Марина Гладко, 11.06.2017 0

Жестокое обращение с детьми: что это такое? Консультация для родителей и педагогов


Определение понятия «жестокое обращение с детьми» представлено в Декларации прав ребенка и подразумевает причинение вреда состоянию здоровья ребенка во всех его проявлениях. Поскольку любые формы насилия над маленьким ребенком происходят, в основном в семье, то необходимо проводить серьезную разъяснительную работу среди родителей.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Что включает понятие «жестокое обращение с детьми»

Как правило, понятие «жестокое обращение с детьми» у большинства людей ассоциируется с побоями. Однако оно имеет более широкий смысл и включает четыре составляющие. Поэтому есть необходимость объяснить родителям, что это такое поподробнее.

  • Физическое насилие — означает преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений. Они могут быть получены в результате избиения, насильственного удержания, агрессивного поведения (пощечины, пинка и т.д.), удушения. Подобные действия могут совершаться рукой или с использованием предметов.

Наличие физического насилия в семье определить довольно легко, ведь от них остаются видимые последствия (синяки, царапины, кровоподтеки, ожоги, растяжения или переломы и т.д.). Иногда подобные следы могут отсутствовать или же повреждения остаются только на внутренних органах.

  • Психологическое насилие — заключается в причинении ребенку морального вреда. Это наиболее распространенный вид насилия, поскольку многие даже не находят подобные действия противоправными и не считают нужным менять свое поведение.

Психологическое насилие заключается в следующем:

  • словесное унижение;
  • оскорбление;
  • разговор «на повышенных тонах»;
  • угрозы;
  • отказ в поддержке;
  • игнорирование;
  • запрет на общение;
  • постоянная критика действий ребенка;
  • обзывания;
  • преднамеренная изоляция;
  • систематическое невыполнение обещаний.

Последствия психологического насилия также довольно заметны. Они проявляются в замкнутости ребенка, его неуверенности в себе, заниженной самооценке. В такой ситуации ребенок может ощущать себя никому не нужным, нелюбимым и даже чувствовать себя в опасности.

  • Сексуальное насилие — вовлечение в сексуальную деятельность, совершение сексуальных действий в отношении ребенка. Данный вид насилия подразумевает не только сексуальный контакт, а также и ряд других поступков:
  • совершение сексуальных действий не с ребенком, а в его присутствии;
  • прикосновения к интимным частям тела ребенка;
  • принуждение ребенка к ношению слишком открытой одежды;
  • просмотр в присутствии ребенка порнографии.

Узнать о совершении подобного насилия очень трудно, так как дети считают эти случаи постыдными и сами пытаются всеми силами скрывать информацию о них.

  • Пренебрежение — проявляется в отсутствии заботы о ребенке. О таком виде насилия свидетельствует не предоставление возможности получать нормальное жилье, питание, условия существования (одежды, учебных принадлежностей, элементарных игрушек, книг и т.д.).

Также к этому виду насилия относится пренебрежение обеспечением мер безопасности, в результате чего с ребенком может произойти несчастный случай.

Вопросы организации консультации для родителей

Тема жестокого обращения с детьми требует обстоятельного обсуждения, поэтому не стоит ограничивать работу в данном направлении банальной раздачей памяток или оформлением соответствующего уголка в классной комнате. Рекомендуется провести консультацию для родителей.

Оптимальной формой организации такого мероприятия является дискуссия, которая предполагает вовлечение родителей в многосторонний диалог, возможно спор, по данной проблеме. В ходе мероприятия необходимо предоставлять возможность каждому высказывать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. Также рекомендуется запланировать проведение нескольких интерактивных упражнений, благодаря которым никто не отсидится молча.

Лучше всего посвятить данной теме отдельное мероприятие, а не ставить ее одним из вопросов на родительском собрании. Как полноценное занятие, такая консультация должна длиться 35-45 минут.

Поскольку тема жестокого обращения с детьми в нашем обществе очень актуальна, то обсуждение должно носить конкретный, а не абстрактный характер. Чтобы мероприятие прошло результативно, необходимо при его организации много внимания уделить подготовительной работе:

  • собрать статистические данные по этому вопросу;
  • подготовить информацию о наиболее резонансных случаях жестокого обращения с детьми (особенное внимание уделить тем, что произошли в своем регионе);
  • для теоретической части дискуссии подготовить презентацию о видах насилия (рекомендуется использовать материал первой части статьи);
  • подобрать видео, фрагменты мультфильмов или сказок;
  • провести анкетирование с детьми и родителями (образцы анкет http://dv.projectharmony.ru/mater/anket.html);
  • подготовить методический бюллетень, содержащий информацию об основных теоретических понятиях, которые касаются предстоящей беседы;
  • подготовить памятки для родителей (например, http://dou181.ivedu.ru/uploaded/files/documents/konsult.pdf).

Главные задачи, которые нужно решить в ходе консультации для родителей на тему «Жестокое обращение с детьми, что это такое» следующие:

  • раскрыть понятие «жестокое обращение с детьми»;
  • ознакомить с информацией о правонарушениях в отношении детей;
  • сформулировать модели правильного поведения с детьми;
  • способствовать формированию в семьях благоприятного, психологически комфортного микроклимата.

План проведения этого мероприятия может быть следующим

Вступление. Ознакомление с темой мероприятия. Мотивация

В этой части воспитатель должен сообщить родителям тему собрания и обратить внимание на ее актуальность как для современного общества, так и для каждого присутствующего, поскольку информация, полученная в ходе дискуссии, может помочь им правильно построить взаимоотношения в семье.

Для выявления знаний и представлений родителей относительно темы занятия можно провести интерактивное упражнение «Мозговой штурм». Родителям предлагается записать на листе бумаги, что они знают о видах насилия над детьми. Можно для этого упражнения объединить их в несколько групп и предложить составить схему или эмблему «Жестокость к детям».

Хорошим приемом, который повысит мотивацию родителей к участию в мероприятии, является предложение вспомнить свое детство и ситуации, когда в отношении к ним применялось насилие. Не нужно просить взрослых рассказывать об этом, лучше дать им задание выразить в рисунке свои эмоции, которые они тогда ощущали.  

Теоретический этап

В этой части занятия можно прослушать доклад воспитателя или просмотреть презентацию на тему. Также нужно привести статистические данные по этому вопросу. Например, результаты исследования по заказу Фонда поддержки детей:

  • 46% опрошенных подвергались насилию;
  • в 90% случаев насилие исходило от самых близких родственников;
  • 90% родителей, которые проявляют насилие к своим детям, являются психически нормальными людьми и действуют жестоко под влиянием плохого настроения или бытовых неурядиц;
  • большинство родителей расценивают насилие над детьми как необходимую меру воспитания.

Практический этап

Рекомендуется использовать такие упражнения.

  • Анализ ситуаций из сказок или мультфильмов, с целью определения вида применяемого насилия. Это упражнение учит видеть проявление жестокости в обыденных ситуациях.
  • Разыгрывание педагогических ситуаций. Позволит родителям ощутить неправомерность своих действий в отношении детей и смоделировать образец правильного поведения.
  • Инсценирование.
  • Обсуждение результатов анонимного анкетирования детей.

Подведение итогов

Можно провести упражнения «Неоконченное предложение» или «Микрофон». На этом этапе формулируются итоги проведенного мероприятия, раздаются тематические памятки для родителей.

В качестве домашнего задания рекомендуется предложить родителям посмотреть на себя со стороны, понаблюдав за детьми во время игры с куклами, в особенности за тем, как они обращаются с ними, ругают или воспитывают. В большинстве случаев дети имитируют поведение своих родителей.

В процессе проведения консультации для родителей нужно следить за тем, чтобы не допустить следующих ошибок:

  • нельзя во время обсуждения переходить на личности;
  • не уходить в абстрактное обсуждение проблемы, а стараться анализировать ее на конкретных примерах;
  • стремиться не к осуждению самой ситуации насилия, а к выделению ее характерных особенностей, определению причин ее возникновения и выработки модели правильного поведения в провоцирующих ситуациях;
  • не зацикливаться только на физическом насилии, больше внимания уделить психологическому насилию и пренебрежению своими родительскими обязанностями.

Главная задача проведения такой консультации состоит в том, чтобы донести родителям мысль о бесперспективности применения насилия в качестве воспитательной меры и научить их смотреть на семейные отношения глазами своих детей.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?