Разработка урока по теме: "Либералы, консерваторы, социалисты: каким должно быть общество и государство"; 8 кл.
Предмет: ИСТОРИЯ
Романова Наталья Викторовна
Учитель истории
Ачинский кадетский корпус
Методика проведения урока.
Класс: 8
Название курса: "Новая история"
Название темы: Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Цели урока:
Познакомить с общественными течениями: либерализм, консерватизм, социализм;
Определить, как они повлияли на развитие общества и какую роль они определили государству в общественной жизни;
Развить речь, логическое мышление;
Формировать умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать;
Развить познавательный интерес у учащихся.
Программное обеспечение:
Microsof Power Point, Microsoft Word.
ООО «Кирилл и Мефодий» и библиотека электронных наглядных пособий «Новая история 8 класс»
Техническое обеспечение:
Мультимедийные проектор и экран, сканер, принтер.
План урока:
1. Изучение новой темы:
Актуализация новой темы;
Беседа;
Работа с текстом;
Работа над таблицей;
Сценка по теме;
Закрепление изученного материала.
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание творческого характера.
Ход урока:
Изучение новой темы.
Актуализация новой темы.
Учитель:
Как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Какова роль государства в жизни общества? Какие права имеет каждый из нас? Эти вопросы будоражили умы философов-мыслителей многие столетия.
В середине XIX век в Европе произошёл всплеск новых идей, который привел к поразительному скачку в науке, побудил европейцев подвергнуть сомнению всю государственную и общественную систему.
Жан Жак Руссо утверждал, что «человеческий разум способен сам найти ответ на любые вопросы».
- Как вы считаете, что он этим хотел сказать?
Общество в этот период перестает ощущать себя массой. Превалирует мнение, что каждый человек наделен личными правами и никто, даже государство, не вправе навязать ему свою волю.
Поднимались вопросы не только о месте человека в мире, но и о новой системе управления обществом, которую создал промышленный класс Запада.
Поэтому возникла проблема, как простроить отношения между обществом и государством.
Пытаясь решить эту проблему люди умственного труда, в XIX веке в Западной Европе определились в трех основных общественно-политических учениях.
Тема нашего урока «Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство»
С лайд 1:тема урока.
- Как вы считаете, что мы должны будем узнать при изучении этой темы?
Мы должны будем познакомиться с основными общественно-политическими учениями, проследить каким образом повлияли они на развитие общества, и какую роль определили государству в общественной жизни.
Это серьезная тема, очень важно разобраться в ней, так как материал изученный сегодня пригодится вам в 9 классе.
Беседа, работа с текстом.
Слайд 2:работа с терминами
Вопросы:
Подумайте, что обозначают эти термины?
Пользуясь словарем в учебнике выпишете определения в тетради?
Работа над таблицей, работа с текстом.
Учитель:
Проследим основные принципы каждого течения с точки зрения того, какая роль отводилась государству в экономической жизни, как предлагалось решить социальные проблемы и какими личными свободами мог обладать человек (заполнять таблицу разделившись по рядам работая с текстом учебника).
Задание: 1. социализм (72-74стр. - «Почему появились социалистические учения?», «Золотой век человечества не позади нас, а впереди»)
2. консерватизм (72стр. - «Сохранять традиционные ценности»)
3. либерализм (70-72стр. - «Разрешено все, что не запрещено»)
Слайд 3: таблица.
Вопросы в процессе заполнения таблицы:
Консерваторы: каким виделся путь развития общества представителям консерватизма?; как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?
Либералы: каким виделся путь развития общества представителям либерализма?; какие положения их учения кажутся вам актуальными для сегодняшнего общества?
Социалисты: чем было вызвано появление социального учения?
Мы проследили основные принципы консервативного, либерального и социалистического учений.
Сценка по теме.
Учитель:
Представьте, что мы стали свидетелями разговора трех прохожих на улице Лондона в XIX веке.
Сценка:
– Здравствуй, Уильям! Давно мы с тобой не виделись! Как у тебя дела?
- У меня все хорошо! Вот иду с мессы. А ты слышал, какие в мире дела творятся? Храни боже нашего короля!
– А я совсем недавно приехал из Франции и знаешь, на следующем заседании в парламенте, буду поднимать вопрос о защите прав бедных, чтобы предотвратить революционные настроения в стране! Мне кажется, правительство должно выбрать курс социальных реформ – это может сгладить классовое недовольства!
- Я сомневаюсь в этом. Лучше бы все оставалось как раньше! А ты, Бен, как думаешь?
– Я тоже думаю, что это не решит наших проблем! Однако, и все как было оставлять нет смысла. Я считаю, что все зло от частной собственности, ее надо отменить! Тогда не будет ни бедных, ни богатых, а, следовательно, и классовая борьба прекратится. Вот каково мое мнение!
Задание: исходя из разговора спорящих определите, кто к какому течению принадлежит. Свой ответ аргументируйте.
Существует мнение, что ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является «единственным» истинно правильным. Поэтому, как оппозиция друг другу существует несколько учений. И с наиболее популярными мы сегодня познакомились.
Закрепление изученного материала.
Задание: отметьте идеи, принадлежащие консерватизму, либерализму, социализму.
Развитие общества может привезти к утрате основополагающих традиций и ценностей.
На смену государству капиталистов придет государство диктатуры пролетариата.
Свободный рынок, конкуренция, предпринимательство, сохранение частной собственности.
Приверженность тому, что прошло испытание временем.
Разрешено все, что не запрещено законом.
Человек сам несет ответственность за собственное благосостояние.
Реформы отвлекают трудящихся от главной цели – мировой революции.
Ликвидация частной собственности приведет к исчезновению эксплуатации и классов.
Государство имеет право вмешиваться в экономическую сферу, однако частная собственность сохраняется.
Подведение итогов.
Вопросы:
С какими общественно-политическими учениями вы сегодня познакомились?
Каково было влияние этих учений на развитие общества?
(Ответ: люди стали политически активными, сами начали отстаивать свои права.)
Те социально- политические процессы, которые были начаты в XIX веке, привели к образованию во II половине XX века современных правовых европейских государств.
Мы все восхищаемся уровнем жизни, состоянием прав европейцев. И как видим это результат длительной общественной борьбы.
Слайд : итоги урока.
Домашнее задание творческого характера.
На основе изученных вами учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Наталья Викторовна
→ Natalya82 30.06.2015 1 22718 1460 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы