Примеры заданий
- Фронтальный опрос — один из традиционных, избитых методов. Минус — потеря драгоценного времени, отрицательные эмоции учеников. Плюс — держит класс в тонусе.
- Плюшевый опрос — учителю нужно принести с собой мягкую игрушку. Разновидность фронтального опроса, но детьми воспринимается более эмоционально. Педагог, произнося слово по теме, бросает игрушку одному из учащихся, который должен вернуть ее, назвав перевод. Вместо игрушки можно использовать мячик.
- Диктант — много времени не займет, если все продуманно. Позволит быстро выявить пробелы в орфографии и проблемы с запоминанием новой лексики. Суть упражнения: учитель зачитывает ученикам слова на иностранном языке, ученики должны правильно записать их. Также можно давать слова на русском языке, а ученики должны будут записать их перевод.
- Тесты — более серьезный тип контроля. Тесты могут быть альтернативные, множественного выбора или на установление соответствия. Читайте Какие виды тестов можно проводить на уроках.
- Компьютерные тесты и онлайн-сервисы — хорошо подходят для создания тестов и контроля понимания усвоенной лексики. Например, тест может содержать задания на множественный выбор, на установление соответствий, на восстановление последовательности, на заполнение пропусков, кроссворд. Для выполнения таких заданий ученикам требуется компьютер. Учитель может сразу проследить выполнение заданий, оценить работу, выявить те пункты, которые оказались наиболее проблематичными для учеников.
А также:
- Словарная эстафета — по одному участнику от двух команд выбегают к доске, пишут на ней слово на иностранном языке по определенной теме, передают мел следующему. Игра длится в течение нескольких минут, ее можно использовать и на уроке вместо обычной зарядки. Выигрывает та команда, которая написала больше слов. Можно скрыть записи команд друг от друга, например, чтобы они писали их с разной стороны доски. В словарной эстафете проверятся также и написание слов.
- Последнее слово — соревнование между двумя командами, где по очереди представители команд называют слова по теме. Похоже на предыдущий способ, но здесь команды в спокойном темпе называют слова, а не выбегают к доске.
- Ромашка — учитель заранее готовит ромашку по теме: в центре записывает тему урока, а на лепестках, внизу слова на русском или иностранном языках. Учащиеся по очереди отрывают по лепестку, переворачивают, читают и называют перевод слова. Можно сделать одноразовые ромашки, а можно прикреплять лепестки скотчем, тогда ромашку можно будет использовать в нескольких классах.
- Крестики-нолики — можно каждый раз чертить поле для игры на доске, а можно изготовить многоразовое на ватмане, запастись карточками, на которых изображены крестики и нолики. Карточки крепятся на ватман с помощью скотча. Класс делится на две команды. По очереди команды ходят, называя слова по теме, представители от команд крепят значок своей команды (крестик или нолик) в поле.
- Домино — каждая деталь домино состоит из двух частей — на одной слово на иностранном языке, на другой — перевод следующего слова (либо картинка). Например: a cat / собака, a dog / корова, a cow / лошадь, и т.д.
- Лото — вариантов оформления много. Вот один из них. Ученикам раздаются карточки с пронумерованными полями, заполненными словами по-русски (или картинками). Ведущий достает бочонки из мешочка, называет цифры. Тот, чья цифра прозвучала, называет свое слово по-русски и его перевод на иностранном языке.
- Мозаика — изготавливается на двух листах. На одном печатается картинка, на ее обороте таблица, в ячейках которой слова на русском языке. На другом листе печатается таблица с переводами слов на иностранный язык. Обе таблицы и картинка должны быть строго одного размера. Лист с картинкой и таблицей разрезается на части по границам полей таблицы. Детям раздаются части картинки, они должны прочитать слово на обороте и положить поверх ячейки с правильным переводом. Если все переводы даны правильно, то дети увидят правильно собранную картинку.
a bear |
a cat |
a dog |
a cow |
a parrot |
a pig |
an elephant |
a duck |
a horse |
собака |
кошка |
медведь |
свинья |
попугай |
корова |
лошадь |
утка |
слон |
- Ребусы — задание придумать свои ребусы можно дать в качестве домашнего. А на следующем занятии попросить ребят обменяться работами и разгадать полученные ребусы. Во избежание недоразумений, учителю лучше проверить и подкорректировать задания, придуманные учениками.
- Кроссворды — можно дать задание придумать кроссворд по иностранному языку. Самый простой вариант — в задании просто слово на русском языке или картинка, означающая загаданное слово. Более сложный вариант вариант (подходит для старшеклассников с высоким уровнем владения языком) — самостоятельно придумываются формулировки заданий. На уроке — обмен кроссвордами, разгадывание.
- Исчезнувшие буквы — письменное задание на проверку запоминания графического образа изученных слов. Учащийся должен вписать отсутствующие буквы. Например: h__lth (health), sw_m_ing p__l (swimming pool). Такое же задание можно дать ученикам в качестве устной работы на разминку в виде презентации.
- Комментарий — учитель готовит карточки с изображениями по теме. Ученики вписывают на карточки (или в тетради по номерам карточек) слова. Простой уровень — ученики пишут перевод и ассоциации, сложный — дают комментарий из одного или нескольких предложений.
- Найди соответствие — задание на карточках. Слова разделены на два столбика. Необходимо соединить линиями слово и его перевод. Такое же задание можно выполнять с классом вместе, демонстрируя презентацию PowerPoint или интерактивную презентацию, приложение к учебнику или обучающий диск.
- Сундук с сокровищами — это может быть декорированная шкатулка, или ящичек, выполненный в виде пиратского сундука (заинтересует детей). В роли сокровищ — свернутые в трубочку листочки бумаги с написанными на них словами на русском языке. Ученик достает «сокровище», и называет соответствующее слово на иностранном языке.
- Путаница — составить слово из перепутанных букв, задание на проверку запоминания графического образа лексики. Например: tsdtien (dentist), geurson (surgeon).
- Составь слово — учитель дает длинное слово или наборы слогов, из которых дети за определенное время должны будут составить максимум других слов. Такое задание можно давать на дом.
- Угадай-ка! — ведущий загадывает слово по теме. Игроки угадывают его по первой букве. А также вариант типа «Поле чудес». Можно проводить также в виде интерактивной игры.
- Контрольное списывание с доски / учебника направлено на первичную проверку запоминания графического образа новой лексики. Усложнить задание можно ограничив время выполнения.
- Исчезнувшие слова — даны предложения на иностранном языке с пропусками и список слов вперемешку. Ученики должны прочитать предложения и вставить слова из списка в пропусках. Например: If you have a toothache you should visit the ______ (dentist).
- Корректор — найти и исправить орфографические ошибки в исходном тексте или списке слов. Например: He leaves in a small village. Следует зачеркнуть «ea» в слове leaves, исправить на «i».
- Третий лишний — в ряде слов найти лишнее и вычеркнуть его. Например: river, mountain, sea (mountain — лишнее).
- Поиск слов — поле, обычно в виде квадрата, заполнено буквами. «Спрятанные» по теме слова можно искать по горизонтали, вертикали, диагонали, они могут также соединяться ломаной линией. Пример ряда из такого поля pigrbwkcow (спрятаны слова pig, cow). Читайте Как составить головоломку «Поиск слов» самому.
- Карты со словами по теме раздаются участникам. Задача ведущего выяснить, какое слово досталось каждому игроку: «Have you got a…?» Ведущие могут меняться. Участникам разрешается давать подсказки (на иностранном языке).
- Неправильная картинка — демонстрируя картинку, учитель (или ведущий) умышленно дает неверное название изображенному предмету. Задача участников распознать ошибку и дать правильный ответ.
- Круг — учащиеся, становясь в круг, получают карточки с картинками, означающими слова по теме. Учитель, называет пару слов. Например: «a house – a flat». Чьи слова прозвучали, меняются местами.
- Стулья — класс делится на две команды. У доски стоит один стул для «правильных ответов», другой — для «неправильных». Учитель показывает картинку, называет слово. Если оно соответствует предъявленной картинке, представители от обеих команд должны сесть на стул для правильных ответов (кто вперед). Если названное слово не соответствует картинке, соперники устремляются к стулу для неправильных ответов.
- Компьютерные игры, интерактивные презентации — простейшую интерактивную игру можно сделать с помощью программы Microsoft Power Point, используя гиперссылки, кнопки и триггеры. Смотрите также Викторины по английскому языку.
Виды контроля и типы заданий для проверки лексики
Когда и как можно применять описанные типы заданий для контроля усвоения лексики на уроках иностранного языка, представлено в таблице.
Виды контроля |
Предварительный (диагностический) |
Текущий |
Промежуточный (тематический) |
Итоговый |
по функции
по форме |
||||
Индивидуальный |
Тесты, Диктант. |
Компьютерная игра, Ребусы, Кроссворды, Тесты, диктант, Исчезнувшие буквы, Комментарий, Найди соответствие, Путаница, Контрольное списывание, Исчезнувшие слова, Корректор, Третий лишний, Поиск слов. |
Компьютерная игра, Ребусы, Кроссворды, Тесты, Диктант, Исчезнувшие буквы, Комментарий, Найди соответствие, Путаница, Исчезнувшие буквы, Корректор, Третий лишний, Поиск слов. |
Тесты, Диктант, Корректор, Третий лишний. |
Фронтальный |
|
Неправильная картинка, Карты, Ромашка, Лото, Плюшевый опрос, Фронтальный опрос, Сундук с сокровищами, «Угадай-ка!» |
Неправильная картинка, Карты, Ромашка, Лото, Плюшевый опрос, Фронтальный опрос, Сундук с сокровищами. |
|
Групповой |
|
Стулья, Круг, Карты, Крестики-нолики, Домино, Мозаика, Словарная эстафета, Последнее слово. |
Стулья, Круг Карты, Крестики-нолики, Домино, Мозаика, Словарная эстафета, Последнее слово. |
|
Парный |
|
Карты, Домино, Ребусы. |
Карты, Домино, Ребусы. |
|
Данные, приведенные в таблице, носят рекомендательный характер. Каждый учитель для себя определяет наиболее подходящие ему способы и приемы проверки лексики.
Выбор определенного типа задания и эффективность его применения зависит от множества факторов, главнейшими из которых является цель, вид контроля, стиль преподавания учителя, характер класса. А какие виды заданий на отработку лексики используете вы?
Об авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языков, МБОУ Шипуновская СОШ №1 Алтайский край Шипуновский район с. Шипуново.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.