Слайд 1
Это вездесущее
электричество
8 класс
Учитель: Лапа Галина Борисовна
Панкратовский филиал
МБОУ СОШ с. Афанасьево
Измалковского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. АФАНАСЬЕВО ИЗМАЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»
РАЗРАБОТКА УРОКА
физики в 8 классе на тему:
«ЭТО ВЕЗДЕСУЩЕЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО».
Выполнил:
учитель физики Панкратовского
филиала МБОУ СОШ
с. Афанасьево Измалковского района
Лапа Галина Борисовна
Цели урока:
-
формировать убеждённость в возможности
познания природы.
- формировать умение собирать электрические цепи по схеме и получать необходимые величины способом измерения.
- формировать
умение размышлять, анализировать
полученную информацию.
-
показать значимость полученной на уроке
информации в практической жизни.
- развивать познавательный интерес учащихся к природе, стремление объяснить природные явления с научной точки зрения.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с тестовыми заданиями, приборы для сборки электрической цепи: 2 резистора, электрическая лампа на подставке, источник тока, ключ, стакан для электролиза с водой, поваренная соль, соединительные провода.
Мотивация.
Сегодняшний урок – не первый, который посвящен электрическим явлениям. Вы уже довольно много знаете об электричестве. Я знаю, что среди вас много людей знающих, интересующихся физикой, которым нравится искать ответы на поставленные вопросы.
2. Формулировка темы и цели урока.
Сегодня продолжим разгадывать тайны электрических явлений. Вспомним величины, характеризующие электрический ток, Вспомним навыки сборки электрических цепей и измерения физических величин. Постараемся найти ответ на вопрос: что связывает русского ученого Михаила Ломоносова и английского ученого Франклина и причем здесь атмосферные осадки.
- В тетрадях подписываем число, тему: «Это вездесущее электричество».
Но сначала, я бы хотела, чтобы вы вспомнили все, что знаете об электрических явлениях и ответили на вопросы теста, отмечая правильные ответы (Выполнение 2-3 минуты)
Проверка: итак, проверим правильность ответов.
Вопросы теста:
Электрическим током называют …движение… частиц.
Сила тока обозначается буквой…
Единицей измерения силы тока является….
Прибор для измерения силы тока - это
Единицей измерения напряжения является….
Как называется прибор для измерения напряжения?
Амперметр включается в цепь…., а вольтметр…
Единица электрического сопротивления носит имя немецкого ученого Георга Симона …
Запишите буквенное обозначение электрического сопротивления
Запишите формулу закона Ома.
Не волнуйтесь, вы эти сведения все знаете, со всеми вопросами знакомы, ничего трудного тест не содержит, думаю, все правильно его выполнят.
- посмотрите, сколько баллов вы набрали.
Если 8 и больше балла – ты полностью готов к уроку,
от до 8 баллов – к уроку готов, но некоторые вопросы надо освежить в памяти,
5 и меньше – сегодня не ваш день, класс ушел вперед, надо нагонять.
Поднимите руки, кто набрал 5 и больше баллов? Большинство у нас готово уроку. Итак, мы идем вперед.
- Предлагаю вам начертить схему электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, ключа и резистора.
Чертеж схемы в тетради.
- Соберем цепь по нашей схеме. Сборка цепи.
- У всех получилось собрать цепь, есть вопросы по сборке? У кого возникли трудности?
Задание: необходимо рассчитать сопротивление резистора, имея амперметр и вольтметр.
- Какие величины необходимо знать для расчета сопротивления?
- Какие приборы потребуются для измерений? (силу тока амперметром, напряжение вольтметром).
- Правила подключения амперметра и вольтметра.
1 человек у доски чертит дополнения к схеме, остальные выполняют работу в тетрадях.
- Хорошо, подключим вольтметр, амперметр к нашей цепи (1человек на демонстрационном столе).
- Измерим показания приборов, обратим внимание на то, что у ваших приборов 2 шкалы, выберите требуемую шкалу, определите ее цену деления.
- Правило определения цены деления прибора.
Решение задачи у доски.
- Записали полученные данные в тетрадь в форме задачи.
- По электрической проводимости все вещества делятся на 2 вида: проводники и диэлектрики. У диэлектриков – очень большое электрическое сопротивление, у проводников – небольшое.
- А вода – проводник или диэлектрик?
Прежде чем вы начнете давать свои ответы, я хочу, чтобы вы подумали и задали мне серьезный вопрос, свидетельствующий о вашей внимательности и вдумчивости.
Здесь возможно 2 варианта ответа: дистиллированная (очищенная) вода – диэлектрик, раствор солей - проводник
Эксперимент
- Проверим. В нашей цепи заменим резистор, изготовленный из металлического проводника, водой из-под крана. (убираем, подключаем 2 электрода, разделенные слоем воды)
- Загорится ли лампочка если замкнуть цепь? (нет, следовательно, вода из-под крана – непроводник или во всяком случае плохой проводник электричества).
- А я могу сделать так, что бы лампочка загорелась. Добавлю в воду ложку обыкновенной соли. Замыкаем ключ – лампочка горит. Что же мы сделали, чтобы вода стала проводником: сделали из нее раствор солей, которые являются проводником.
- Возвращаясь к ранее заданному вопросу: является ли вода проводником, какой вопрос я хотела услышать от вас, прежде чем вы начали давать свои ответы? (какая вода: чистая или насыщенная растворами солей и минеральных веществ)
Лекция с демонстрацией слайдов
Вода может выпадать в качестве атмосферных осадков, в качестве дождя, иногда дождь сопровождается раскатам грома и вспышками молний. Что же представляет собой это грозное и величественное явление природы - молния? Люди задавались этим вопросом довольно давно. Но только в 18 веке удалось установить, что молния – это искровой разряд атмосферного электричества,
В России активно занимались изучением атмосферного электричества Вильгельм Рихман и Михаил Ломоносов. Причем, в тандеме ученых играл первую роль не Ломоносов. Именно, Рихман, изобрел электрометр - прибор, позволяющий измерить силу электрического заряда.
В то же время природу атмосферного электричества определил именно М. В. Ломоносов. Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере и появлении электрических зарядов на облаках.
Независимо от русских ученых к выводу, что молния является электрической искрой, пришел американский исследователь и политический деятель Бенджамин Франклин. Во время грозы он запускал воздушный змей, оканчивающийся проволокой и связкой металлических ключей. Этим он вызывал слабые разряды, стекающие вниз по проволоке, и первым доказал, что молния - это отрицательный электрический разряд, стекающий с облаков на землю. Понятно, что Франклин сильно рисковал, потому что молния могла ударить в змей, и тогда электрический ток прошёл бы в землю через самого Франклина. И такие случаи были нередки: во время подобных опытов в 1753 году на глазах у Ломоносова погиб его друг, немецкий ученый Георг Рихман, потому что установка, с которой они работали, не была заземлена. Вы видите, что изучение электричества в те времена было опасным делом, и занимались этим очень смелые люди.
Многочисленные исследования показывают, что искровой разряд молнии имеет следующие параметры:
Напряжение между облаком и землей - 100 млн. вольт.
Сила тока в молнии – 100 тыс. ампер
Продолжительность молнии - одна миллионная доля секунды.
- рассчитайте заряд, который переносит с собой молния.
Дано: Решение
I= 105 А q=I t
t= 10-6 с q=105 10-6 =10-1=0,1 Кл
q - ? Ответ: q=0,1 Кл
Заряд в1 Кл – очень большой, заряд в 0,1 Кл тоже очень даже приличный.
По характеристикам молнии мы видим, что она является грозным и очень опасным явление природы.
Существуют правила, которые позволяют снизить опасность молний.
- Чем выше предмет, тем больше вероятность того, что в него попадет молния, сл. нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом (вопрос дерево же диэлектрик, как же молния, попадая в дерево, проходит сквозь него в землю?) Растворы солей, минеральных веществ всегда присутствуют в деревьях, + дерево мокрое во время дождя.
- Если вы находитесь на равнинной местности: степь, пустыня, какие действия необходимо предпринять во время дождя, чтобы обезопасить себя от молнии? (не возвышаться над окружающими телами, лечь).
- Наличие металлических предметов может спровоцировать попадание молнии, сл. их нужно положить отдельно.
- при разряде молния прокладывает себе траекторию, находя участки, обладающие наименьшим сопротивление, поэтому траектория всегда извилистая, металлы – проводники, обладают малым сопротивлением, являются идеальным веществом для прохождения молнии.
Думаю, я вас убедила в огромной силе электрической молнии.
Тогда, давайте попробуем представить себе такую картину. Современный город с домами небоскрёбами. Май. Над городом сгущаются тучи, и начинается гроза. Сверкают молнии, гремит гром, льёт сильный дождь. И вдруг, о ужас, молния попадает в один небоскрёб, затем в другой. Начинаются пожары, паника, хаос. Катастрофа.
Так почему же этого не происходит?
Да только потому, что люди научились защищать дома от ударов молний. А научили их этому Ломоносов и Франклин, указав, как можно построить громоотвод.
Он представляет собой толстый железный стержень. Он возвышался над куполом на несколько метров и был соединен с землей.
Весть о громоотводе Франклина быстро разнеслась по Европе, и его избрали во все академии, включая и Российскую. А портрет изобретателя громоотвода - самая желанная репродукция в мире, ведь она украшает известную всем стодолларовую купюру.
Итак, подводя итоги проделанной сегодня работе
вспомните:
К какому типу веществ относиться вода: проводники или диэлектрики?
Кто первый объяснил природу молнии?
Кто определил природу возникновения атмосферного электричества?
С чьим именем связано изобретение громоотвода (молниеотвода)?
Как нужно вести себя во время грозы?
Почему альпинисты, ложась спать, все металлические вещи складывают отдельно, дальше от палаток?
Права ли легенда, которая утверждает, что молнии помогают искать клады?
Спасибо большое за работу, надеюсь, вам было интересно.
Автор: Лапа Галина Борисовна
→ Публикатор 09.09.2015 0 4892 454 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы