Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста


В последнее время наблюдаются сложности в общении между детьми дошкольного возраста. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своих сверстников и взрослых людей, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Следствием всего этого могут быть конфликты между детьми, недопонимание между взрослым и ребёнком. Поэтому необходимо научить детей-дошкольников различать свои эмоциональные состояния и эмоции других людей, а также управлять своими эмоциями. Не стоит забывать и о том, что именно в дошкольном возрасте эмоциональная сфера легко поддаётся коррекции.

Предлагаемая программа рекомендована детям среднего  и старшего дошкольного возраста.

Цель программы: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста (5-6 лет), испытывающих сложности в общении.

Задачи программы:

  1. Определить актуальный уровень развития эмоционально-волевой сферы ребёнка.
  2. Научить детей распознавать и принимать свои эмоции.
  3. Научить детей устанавливать связи между событием и эмоцией.
  4. Формировать потребности родителей детей в психологических знаниях через просвещение и систему индивидуальных консультаций.

Методические рекомендации по организации занятий с детьми

Программа включает в себя три этапа: первичная диагностика, коррекционно-развивающая работа, итоговая диагностика (контрольный этап).

Цель первого этапа программы (первичной диагностики): определение актуального уровня развития эмоционально-волевой сферы каждого участника группы.

Для реализации данного этапа программы были использованы следующие методики:

Тест измерения уровня тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амеи).

Тест «Страхи в домиках» (А.И. Захарова, М.А. Панфиловой).

Цель второго этапа программы (коррекционно-развивающая работа): коррекция эмоционально-волевых нарушений, с использованием наиболее сильных сторон личности ребёнка.

Цель третьего этапа программы (итоговая диагностика): отслеживание эффективности программы.

 Программа предполагает занятия с педагогом-психологом 2 раза в неделю.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Продолжительность каждого занятия – 25 минут.

Групповые занятия рекомендуется проводить с 5-6 участниками.

Структура групповых занятий.

Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной, завершающей.

Цель вводной части: вызвать чувство доверия, снизить физическое и эмоциональное напряжение участников группы. В этой части используются упражнения – приветствия, игры-разминки.

В основной части используются:

  • игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, позы, пантомимики;
  • упражнения на выявление отношения детей к разным эмоциям;
  • игры, направленные на развитие коммуникативных навыков;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • рисование, лепка, аппликация;
  • упражнения на установление связи между событием и эмоцией;

Итоговая часть занятия включает в себя упражнения на снижение мышечного напряжения, укрепления сплочённости группы. В этой части используются игры на напряжение и расслабление.

Методы и техники, используемые в программе

Арт-терапия. Используется для развития личности ребёнка через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Игротерапия. Используется для снятия физического и эмоционального напряжения, развития уверенности в себе, снижение уровня тревожности, страхов, способствует сплочению группы.

Телесно ориентированная терапия. Используется для снятия мышечных зажимов, эмоционального и физического напряжения.

Релаксация. Освобождение от эмоционального и физического напряжение, сосредоточение на своих ощущениях.

Критерии эффективности программы:

  • Снижение уровня тревожности;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Снижение уровня конфликтности во взаимодействиях со сверстниками.

Полный текст материала Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пасенко Дарья Владимировна  Даша3111
педагог-психолог, Г(О)БОУ центр психолого-медико-социального сопровождения
24.03.2015 0 5324 1116
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0