Галина Шутова, 16.05.2016 8235 0

Стадия вызова на уроках: приемы и примеры


Уроки по технологии критического мышления строятся по особому сценарию. И один из важнейших этапов урока по ТРКМ — этап вызова. Рассмотрим подробнее, что такое стадия вызова критического мышления, в чем ее особенности и какие приемы используются на этой стадии.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Особенности критического мышления

Прежде, чем говорить о стадии вызова, вспомним кратко, в чем заключаются особенности критического мышления. Критическое предполагает не простое усвоение информации, а осмысленное. То есть ученик должен научиться не воспринимать информацию как самодостаточную, а относится к ней критически: анализировать, сравнивать, оценивать, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Ничто не воспринимается на веру — все ставится под сомнение, но при этом ребенок остается открытым для нового знания.

Еще один важный момент: концепция технологии развития критического мышления исключает пассивность учащихся. Они оказываются максимально вовлеченными в процесс обучения. А роль учителя стала сводиться к роли координатора, который помогает, подсказывает направление, но никак не преподносит готовое знание.

Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится следующим образом:

Сегодня мы поговорим об этапе вызова на уроке.

Стадия вызова на уроке

Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:

  • вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
  • интерес к новой теме;
  • активность учащихся.

Как было раньше? Учитель, начиная урок, сам задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке. Это прописано в его плане, на основании этих целей и задач строится и схема урока. Учащиеся, по умолчанию, должны знать эти цели и быть с ними согласными. Ну, бывает, что учитель просто зачитывает цели урока, ставя учеников уже "перед фактом".

В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей и задач и определяется на стадии вызова.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

  • сформировать положительную мотивацию;
  • вызвать интерес учащихся к новой теме;
  • сформировать главные цели урока;
  • наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
  • активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Приемы для стадии вызова на уроке

Приемы разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно для активизации всех учеников в классе.

Важное условие всех приемов стадии вызова: никакой критики и никакого анализа!

Ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь ошибиться. На данном этапе идет простой набор всех идей и предложений. А все ошибки, неточности будут исправляться уже в ходе урока. Именно это позволяет учащимся самим увидеть свои недочеты, научится строить логические цепочки от "старого к новому" видеть взаимосвязь уже изученного и нового, учит использовать накопленный опыт для решения новых задач.

Нажмите на ссылку на названии приема, чтобы получить более подробную информацию и примеры.

  • Верно — не верно. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.
  • Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
  • Инсерт — эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после прочтения, анализируется в ходе урока и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.
  • Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
  • Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где? Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..?
  • Инвентаризация. Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно по теме. В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.
  • Таблица "ЗХУ". Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в таблицу:

Я это знаю

Хочу узнать

Узнал на уроке

 

 

 

На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.

Таблицу ЗХУ легко использовать уже в начальной школе. Для облегчения систематизации знаний учитель может задавать наводящие вопросы.

Например, на уроках чтения:

Какие произведения этого писателя вы знаете?

Что интересного в его рассказах?

Что вы хотите узнать о нем? И т.д.

  • Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. Они выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока.
  • Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения — какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.
  • Мозговой штурм — один из вариантов создания "банка идей". Собираются и записываются все мнения учащихся, даже самые фантастические. Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно. Оставляются в банке только самые перспективные по версии учащихся идеи.
  • Корзина идей — в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.
  • Перепутанные цепочки. Учитель предлагает ряд перепутанную последовательность событий, действий. Ученики должны восстановить правильную последовательность.
  • Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.
  • Бортовой журнал. Учащиеся заполняют таблицу:

Что я знаю по теме

Что я узнал нового

Это осталось непонятным

 

 

 

Прием рассчитан на весь урок, на стадии вызова заполняется только первая колонка.

  • Отсроченная догадка. По названию темы или по ключевым словам учащиеся высказывают предположение: какой вопрос будет главным на уроке. К догадке возвращаются в конце урока, проверяя правильность предположений.
  • Круги по воде. Ключевое слово или понятие записывается в столбик. И на каждую букву учащиеся предлагают существительные или словосочетания по теме.

Таким образом, стадия вызова в рамках уроков ТРКМЧП выполняет сразу несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями). Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: