Конспект урока математики по теме "Деление с остатком"; 3 класс


Тема урока:    Деление с остатком

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: раскрыть с учащимися конкретный смысл деления с остатком

Задачи урока:

  • создание условий для открытия учащимися нового знания;
  • развитие умения видеть границу между известным и неизвестным;
  • развитие умения действовать по алгоритму;
  • развитие навыков учебного сотрудничества;
  • развитие навыков самопроверки и взаимопроверки;
  • развитие навыков рефлексии;
  • развитие познавательной мотивации, активности, интереса к предмету;
  • развитие логического мышления( анализа, сравнения, обобщения), монологической речи.

Оборудование:         

  • индивидуальные карточки с алгоритмом
  • фишки для дифференцированной работы
  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • презентация “Деление с остатком”
  • учебник Математика, 3 класс, 2 часть, В. Н. Рудницкая

Формируемые УУД:

Личностные: смыслообразование, понимание значения математических знаний в собственной жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики; укрепление  интереса  к изучению математики, развитие внутренней активности учащихся.

Познавательные:  ориентироваться в материале учебника, умение  работать с информацией, умение составлять вопросы по пройденному материалу,  выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью математических записей, умение находить границу области «знания» и «незнания», видеть область применения полученных знаний при решении практических задач.

Коммуникативные: развитие навыков учебного сотрудничества, умение работать в паре, в группе, умение оформлять свои мысли у устной форме.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, понимать, принимать и сохранять учебную задачу,  прогностическую самооценку, действие  самоконтроля и самопроверки, развитие рефлексивных навыков.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность  уч-ся

  1. Орг.  момент. 

      К нам на урок пришли гости. Пожалуйста, повернитесь, поздоровайтесь, подарите свои улыбки, чтобы в классе было тепло и уютно. Присаживайтесь. Пожелайте друг другу удачи!

  1. Мотивационный этап.

    Эпиграфом к уроку я выбрала   слова французского философа Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.)  Прочитайте, пожалуйста: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в истинности этих слов.

- Вы готовы к работе? Тогда вперёд к новым открытиям!

 

3. Актуализация знаний.

А) Назовите действие, противоположное умножению.   

 

Предлагаю поработать в парах. Подумайте, посоветуйтесь, составьте список вопросов по теме «Деление», на которые вы можете дать ответ.

 

 

Выполняется проверка

 

 

 

 

Б) На доске     а:5

 Как называется эта запись?

Исследуйте  ряд чисел от 5 до 15, выберете,  какие значения может принимать переменная а. Составьте и запишите в столбик  полученные выражения, вычислите их значение.

Проверьте свою работу.

 

4. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемного вопроса

Я тоже составила выражение  13:5

Запишите его во второй столбик, вычислите значение.

Кто нашёл значение данного выражения?

Предлагаю поработать с этими выражениями.

Что  их объединяет? 

 

 

Чем отличается последний пример от предыдущих?

 

 

Какой вопрос у вас возникает?

 

Хотите справиться с этим непростым заданием и попробовать себя в роли первооткрывателей?

 

Какую цель мы поставим перед собой?

 

 

5. Совместное открытие нового знания.

Дифференциация по характеру учебных действий

Учащиеся низкого и среднего уровня развития выполняют  предметные действия (для решения примера используется счётный материал);

Учащиеся высокого уровня развития - перцептивные действия (с опорой на схематический русунок)

 

-Предлагаю объединиться в группы, подумать, посоветоваться и, чётко следуя алгоритму, выполнить задание. Один  человек от группы  будет представлять работу классу. (У каждой группы своё выражение)

 

6. Проверка групповой работы

Группы готовы. Проверяем работу.

 

 

Сравните делитель и остаток. Сделайте вывод.

 

Сравните открытые нами знания с выводом в учебнике на странице 78.

 

 

Теперь вы сможете 13:5? Посмотрите иллюстрацию к решению данного примера (слайд).

Найдите значение выражения, рассуждая  по алгоритму.

 

Чем же отличается данный пример от предыдущих?

 

 

 

 

7. Задание на формулировку темы

Так какова же была тема нашего урока. Сформулируйте её.

Все согласны?   

 

8. Актуальность изучения данной темы

Продолжите исследовать  ряд чисел от 5 до 15. Подчеркните те числа, которые делятся на 5 с остатком.

 Поменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.

 Сделайте вывод: чисел, которые при делении дают остаток больше или меньше? О чём нам это говорит?

 

 

В каких жизненных ситуациях мы встречаемся с делением с остатком?

 

 

 

 

9. Включение новых знаний в систему  (Учебник,  стр. 78, №351(1))

Дифференциация по степени самостоятельности учащихся

1. Знакомство с заданием, выделение известных и искомых данных, рекомендации по правильному оформлению

- Учащиеся, которые уверены, что смогут решить задачу самостоятельно, могут приступить  к выполнению задания.

2. Остальным  предлагаю составить план выполнения этого задания.

3.Оформление решения задачи, формулировка ответа.

Для тех, кто не знает, как правильно оформить решение задачи, выполняется запись на доске.

Дополнительное задание ( по объему) № 351(2):

Проверка производится фронтально.

 

  1. Подведение итогов

В связи с открытием нового знания, какие ещё вопросы вам хотелось бы добавить в список по теме «Деление»?

 

 

 

 

 

Вспомните слова Жан- Жака Руссо (эпиграф урока).

 Кто из вас смог на уроке проявить талант, совершить открытие, подняться на новую ступень лестницы знаний, благодаря поставленной цели?

 

Какова была цель нашего урока?

 

Удалось ли нам достичь поставленной цели?

 

Какова же цель дальнейшей работы?

 

 

 

Мы обязательно  будем закреплять полученные знания

 

11. Рефлексия

Предлагаю выразить  ваше впечатление от урока с помощью значков, изобразив их на полях в тетради .

          Урок полезен, всё понятно.
          Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
          Ещё придётся потрудиться.
          Да, трудно всё-таки учиться!

 

Спасибо за работу на уроке. Повернитесь к гостям, попрощайтесь.

 

 

 

 

 

Один ученик читает эпиграф

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление

 

-Как называется компоненты действия деления?

-Как найти делимое, делитель, частное?

-На все ли числа можно

делить?

Обладает ли деление  переместительным свойством?

 

Выражение с переменной

 

 

САМОПРОВЕРКА с использованием средства обратной связи

 

 

 

Молчат

 

Выражения на деление; делитель-5.

 

 

Все примеры на табличное деление, а последний- нет.

 

Можно ли разделить 13 на 5, как?

 

 

Найти  ответ на поставленный вопрос «Как выполнить деление данного вида?»

 

 

 

 

 

 

 

 

1гр.-  16:3=5(ост. 1)

2 гр.- 14:3=4(ост. 2)

3 гр.-  21:4=5(ост.1)

4 гр.- 18:4=4(ост.2)

5 гр.- 15:4=3(ост.3)

Один  человек от группы  представляет работу классу.

 

Остаток меньше делителя.

 

Учащиеся читают правило в учебнике

 

Да.

 

13:5=2(ост. 3)

 

Мы выполняем  не табличное деление, а  деление с остатком. В примерах 1 столбика мы нашли только частное, а 2 ст. – частное и остаток.

 

 

Деление с остатком.

 

 

Индивидуальная самостоятельная работа

 

Надо научиться выполнять деление с остатком, т.к. оно часто встречается.

 

*При дальнейшем исследовании темы «Деление»

*В магазине при покупке, чтобы узнать, какое кол-во товара мы сможем купить, узнать сдачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любое ли число можно разделить на число, отличное от нуля?

В чём заключается особенность деления с остатком?

Может ли остаток быть больше (равен) делителю?

 

 

 

 

Научиться выполнять деление с остатком.

 

Да

 

Цель дальнейшей работы – закреплять полученные знания, учиться решать примеры на деление с остатком

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока математики по теме "Деление с остатком"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малинкина Лариса Геннадьевна  Публикатор
учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия № 184", город Нижний Новгород
15.09.2016 0 96 13

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0