Как создать благоприятные условия для развития личности ребенка на уроках иностранного языка?
Способности и возможности человека поистине безграничны.
Главное — приложить старание, подключить усилия
и можно добиться очень многого в процессе обучения.
Познание себя — увлекательнейшее занятие, приносящее много открытий, позволяющее исправить недостатки и развить достоинства личности. Ни один ребенок не может самостоятельно прийти к такому познанию без помощи учителя или наставника.
Каждый ребенок обладает собственной системой способов познавательной деятельности, и учителю во время работы необходимо ориентироваться на способности каждого ученика. На самом деле результативность любой деятельности ассоциируется с осмыслением средств и способов ее осуществления. Ребенок при этом использует многообразные мыслительные операции для определения наиболее результативного способа обучения, который сопровождается чувством удовлетворения и удовольствия от выполняемой деятельности. Учитель просто обязан помочь найти такие способы работы вместе с ребенком.
Одной из основных задач для учителя является постоянное развитие в ребенке стремления к самосовершенствованию и саморазвитию или, другими словами, «самостроительству». Необходимо непрерывно развивать в ребенке способность к рассуждению: школьник должен уметь конкретизировать и анализировать свое отношение к действительности при сопоставлении его с внешними объективными условиями. Значит, успешный процесс научения ребенка предполагает сознательное понимание ситуации и выбора оптимального в данных условиях способа действия. В процессе обучения ребенок приобретает свой, уникальный жизненный опыт, открывает для себя новые горизонты знания.
Для овладения иностранным языком особую значимость приобретает поддержание постоянного интереса, возникновение потребности открытия нового в языке, стремление к удовлетворению этих потребностей. При этом интерес к языку не должен гаснуть при столкновении с возникающими трудностями. Основное средство поддержания постоянного интереса к овладению иностранным языком заключается в организации самого процесса. Речь идет об организации труда, времени, материала и учебной деятельности (языковой материал, речевые действия, самоконтроль и самооценка, работа в парах, группах).
Учителю необходимо создавать тот стиль учебной деятельности, который нацелен на совершенствование личности, творчески-конструктивное ее развитие. Сам же процесс обучения должен содержать индивидуально-своеобразные способы учебной деятельности, оптимальность которых зависит от личностных особенностей и предпочтений.
Основные принципы обеспечения эффективного процесса обучения для учителя следующие:
- Учитель обязан обеспечить высокий уровень усвоения знаний, формирования умений и навыков при изучении учебных дисциплин.
- Учителю необходимо стимулировать творчество и отвечать эстетическим запросам учеников по организации и оформлению учебной деятельности.
- Учитель обязан помочь росту личности ребенка, ее гармоничному развитию.
Использование и применение личностно-ориентированного подхода в учебной деятельности является главным и основным критерием продуктивного и успешного процесса обучения в целом.
Саморегуляция как способ успешного осуществления процесса обучения
Известно, что человеческий организм является самоорганизующей системой. И.П. Павлов писал: «Наша система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая».
Чтобы учебная деятельность была организована в рамках современных требований, предъявляемым к процессу обучения, ребенку необходимо обладать способностью к саморегуляции — особой активности человека, предполагающей мобилизацию и развитие индивидуальных возможностей. Саморегуляция отражает взаимодействие внутренних условий деятельности и обеспечивает активизацию, программирование, контроль, оценку и коррекцию осуществляемых действий. Она также несет ответственность за связь с объективными условиями деятельности и социальными требованиями.
В процессе обучения учитель обязан создать все условия для успешной саморегуляции ребенка на всех этапах урока. Учителю необходимо научить ребенка реализовать себя во всей деятельности учебного процесса и научить школьников использовать следующие умения на уроке:
- Программировать деятельность.
- Контролировать деятельность (рефлексия).
- Оценивать деятельность.
- Корректировать деятельность.
Как программировать учебную деятельность? Прежде чем браться за работу, необходимо продумать все, чтобы в голове сложилась модель работы и порядок действий. Сложные виды учебных работ необходимо выполнять поэтапно, предварительно спланировать их очередность (проекты, рефераты).
Как контролировать учебную деятельность? Необходимо всегда разбирать учебное действие на составные части, чтобы найти среди них рациональные и нерациональные. Учителю нужно следить за тем, чтобы ребенку было удобно выполнять задания, и чтобы он не делал их через силу. То есть, если учитель создаст благоприятный фон для наиболее эффективного протекания учебной деятельности, то ребенок более быстро сможет мобилизировать свои ресурсы и возможности для выполнения нужной деятельности.
Как оценивать учебную деятельность? Учителю на данном этапе нужно предоставить самостоятельность школьникам, дать им оценить друг друга и себя. Ребенок должен зафиксировать, получил ли он чувство удовлетворения и комфорта при осуществлении учебной деятельности. Ребенку необходимо сравнивать свою деятельность с деятельностью одноклассника и задавать себе вопрос: «А как бы это сделал я?», постараться оценить своего одноклассника рационально, дать объективную оценку себе, а также сопоставить свою самооценку с оценкой учителя, постараться выявить отличие, а, если не понятно, обратиться к учителю за разъяснением. Ученику нужно уметь формулировать собственные выводы и заключения по поводу проделанной работы, сравнивать собственные умозаключения с мнением одноклассников, партнера по паре, внести необходимые коррективы либо убедиться в своей правоте. Учителю необходимо оценивать еще и заинтересованность детей, и их старание в учебном процессе.
Как корректировать учебную деятельность? Обязательным условием эффективного протекания процесса обучения является правильно организованная работа над ошибками. Ученик должен стремиться к исправлению ошибок, а учитель при этом должен помочь ему. Данная работа должна приносить удовлетворение, а не являться вынужденной.
Все эти умения должны формироваться у учеников с помощью грамотного построенного урока учителем. Учитель здесь — лишь наставник, а ученики самостоятельно организуют процесс обучения с его помощью и подсказками.
Итак, для формирования плодотворного процесса обучения учителю просто необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка, создать благоприятные условия в процессе обучения и позволить детям самостоятельно контролировать процесс усвоения знаний. Учителю необходимо обладать умением рационально организовать подготовку к восприятию информации, организовать учебную деятельность во время восприятия этой информации, умением закреплять и активизировать пройденное на занятии. Данное требование необходимо соблюдать на всех этапах выполнения универсальных учебных действий в процессе научения.
Об авторе: Брагина Любовь Константиновна, учитель английского языка, МОУ ИРМО "Пивоваровская СОШ". Фото сайта.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.