Quote (lanbren)
Зачем себя утруждать вдумчивым анализом учительской работы? Разве трудно учить детей?
Не просто. Проблема в том что большинство учителей (как и большинство людей других специальностей) делают свою работу посредственно. Но есть специальности - и среди них учителя, в которых последствия посредственного выполнения работы оказывают большое долгосрочное влияние на общество. Это не вина учителей (какие есть, такие есть), но проблема управления системой образования - поэтому я и говорю и о повышении зарплаты и требований. Процентов 70 существующих учителей сразу уволил бы как даже близко профнепригодных по психологическим и профессиональным характеристикам (шанс вернуться у каждого есть, но для этого нужно будет провести немалую работу над собой - по изменению душевного склада и повышению квалификации, мало кто это сделает - авторитарные люди не любят меняться), остальным создал хорошие условия труда и повышения квалификации (не только в плане предмета но и главное - в плане педагогических и психологических навыков и знаний), эмоциональной разгрузки и управления эмоциями, и спрашивал бы по-максимуму. Чтобы восполнить недостающий объем педагогов при достойном уровне зарплаты - появился бы конкурс на место учителя, отбирал бы жестко, в т.ч. из непрофессиональных учителей - для подходящих по личностным характеристикам, уровню интеллекта и знанию преподаваемого предмета, создал бы курсы 8-месячные для обучения педагогике и психологии. Если человек по характеру подходит - и курсы толковые, ему этого для начала хватит, думаю что сможет обучать не хуже многих существующих учителей. Это доказывается опытом британских языковых курсов - они берут и филологов без пед. образования, хорошо знающих язык, дообучают их 8 месяцев и получаются отличные учителя - знаю по своему опыту, за 3 месяца я реально на языке заговорил, хотя до этого 6 лет учил язык в школе и колледже - толку было немного.
Потом программа постоянного обязательного повышения квалификации по ходу работы с проверкой результатов.
Еще много чего имеет смысл существенно изменить в системе образования, но учитель в системе образования - 1 из 2 ключевых вещей, от чего зависит результат: личность которая получится из ученика когда он выйдет из школы.
Вторая - программа. Она тоже очень бестолковая, стратегически непригодная для использования - обучают в школе на 80% не тому и не так как было бы ценно для жизни. На дворе 3-е тысячелетие, а обучают по программе которая почти не менялась с 19-го века. Тогда преподавать науки и развивать логику было очень прогрессивным. Сейчас новые требования жизни - нужна интуиция и творческие способности и развитие личностных характеристик для успеха в жизни, а логика нужна тоже, но отходит на 2 план. Школьная программа совершенно для этого не приспособлена.
Прошу прощение за отступление от темы. Что-то меня понесло Хотя вопросы любви (как теоретические так и практические), если говорить мягко, в школьной программе отражены недостаточно. А они для жизни - одни из ключевых, которые определяют успех личности в жизни вообще. КАК обучать любви и развивать соответствующие личностные качества - вопрос второй. Но программы такие вне гос. системы уже существуют, и дают эффект - системы личностного роста и тренингов. Их можно систематизировать, собрать лучшее, проверить эффективность, приспособить для детей, превратить в игровую форму для мотивации. Это бы дало намного больший эффект для жизни и для общества.
Вот представьте, выпускники школ были бы в основном люди открытые душой, искренние, позитивные, мотивированные на жизнь, творчество (в широком смысле - во всех сферах) и развитие, эмоционально устойчивые, умеющие общаться, самостоятельные в решениях, инициативные, способные к самостоятельному освоению нового, способные конструктивно решать конфликты. Это ж как экономику бы подняло - у нее бы крылья выросли. Да и качество жизни взлетело бы, и уровень преступности упал - зачем совершать преступления (особенно опасные для жизни и здоровья), если и так хорошо жить и на душе хорошо? А ведь за 11 лет обучения в школе вполне этот объем изменений в личности вполне можно сформировать при толковой системе тренингов.
А насколько снизился бы % неудачных семей и разводов из-за того что люди не умеют общаться и решать конфликты? Сколько подростков не кончило бы жизнь самоубийством из-за недостатка внимания родителей? Да и рождаемость повысилась бы - если жить хорошо и уверен в себе, не страшно и детей рожать.
А все зависит от системы образования и людей, которые в ней работают - но такой как надо ее пока просто НЕТУ, а подходящих для этих целей людей в ней пока очень немного.