Добрый день!
"Закрой рот" я еще не слышал у нас, по крайней мере - пока не слышал. Школа у нас сельская, три завуча, директор. Про директора ничего плохого сказать не могу - она работает первый год всего. А вот завучей, которые остались прежними и про старого директора, это да. Экс-директор, обладая должным красноречием и отличным уровнем психологического такта, мог при личной беседе, глаза в глаза рассказать, что ты неправ довольно мягко. Неправ, это значит, что нужно вытягивать учеников, которые имеют фамилию или ее личное расположение и гнусить тех, которые такой щедростью судьбы не располагают. Конечно, когда тебя судят за твои косяки, это понятно, но когда тебе нагло заявляют о том, как ты должен делать, когда объективизмом и не пахнет, это слишком. Причем, при этом, тебя же и понукают за якобы отсуствие этого самого объективизма.
Такое же ее отношения было и к учителям любимчикам. Слава тебе Господи, что она перестала быть директором, надеюсь в следующем году ее и в школе не станет.
Что касается завучей, а это школа старого директора, то грубость, хамство и "ор переходящий в визг" - норма вещей. Причем не только на учителей, но и на детей.
Лично я к этому отношусь весьма просто - неуравновешенные люди, которые просто боятся потерять работу, и при этом, ничегошеньки не хотят делать: ей проще же взять журнал и найти там ошибку, за которую можно поорать, чем, например, позаботиться об успеваемости в школе или оформить какие-то документы, которые положено. Тут как-то для "сетевой школы" нужна была расчасовка для ступеней, она мне эту расчасовку полдня искала, нашла какие то черновики непонятные, а когда я стал по ним забивать базу данных, много ругани услышал от программы - то часов перебор, то одни и те же часы у разных учителей.
Итог можно подвести такой: работать, как следует, - лениво, за что их естественно тоже дрюкают, а чтобы не дрюкали - они оздают видимость работы, походили, повыступали. И на месте типа не сидят - работа "кипит" и то, что реально делать нужно, не делается. Работу боятся потерять, ведь получать рубликов 20 в мес, ничего не делая, это супер.
Конечно, ни я, ни кто-то тут из нас не святые, проколов и лени достаточно. Но когда тебя начинают учить, как жить, и высказывать о твоих недостатках, которых же у них самих доминируют в разы, считаю это не объективным и бесчестным.
Я делаю так, и может кому-то сгодится в качестве совета:
1. Если заходит в класс и вижу, что у нее глезенки на выкате, отворачиваюсь в монитор, пока не подойдет. Обратилась, я повернулся. Начала орать - отвернулся в монитор. На лице ни капли мимики, хоть как-то отражающей реакцию на эти крики. Нет ее:) Если нужен ответ, никогда не стараюсь отвечать однозначно и конкретно - все равно прийдешь в тупик - она то уже подготовленная пришла. Лучше всего подходят ответы: возможно, скорее всего, я сомневаюсь, я проверю, я подумаю и тд.
Если от нее поступает предложение и ей нужно такое мое решение, которое меня самого не устраивает, я отвечаю железную фразу "я вас услышал". Никогда ничего не обещаю, ибо пообещал - нужно делать. Скажешь, что понял, она сочтет это за твое согласие.
2. Если вызывают в кабинет. Стараюсь брать с собой ежедневник и ручку. Нет, не для того, чтобы записывать ценные указания "руководителя", а просто садишься, слушаешь преамбулу, а потом что-нибудь просто рисуешь в своем ежедневнике. В глаза, стараться смотреть как можно реже, смотришь, значит показываешь свою реакцию, значит побуждаешь их задавать какие-то дополнительные вопросы. А так сидит чел, что-то там рисует, вроде бы слушает, а понял он или не понял, о чем ему говорят, кто его там знает:))
Если не получилось взять ежедневник, можно поводить демонстративно глазами по потолку, работает на "ура".
3. В коридоре. Я в таких случаях тупо прохожу мимо и даже не задерживаюсь, еще не хватало, чтобы дети видели, что меня пытаются воспитывать. Ей надо будет - сама придет.
4. Дополнительные меры противоборства. Под настроение, в зависимости от ситуации можно позволить себе колкость в ее адрес, не святая - переживет. Например, никогда не здороваюсь первым. Стояли как-то с коллегой на лестнице, дети гуськом другой полосой, она идет со словами "Мальчики, вы не там стоите", я ей: "А может быть вы не там ходите?". На "здрасьте" могу ответить что-нибудь типа "привет" или "ага, здрасьте". Как-то она на детей орала "Пошли вон отсюда! Урок идет!", я мимо проходил: "Ивана Ивановна, что вы себе позволяете?! Как с детьми обращаетесь?".
Это, конечно, пакостно и не культурно, но на место ставит, то есть они, понимая, что я могу съязвить или уколоть, стараются как можно ко мне обращаться, тем самым держу их на расстоянии.
Золотое правило, которое я усвоил железно: меньше слов в ответ. Каждая твоя фраза повлечет за собой тирраду с их стороны и сам себя затянешь, тема перейдет на другую, и третью, в результате - судили на 3 года, сел на 15 лет:). В некоторых случаях вообще лучше промолчать, даже на прямые вопросы.
Может кому-то мои советы покажутся вредными или меня сочтут за эдакого буку к которому не подойти ни с какой стороны, поэтому я бы хотел сказать, что с нормальными, добрыми людьми - по-человечески, а такими идиотами - по-идиотски. Простите за нескромность русской речи.