Елена Сафонова, 06.02.2018 2

Держим руку на пульсе: виды контроля на уроке. Статья-сборник форм контроля на уроке


В свете новых ФГОС формат урока меняется. Больший акцент делается на самостоятельной работе учащихся. Но это не значит, что различным видам контроля на уроке теперь надо уделять меньше внимания. Просто, наряду с традиционными, приобретают актуальность новые формы контроля.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Виды контроля

Обычно различают текущий, тематический и итоговый контроль. По форме он делится на устный и письменный, а также на индивидуальный, фронтальный и групповой. Выбор формы зависит от многих факторов:

  • от цели, которую преследует учитель;
  • уровня подготовленности класса (особенно от того, насколько этот уровень «ровный»);
  • времени, которое учитель готов потратить на этап контроля и т.д.

Контроль в классах, где уровень подготовки учеников значительно различается, требует особенно тщательной проработки. Задавать при фронтальном опросе легкие вопросы плохо успевающим ученикам, особенно в 4-7 классах, неудобно. Более сильные тянут руки, слабые отвечают медленно, но если все же отвечают, ждут незаслуженно высокой оценки.

На помощь может прийти комбинированный опрос или опрос с самооценкой.

В первом случае учитель опрашивает устно одного (или более — с использованием диктофона) ученика, еще двое-трое выполняют работу у доски, пока все остальные пишут тест или развернутый ответ на листочках.

Во втором случае требуется подготовить достаточное количество вопросов разного уровня сложности и как-то их промаркировать. Например, на красной карточке вопрос на «5», на желтой — на «4», на синей — на «3». Удобно использовать конверты разных цветов: они прослужат долго, а вопросы можно писать на обычной бумаге.

Ученик сам выбирает уровень вопроса, вытягивая конверт или карточку определенного цвета. В случае хорошего ответа он получает максимум ту оценку, на которую задание рассчитано, но может взять и более сложный вопрос. Если ученик взял карточку высокого уровня сложности, но не смог ответить, ему предлагается выбрать вопрос попроще.

Удобен и очень оперативен опрос с помощью перфокарт. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно.

По-прежнему часто используются опросы с помощью сигнальных карточек. Например, это карточки «да» и «нет» (или цветные с тем же значением); школьник поднимает ту или другую карточку в зависимости от того, согласен он с утверждением, озвученным учителем, или нет.

Нестареющая классика

Актуальной формой контроля остается диктант. На уроках русского или иностранного языка диктуют текст или словарные слова.

Проверочный диктант на уроке русского языка

На любом предмете можно провести терминологический или схематический диктант. Например, ученики должны записать формулы веществ или реакций, начертить графики и т.п.

Тестирование в последнее время всё чаще применяется как для текущего, так и для итогового контроля. Эта форма опроса достаточно объективна, то есть позволяет школьнику ощущать оценку за работу именно как оценку его знаний, а не как оценку его личности. Это происходит потому, что нормы правильных ответов на конкретную оценку известны заранее, а проверить тест школьник может и сам по эталону. То есть тест вообще создает достаточно большой простор для самооценки ученика, а ведь именно к этому призывает нас новый ФГОС.

Этот вариант контроля формирует как предметные навыки, так и метапредметные компетенции. В первую очередь внимательность, сосредоточенность, упорство, умение распределять свои силы и время. Учителя ценят тесты за то, что это самый оперативный из всех возможных видов контроля, ведь при разумной организация работы и выдумке при создании теста проверить его можно за считанные минуты у всего класса, даже если было дано два варианта. Например, можно зашифровать в ответах какие-то слова или определенные сочетания.

Быстрые варианты контроля:

  • опрос по цепочке (устный или письменный);
  • взаимоопрос;
  • задание в форме «впиши слово» и т.п.

Зачет и другие виды итогового контроля

Часто контроль по теме проводится в форме зачета.

Зачет — это целый урок (а то и два), посвященный контролю знаний за какой-либо небольшой период (модуль, четверть) или большой раздел. Рационально проводить зачет в виде сочетания многих форм и вариантов опросов, тогда оценка по нему будет максимально объективна и целый урок напряженной работы не вызовет у школьников утомления. Кроме того, это поможет снять страх, потому что переключение с одного вида деятельности на другой, из которых некоторые наверняка удаются школьнику лучше других, поможет ему избежать зацикливания на какой-то неудаче.

Например, для зачета можно выбрать устный опрос по билетам, письменные развернутые ответы, небольшой тест, какое-то количество творческих заданий или заданий-головоломок.

Задание "Сопоставь" на уроке английского языка

Планируя зачет, стоит вспомнить о том, что, кроме индивидуальной работы, существует еще групповая; и это дает дополнительные возможности для создания зачетных заданий. Это могут быть мини-проекты, подбор примеров, создание задач по данной формуле и т.п. В группе стоит предложить школьникам и произвести взаимопроверку их работ. Возможно, стоит назначить консультанта для каждой группы. Он будет проверять других и руководить процессом. Но в том случае, если уровень учащихся примерно одинаковый, лучше не назначать консультанта, а предложить всем проверить работу друг друга по кругу.

Чем больше форм контроля в течение зачета, тем более объективный будет оценка.

В магазине учебно-методической литературы можно найти сборники заданий
(в т.ч. и творческих) по предметам

Приведем пример. Учитель заготовил много различных заданий и построил работу таким образом, чтобы сочетались индивидуальные и групповые формы работы.

Первое задание — тест.

Второе — устный ответ по билетам. Предварительно проводится жеребьевка для разделения на группы. Пока учитель вызывает учеников по одному, остальные ребята выполняют работы, связанные с разгадыванием головоломок в группах в форме «мозгового штурма». Так дети скорее найдут ответ на загадку. Можно предложить хорошо ответившим ученикам провести опрос других школьников.

На следующем этапе можно провести интеллектуальную игру в тех же или новых группах (брейн-ринг, вопросы по кругу, научная конференция, пресс-конференция, суд и т.п.).

Таким образом в течение одного урока каждый ребёнок выполнит несколько видов работ и получит оценку, которая будет адекватно оценивать его познания.

Нестандартные формы

Всё большую популярность приобретают различные творческие и нестандартные варианты опроса, и это неудивительно, ведь в свете новых ФГОС школа стремится к безоценочной системе контроля.

Что имеется в виду? В первую очередь это смещение общей усредненной оценки в направлении индивидуальных возможностей и способностей ученика. На данный момент оценка отражает некую «общую температуру по больнице», а не успехи конкретного ребенка.  Например, школьник всегда решал без ошибок только два примера из десяти, а в этот раз решил пять! Для него это серьезная удача, но оценка не предполагает возможности как-то эту удачу отметить. Пять примеров из десяти — это всё равно максимум три балла. А значит, ощущения победы у ребенка не будет. В этом случае ему не к чему стремиться, он теряет мотивацию. Однако невозможно выставить за такую работу четвёрку этому ученику, когда другой получает за неё тройку! Ведь предполагается что оценки унифицированы!

Безоценочная система позволяет выйти из этого неприятного положения, а использование творческих и нестандартных вариантов контроля позволит любому ученику проявить себя в достаточной степени для получения высокой оценки от учителя, даже если это будет всего лишь устное поощрение.

В качестве творческих работ могут выступать разного рода сочинения. Например, записи в форме письма, путевых заметок, бортового журнала космического корабля, лабораторного журнала; можно предложить детям сочинить фантастический рассказ, в котором описать перспективы какого-либо открытия, недавно изученного на уроке физики или химии.

Можно предложить составить викторину или какие-либо загадки, головоломки для других детей. Выполняя такое задание, школьник чувствует себя востребованным, а свою работу — необходимой. В то же время ему приходится более тщательно изучить базовый материал для того, чтобы оформить его в нестандартной форме.

Можно предложить и те формы контроля, которые сейчас пользуются наибольшей популярностью. Например, синквейны или прием «шесть шляп». Многим школьникам нравится выполнять работу в форме решения или создания головоломок. Можно предложить ребятам создать кроссворды, сканворды, загадочные письма, ребусы, шарады, найди слово. Можно создать из «творений» школьников «загадочную книгу», которая будет храниться в кабинете.

Сам себе критик

Выбирая задания для контроля, желательно предпочитать те, которые предполагают большой простор для самооценки ученика. Каждому может быть предложен оценочный лист, где указаны критерии, по которым школьник может получить баллы. Каждый ученик может самостоятельно поставить плюс или минус возле каждого критерия и, подсчитав количество полученных плюсиков, определить свой балл. В этом случае школьник самостоятельно оставляет себе оценку, и она не вызывает у него отторжения или желания защититься; напротив, ученик признаёт свои достижения и недостатки и учится с ними работать.

На каждом уроке

Какие формы контроля используются ежеурочно?

Во-первых, это домашнее задание. Но желательно дать его так, чтобы школьник, выполняя задание, действительно повторил пройденный материал, а не просто изготовил какую-нибудь отписку или даже сдал недоделанную работу со словами: «Я не понял». А для того чтобы этого не произошло, нередко рекомендуют предлагать домашнее задание вариативно. Например, два задания на выбор: одно более творческое, другое — менее. Или одно упражнение длинное, но лёгкое, а другое короткое, но гораздо сложнее. Выбирая задание по вкусу, школьник оценивает самого себя, свои интересы и свои возможности. А это позволяет ему не только повторять учебный материал, но и развиваться как личность. Таким образом формируются многие базовые компетенции школьников. Кроме того, выбрав какое-то упражнение, школьник уже стесняется перед самим собой выполнить его плохо, ведь он мог выбрать другое! Интересными бывают домашние задания, предлагающие

  • исследования или проекты,
  • подготовку к конференции, в ходе которой одни школьники должны будут отстаивать одну точку зрения, а другие — противоположную,
  • разного рода инсценировки, которые требуют создать свою группу, распределить в ней роли, то есть опять же воспитывают личностные качества учеников.

Неплохо на каждом уроке уделять пять – семь минут проверке базовых навыков. Скажем, устному счету, разным видам лингвистических разборов, повторению химических формул и т.п.

Каковы бы ни были формы опроса, надо помнить, что их основная цель — мотивировать учеников, укреплять их веру в себя, развивать их полезные личностные качества. Ведь школа в первую очередь должна учить, а не оценивать и ранжировать.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
2 gilckina • 12:31, 07.02.2018
Хотелось бы сохранить для себя материал. Большое спасибо!
avatar
1 urmanova-galina • 21:44, 06.02.2018
Спасибо. Многое использую в работе. Есть интересное - возьму на себе на заметку.