Дорогие друзья! Наш форум закрыт для общения сейчас, но вы можете задать свой вопрос или перейти в чат Телеграм.
Пожалуйста, напишите на почту files@21vu.ru ваш вопрос, ситуацию, чтобы обратиться к коллегам в чате.
Если вы хотите просто вступить в чат, также напишите на почту, укажите сведения о себе: ФИО, кто вы, кто по профессии, чем можете быть полезны педагогам, и мы направим вас в Чат Телеграм.
Уважаемые форумчане! Сегодня проблемы грядущих экзаменов и текущего тестирования поднимаются достаточно часто, но встречаются во многих различных темах. Предлагаю перенести обсуждение любых вопросов, связанных с подготовкой к ГИА по математике и физике в любых её формах - ОГЭ и ЕГЭ, на эту тему. Со своей стороны приму в обсуждении самое активное участие. Возможно, для кого-нибудь это будет не просто интересно, но и полезно.
Добавлено (26.11.2015, 13:12) --------------------------------------------- Для разминки по математике. ОГЭ. Сколько корней имеет каждое из уравнений? 1. 9+х^2=6х 2. -12х-х^2=36 3. 833х^2=17 В каждом случае найти 25% от суммы корней. ... ЕГЭ. Куб с ребром 1 пересекается плоскостью так, что площадь сечения максимальна. Определить отношение площади полной поверхности куба к площади сечения. ... Треугольная пирамида SABC с вершиной S и основанием ABC пересекается плоскостью, проходящей через вершину А и середины медиан, проведенных из вершины S к ребрам AВ и АС. Найти отношение объемов частей пирамиды, на которые её делит плоскость.
Добавлено (02.12.2015, 12:32) --------------------------------------------- Вчера пришла соседка с задачками для 5 класса. Вполне можно давать на ОГЭ. 1. Можно ли в написанном ниже выражении заменить какие-нибудь из знаков "минус" на знаки "плюс", чтобы получилось верное равенство? 2016-1-2-3-4-5-6-7-8=2015 2. У девочки было 11 листочков бумаги и ножницы. Часть листочков она разрезала на 5 частей каждый, в результате получилось 27 листочков разного размера. Сколько листочков девочка не разрезала? В отличие от ОГЭ принимается только решение без "иксов". 3. Между любыми из 27 муравейников стрекозы осуществляют прямые авиарейсы. Какое максимальное количество стрекоз может быть в воздухе одновременно, если каждая авиалиния обслуживается только одной стрекозой?
02.12.2015
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Среда, 02.12.2015, 12:34
Ну. задачка про листочки вполне олимпиадная. Относится к типу задач на инвариант - сохраняющуюся изменяемость. Очевидно, что из одного листочка получится либо 1, либо 5 обрезков. Значит, изменение произошло на 4. Очевидно, что из двух листочков получится либо нуль, либо 10, либо 6 обрезков. Изменение на нуль, на 4, на 8. Таким образом, количество листочков изменяется каждый раз на кратное 4 количество. По условию задачи изменение произошло на 16. Значит, разрезано 4 листочка. 7 не разрезано. Подавляющее большинство девятиклассников с задачам на инвариант не знакомо. Возможно, решат. Возможно, не решат. В экзамены входить должно, собственно, то, что проходили в школе. Первая задача относится к типу олимпиадных задач на четность. У нас 4 четных отрицательных числа, 4 нечетных. Чтобы результат изменился на -1, модуль суммы отрицательных слагаемых должен на 1 превышать модуль положительных. Модуль суммы всех отрицательных слагаемых равен 36. Можно ли 36 представить в виде суммы двух чисел, одно из которых на 1 больше другого? Нет. Так что, нельзя. Вот если бы там еще 9 было. то сумма была бы 45. Представить в виде суммы 22 и 23 можно. 1, 2,3,8,9 - с минусом, 4, 5,6,7 - с плюсом. Третья задача на графы. Решать ленюсь. То есть все три задачи относятся к материалу, который не проходят в школе, увы. Гарантировать решение и определять по этому не уровень развития ученика. а уровень обученности, нельзя. Всем бы хотелось уровень развития математического мышления иметь на выходу повыше. Но требовать - это в мечтах.
Честно скажу, что представления не имею, что такое олимпиадные задачи и не олимпиадные. Для меня все они просто задачи.
Цитатаnouvelle9556 ()
То есть все три задачи относятся к материалу, который не проходят в школе, увы.
И эта сторона вопроса мне совершенно не знакома. Но и это незнание никак не влияет на мое отношение к содержанию. Задача и есть задача.
Цитатаnouvelle9556 ()
Гарантировать решение и определять по этому не уровень развития ученика. а уровень обученности, нельзя.
Меня никогда не интересовал и до сих пор совершенно не интересует уровень обученности ученика. Под этим я наивно понимаю объем закачанной в ученика информации и сформировавшийся с помощью учителей уровень ЗУН, которым он к настоящему времени обладает. Меня интересует лишь уровень мышления, в том числе, но совершенно не обязательно математического.
Цитатаnouvelle9556 ()
Но требовать - это в мечтах.
И никаких требований. Никогда и никаких. Только те самые благие намерения, которыми вымощена... Относительно этих задачек. Мне их принесли, и они показались мне достаточно интересными именно тем, что могут показать именно уровень логического мышления. Вот я и обнародовал их. Первая задачка. Изменение знака у любого числа, например с (-4) на (+4) или с (+7) на (-7), всегда изменяет результат на четное число. Поэтому из четного 2016 никогда не получится нечетное 2015. В этом случае ответ строго отрицательный при при любом наборе чисел. Если бы исходное и конечное числа были одинаковой четности, то ответ сильно зависел бы от ряда чисел, у которых нужно менять знаки. Относительно разрезанных листочков. Каждый разрезанный листочек, как овца при ягнении, приносит четырех ягнят. 11 овечек могли принести 44 ягненка, а приплод оказался всего 27-11=16 ягнят. 28 ягнят не появились на свет. Значит 28:4=7 овечек резвились с баранами только ради удовольствия. О муравейниках. В каждом из 27 муравейников есть стрекозёл-авиадиспетчер, который обязан обеспечить авиарейсы в другие 26 муравейников. Всего у 27 стрекозлов 27*26 = 702 авиарейса. Но одна авиалиния - это два авиарейса - из любого А в любой В и из любого В в любой А. Поэтому самолётов нужно в два раза меньше - 351 лайнер. Возможно, что уровень подобных рассуждений сегодня считается олимпиадным. Но согласитесь, что не нужно никаких специальных знаний ни об инвариантах, ни о графах. Понятие четности - рядовое.
03.12.2015
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 03.12.2015, 01:54
Александр_Игрицкий, ну в этом то и вся разница. Неолимпиадная задача - то, чему научили в школе. Олимпиадная - то. чему не учили, но до чего интеллектуально развитый человек может догадаться, производя в уме перцепевтивные действия. Экзамен егэ, огэ и прочие гиа как раз и определяют
ЦитатаАлександр_Игрицкий ()
объем закачанной в ученика информации и сформировавшийся с помощью учителей уровень ЗУН, которым он к настоящему времени обладает.
ЦитатаАлександр_Игрицкий ()
уровень мышления, в том числе, но совершенно не обязательно математического.
В настоящее время призвана в начальной школе определять так называемая комплексная работа, проверяющая, наряду с предметными, так же и метапредметные ууд, такие как регулятивные, коммуникативные и познавательные. Решение задач такого плана как раз регулятивные ууд и характеризует. То есть умение самоорганизовать свои учебные действия, свою интеллектуальную деятельность в частности. Заметить инвариант. обратить внимание на четность и прочее. То, что позволяет не сидеть тупо глядя на задачу, а сразу же отмечать то, что приведет к успешному решению. Кагбэ осталось подождать несколько лет. Дети, обучающиеся по фгос с первого класса, через 3 года будут заканчивать 9 класс. По идее их экзамен должен оценивать уже не только предметную деятельность.
В настоящее время призвана в начальной школе определять так называемая комплексная работа, проверяющая, наряду с предметными, так же и метапредметные ууд, такие как регулятивные, коммуникативные и познавательные.
Вы с лёгкостью оперируете этими таинственными для меня понятиями, поэтому не могу не спросить Вас. Скажите, а каких из этих метапредметных УУД, таких как..., не было раньше? Или они были, но назывались иначе, а мы, как у Мольера, внезапно узнали, что всю жизнь говорили прозой? Если они универсальные, то это очень похоже на эффект говорения прозой.
Добавлено (04.12.2015, 00:14) --------------------------------------------- Уважаемые коллеги! Настоятельно рекомендую книгу: Бобровская А.В. Наглядная стереометрия в теории, задачах, чертежах Прекрасное пособие для тех, кто хочет разобраться в стереометрических фокусах. И сопутствующая задачка. Построить сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через точки: К, лежащей на ребре AA1; L, лежащей на ребре B1C1; M, лежащей на ребре CD. Положение точек на ребрах каждый задает самостоятельно. ... И ещё задачки по физике. 1. Период обращения низколетящих спутников некоторых Звезд находится в интервале от 1,56 мкс до 4,3 с. Определить возможный диапазон значений средней плотности таких звёзд. 2. Какое натяжение должна выдерживать верёвка, чтобы с её помощью можно было равномерно вращать в вертикальной плоскости тело массой m? Массой веревки пренебречь. Какая верёвка надежнее - длинная или короткая? 3. В вершинах равностороннего треугольника расположены одинаковые (точечные) шарики массой m каждый. Стороны треугольника - одинаковые однородные упругие стержни пренебрежимо малой массы. Вся система подвешена на нити, прикрепленной к одному из шариков. Определить ускорение каждого шарика сразу после пережигания нити. 4. Предположим, что каждая молекула воды несёт информацию 1 бит. Оценить время, которое понадобится для "скачивания" информации, содержащейся в одной ложке воды, если скорость передачи информации, как в хорошем интернете - 100 Мбит/с.
04.12.2015
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Пятница, 04.12.2015, 01:09
Вы с лёгкостью оперируете этими таинственными для меня понятиями, поэтому не могу не спросить Вас.Скажите, а каких из этих метапредметных УУД, таких как..., не было раньше?Или они были, но назывались иначе, а мы, как у Мольера, внезапно узнали, что всю жизнь говорили прозой?Если они универсальные, то это очень похоже на эффект говорения прозой.
Да-да-да)) Вы уже неоднократно подкатывали в разные моменты общения в разных темах с этим провокационным предложением) Смешно даже... Либо Вам в лом погуглить (а формирование познавательных ууд не только у деток быть должно). либо гаерствуете и юродствуете... ну ладно. Прикинусь. Кстати, у Эрика Берна есть книжка "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Сыграю. Ага.
Все метапредметные. предметные и личностные УУД ДОЛЖНЫ быть всегда. Как бы никто из педагогов и не отказывался. И не говорил. мол, я такого сроду не делал... Только вот по факту... Я сама в школе училась, знаю. История, география, биология... Отлито в бронзу: пересказ учащимися параграфа учебника с предыдущего урока ( по пункту каждому, ровно!), пересказ учителем нового параграфа - аут! Чуть лучше было по физике и химии. Но святотатство. кощунство и просто издевательство - , это когда так математики преподаются... Запишите тему рока... Теорема Пифагора. Доказательство.... Задача такая-то... Решаем... Что значит не знаете? Теоерма на доске! Применяйте... Убил б! ей-богу! Так и хочется спрсить: а зачем ты вместе с классом прослушиваешь этот параграф? Ты его раньше не знала? А зачем ты задала на дом учить пересказ параграфа? А зачем ты дала решать эту задачу? А почему не ту? А может вапще нафиг этизадачи???? А доказывать теоерму зачем? Цель? Ты думала, зачем ты даешь ту или иную задачу?
Нда... И если в предметном плане я еще ответы получила бы, то по не относящимся вполтную к программе вещам ну очень редкие мои учителя ну очень редко задумывались... Я потому и в учителя пошла. Я сидела на уроках и думала: вот так надо. а вот так не надо... Вот это хорошо. а вот это нет...
По идее-то, создавая урок, нужно думать не только об объеме ЗУНов. которые планирую передать, но ио том, что это даст уму и сердцу, то есть продвинет ли это как-то в метапредметной и личностной сфере. Прежде всего, в отношении регулятивных УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности дей-ствий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Это все какгбэ подразумевается при обучении математике. Но сколько учителей осознанно и запланировано осуществляют деятельность по организации деятельности учащихся по освоению этих действий? Например, совсем простая вещь - планирование. Ну, собственно, составление алгоритма. На что должен ученик опираться при составлении такого плана. если считать. что удачен тот план, который успешен? Надо ли этому учить?
04.12.2015
Сообщение отредактировал nouvelle9556 - Пятница, 04.12.2015, 10:44
Вы уже неоднократно подкатывали в разные моменты общения в разных темах с этим провокационным предложением
Формальный анализ предложения. Меня читают и помнят. Факт моего письма оценивается как подкат. Содержание квалифицируется как провокация. Моя реакция на это сегодня однозначная - удовлетворен полностью.
Цитатаnouvelle9556 ()
Либо Вам в лом погуглить (а формирование познавательных ууд не только у деток быть должно). либо гаерствуете и юродствуете...
Здесь тот самый случай, когда имеют места оба факта: абсолютно в лом или лучше сказать западло погуглить и только и живу тем, что, праздношатаясь, гаёрствую и юродствую. Моя вторая реакция на это сегодня - удовлетворен в квадрате.
Цитатаnouvelle9556 ()
ну ладно. Прикинусь.
Вот это Вы зря. Не опускайтесь до моего уровня!
Цитатаnouvelle9556 ()
Кстати, у Эрика Берна есть книжка "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры".
Да, видел. Издали, но в руки не брал. Спойлер открыл и закрыл. Любопытно. За ответ отдельное "Спасибо"! Очень много красивых слов, которые я старательно избегаю употреблять.
По идее-то, создавая урок, нужно думать не только об объеме ЗУНов. которые планирую передать, но ио том, что это даст уму и сердцу, то есть продвинет ли это как-то в метапредметной и личностной сфере. Прежде всего, в отношении регулятивных УУД:
регулятивных УУД вкупе с прочими "компетентностями" - лучший язык для "приобщения" рядового педагога к проблемам, придуманным обитателями высших, разреженных сфер. Когда я впервые услышал "про компетентность", у меня возникло чувство, что школа движется куда-то не туда...
но ио том, что это даст уму и сердцу, то есть продвинет ли это как-то в метапредметной и личностной сфере Похожую проблему по выращиванию "строителя коммунизма" уже пытались решить. Наверное, в метапредметной области надо издать учебники по "метапредметам". Можно начать с "метафизики".
Вот желание типичного обитателя высших сфер о том, что должны знать и уметь по информатике третьеклассники:
Учащиеся должны знать: • основные информационные процессы (сбор, хранение, обработка, передача); • рекомендации по безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе c компьютером; • как и для чего компьютер может быть использован компьютер. Учащиеся должны уметь: • приводить примеры информационных процессов, в которых участвует человек; • перечислять, что можно делать с информацией с помощью компьютера (собирать, хранить, обрабатывать, передавать); • анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию; • запускать/завершать работу программы; выделять смысловые зоны окна программы; • перечислять шаги, которые необходимо выполнить для создания мультфильма; • представлять текстовую информацию в графической форме; • определять назначение основных инструментов графического редактора; • создавать изображение в графическом редакторе. Учащиеся должны знать: • понятие объект и его свойства; анализировать свойства объектов; • устройства ввода/вывода звуковой информации. Учащиеся должны уметь: • называть объект и его свойства; анализировать свойства объектов; выявлять общие свойства множества объектов; • создавать упорядоченный список действий, выполняемых объектом; использовать команды для задания действия объектам в соответствующей среде; • записывать и воспроизводить звуковые фрагменты с помощью программы «Запись звука»; • составлять звуковую дорожку по её фрагментам. Тема 3. Алгоритмы. Свойства, способы записи (8 часов) Понятие команды, алгоритма. Алгоритмизация и программирование. Алгоритмы. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Среда программы “Scratch”. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм Учащиеся должны знать: • понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойства алгоритма. Учащиеся должны уметь: • определять исполнителя алгоритма; • определять, является ли последовательность действий алгоритмом; • составлять и записывать алгоритмы решения информационных задач; • записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю; запускать скрипт на выполнение; • отвечать на вопросы по приведённому алгоритму, скрипту. Учащиеся должны знать: • понятие множества; • понятие высказывания и операций над высказываниями; • понятие учебного проекта. Учащиеся должны уметь: • перечислять элементы множества; выделять подмножество множества; определять, равны ли множества; • выявлять общее свойство объектов; • определять истинность высказываний; составлять истинные и ложные высказывания; • определять существенные свойства объекта; определять, какая модель предпочтительнее; • использовать модели различного вида в учебной деятельности; • приводить примеры и свойства учебного проекта; • определять основные этапы работы над учебным проектом; • составлять модель проекта; • выделять идею, содержимое, план создания и защиты проекта.
Это при нагрузке 1 час в неделю.
Всё-таки, когда копаешь огород, нужно сосредотачивать внимание на том, куда вонзается "железка", а не куда направлен противоположный "железке" конец черенка лопаты. Тогда будет толк. Практический.
miflin, Гриш! Вот никогда и ничего не имел против любых новаций, но ровно до тех пор, пока словесные потоки не начинают перекрывать существо решаемых проблем. Небольшой жизненный опыт, от которого я при всем желании не могу отказаться, говорит мне, что эффективность любой модернизации обычно обратно пропорциональна количеству умных слов, использованных при объяснении, что же это такое. Я с зеленой тоской читаю любую информацию относительно всего, подобного регулятивному и прочему. А если ЭТО и есть последний писк педагогизма, к которому меня пытаются приобщить, то лучше я сразу лягу... Некоторые соображения по специальным вопросам - это общее название любых диссертаций на подобные темы.
обратно пропорциональна количеству умных слов, использованных при объяснении, что же это такое.
Ото ж... Мне это выражение безумно нравится - краткое и всё в себя вмещающее :) Но я отвлекся. Так вот, по поводу "высших сфер". Вспоминаю "Маэстро". Вы так высоко парите, здесь, внизу, меня не замечая. Чё там дальше было? Ага - я теперь стою на этой сцене. Но это в песне поется. А на практике? Не. Не нужна мне такая сцена. Не полезу на неё.
04.12.2015
Сообщение отредактировал miflin - Пятница, 04.12.2015, 20:27
Все метапредметные. предметные и личностные УУД ДОЛЖНЫ быть всегда. Как бы никто из педагогов и не отказывался. И не говорил. мол, я такого сроду не делал...
И далее.... Наталья, прочитав пост № 6 так и тянет сказать " Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью ..." (Третье соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова № 13) Мне жаль было бы моих подопечных, если бы я им внушал истины такими изощрёнными понятиями.
Наше первое исследование, начатое ещё в 1980-х годах, было посвящено фундаментальным константам, традиционно распределённым по учебным предметам – физическим, химическими, математическим, астрономическим постоянным. Оказалось, что такие константы как заряд электрона, скорость света в вакууме, постоянная Планка, гравитационная постоянная, число «пи» и др. – несут в себе смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул, в которые они входят, но и за рамки соответствующих наук и учебных предметов. Когда ученик начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался как раз к метапредметным основам бытия.
Кто мне объяснит - что такое "метапредметные основы бытия"? Что надо делать с фундаментальными константами, чтобы хоть краешком глаза увидеть "метапредметные основы бытия"?
miflin, скажу со всей мягкой определенностью: не только ничего не понял из слов директора Института Образования Человека, но и не имею никакого желания вникать в набор умных слов. Лучше выключу вентилятор или направлю в другую сторону.
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок: инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!
Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?
Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса. Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, в нашем чате Телеграм поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.