фломастеры, акварельные краски, кисточки, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, бумага для принтера и многое другое, чем пользуются ученики при выполнении проектных или творческих работ. Есть полка, на которой расположились магнитофон и аудио кассеты. Под интерактивной доской на полке – стеллаже находится музыкальный центр. На полках под музыкальным центром отведено место для хранения тетрадей, которые также систематизированы по классам и по назначению. Каждая стопка тетрадей находится в специальных карманах, каждый из которых обозначен и по ступени класса, и по назначению. Корешки тетрадей отмечены наклейкой из цветной бумаги различных оттенков, и это помогает ученикам быстро находить свои тетради и не путать их с тетрадями других предметов. На этой же полке есть карман, предназначенный для поэтических сборников, в которых публиковались авторские работы моих учеников и мои собственные. На второй полке этого стеллажика стоят словари, которые тоже всегда находятся в работе и служат подспорьем не только для учеников, но и для учителя.

Справа от классной доски находится раковина, рядом с раковиной стоит полка, в которой хранятся мелочи, необходимые для работы (магниты, мел, бумажные полотенца). Здесь же находится кулер, зеркало. Эти предметы дают возможность ученикам следить и за своим здоровьем, и за внешним видом. Немаловажную роль в воспитании учеников имеет чистота и эстетичность учебного кабинета. Даже необходимые предметы гигиенического порядка (швабры, тряпки, мусорная корзина) имеют свое место и спрятаны от глаз в специальных закрытых шкафах и полках.

Совсем недавно, в прошлом году, благодаря стараниям родителей, которые всегда откликались и помогали учителю поддерживать кабинет и с точки зрения обстановки, и своевременно делали косметический ремонт, у нас в кабинете появилась еще очень важная зона, которую мы назвали зоной релаксации. В этой зоне очень уютно разместились два диванчика, которые сразу же полюбились ребятам, и они с удовольствием на них располагаются во время перемены. Усилиями родителей в коридоре рядом с кабинетом были наклеены фотообои, которые объединили в общую тематическую зону кабинет литературы и рекреацию.

 

Еще хотелось бы отметить, что в моем кабинете очень много комнатных растений, которые помогают создать комфортную обстановку, эти зеленые зоны поддерживают определенный микроклимат в кабинете, радуют глаз своей ухоженностью и цветением. Пейзажи, нарисованные моим отцом, украшают кабинет и тоже служат зонами эстетического воспитания. Вообще, в моем кабинете много элементов декора, которые дают возможность детям учиться каждую минуту. Это не только стенд «Мысль в подарок», который систематически обновляется, стенд – стихотворение В. Солоухина «Слово о словах», небольшой стенд «Говорим правильно», перекидной стенд «Готовимся к экзаменам», но и маленькие оформительские находки, которые создают особую атмосферу моего кабинета. Не случайно, дети с удовольствием приходят в кабинет литературы, который поистине стал территорией творчества и вдохновения.

 

 

Приложение к выступлению:

 

  1. Буклет «Кабинет литературы – территория Творчества и Вдохновения»;

  2. Видеоролик «Кабинет литературы – территория Творчества и вдохновения»;

  3. Подарочные открытки «Мысль в подарок»;

  4. Карточки для работы «Золотая рыбка».

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 15

г.о. Орехово-Зуево Московская область

2018-2019 учебный год

 

 


Полный текст материала Эссе "Кабинет литературы - территория Творчества и Вдохновения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна  маргаритка3898
13.01.2019 0 167 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0