Работа с песенным материалом на уроке иностранного языка. Подборка заданий и упражнений для работы с песнями
Включение песни на английском языке в план занятия должно способствовать достижению общей цели урока, формированию навыков аудирования, лексико-грамматических и речевых навыков.
Этапы работы с песней
Различают предтекстовый, текстовый, послетекстовый этапы работы с песней.
Предтекстовый этап
Происходит снятие трудностей, прорабатывается лексика, необходимая для понимания, развивается языковая интуиция, умение предвосхищать тему песни.
Виды заданий
- Фонетическая отработка наиболее сложных лексем и грамматических конструкций (хором за учителем, индивидуально), лучше с визуальной опорой (текст песни или вынесенные на доску слова, фразы, вызывающие затруднения).
- Ученики получают текст с пропусками слов или строк. Необходимо заполнить пропуски, стараясь предугадать смысл песни.
- Учитель раздает ученикам карточки, где написаны несколько ключевых слов, фраз из песни, которую предстоит прослушать. Задача учащихся обсудить, угадать, о чем это музыкальное произведение. Усложненный вариант: учитель называет ряд слов или фраз, не давая ученикам зрительную опору.
- Закончить строку песни, подобрав рифму (задание на карточке).
- Соотнести слова и их эквиваленты. В одном столбике слова на английском языке, в другом — на русском. Нужно к слову из первого столбика подобрать его перевод из второго. Слова в этом задании должны быть взяты из текста песни. Цель этого задания: облегчить понимание, избежать прямого пословного перевода песни.
- Определить к каким частям речи относится ряд слов (на карточке/ на доске), обосновать свой выбор.
- Найти и записать синонимы или антонимы к указанным словам.
- Найти и подчеркнуть нужные грамматические конструкции или слова в тексте.
- Видоизменить текст. Переписать предложения, изменив местоимения, спряжение глаголов, их видовременную форму, степень сравнения прилагательных и др.
- Раздать учащимся текст песни с пропусками, попросить заполнить их глаголами в подходящей видовременной форме. Более легкий вариант: глаголы даны в неопределенной форме в скобках рядом с пропуском, либо после текста песни списком.
Текстовый этап
Включает в себя прослушивание, расшифровку текста, перевод.
Виды заданий
- Работа в парах: строки песни напечатаны на карточке в ложном порядке. В результате прослушивания необходимо восстановить правильную последовательность, используя нумерацию.
- Совместный пословный перевод песни под руководством учителя.
- Работа в группах: к распечатке с текстом песни на английском языке прилагается перевод на русском языке, разрезанный на строчки. Нужно восстановить порядок следования строк.
- Перед прослушиванием песни, дети получают расшифрованный текст с допущенными ошибками (в словах, фразах, рифмах). Задача: после прослушивания найти и исправить ошибки.
- Совместить слова с переводом. Отличается от подобного задания на предтекстовом этапе тем, что перевод к слову подбирается исходя из контекста прослушанной песни.
- Подобрать однокоренные слова.
- Заменить прямую речь на косвенную.
- Выписать из текста глагольные формы указанных глаголов.
- Составить словосочетания с выписанными глагольными формами.
- Составить 3 предложения, с использованием слов, фраз из текста песни.
- Прослушивание, проговаривание текста песни с отбиванием ритма, пение хором вместе с исполнителем, под фонограмму, индивидуально.
Послетекстовый этап
Мотивирует учащихся к речевым высказываниям по заданной песней теме. Выход в речь осуществляется как устно, так и письменно.
Виды заданий
- Ученики получают список вопросов, отвечая на которые, они смогут выстроить логичное, последовательное монологическое высказывание о сюжете песни, главной идее, героях, своем отношении. Подобный список вопросов играет роль плана изложения мыслей. Облегчает задачу ученика.
- Написать историю о чувствах и мыслях главного героя песни.
- Составить диалог-обмен мнениями по теме песни.
- Написать эссе по проблеме, упомянутой в тексте песни.
- Разыграть интервью между ведущим на радио и исполнителем песни, затронув вопрос истории создания хита, секрет его популярности.
- Беседа, дискуссия между учащимися по теме.
- Написать сценарий на основе главной идеи песни, разыграть сценку.
При выборе музыкального материала, учитель руководствуется следующими критериями: аутентичность, литературность языка (без жаргона), небыстрый ритм. Есть учебные песенки, в которых содержится необходимая лексика и грамматические структуры, но особой популярностью у детей они не пользуются, надолго не запоминаются.
Песню на английском языке можно использовать в качестве фонетической зарядки, как способ мотивации учеников к изучению иностранного языка, как материал для одного из этапов урока. Работа над одной песней может длиться в течение нескольких занятий. Все зависит от поставленных учителем задач.
Важно помнить о том, что пение на уроке английского языка должно быть средством обучения, а не самоцелью.
Об авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языков.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.