Литературно-музыкальная постановка "Крепка семья — крепка Держава"


13


Сценарий литературно-музыкальной постановки

«Крепка семья – крепка Держава»

Автор: учитель русского языка и литературы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Избердеевской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина в с. Дубовое

Сапрыкина Елена Константиновна

Сценарий является авторским. Выделенный текст заимствован из указанных источников.


Явление 1

На экране кадры из фильма о древней Руси (Александр Невский и др.)

Звонят колокола (негромко). За сценой голос ведущего:


Великая, прекрасная, живая,

Раскинулась среди морей и рек.

Святая Русь, земля моя родная,

Родная мать для стольких человек!


Ты из глубокой древности былинной

Рвалась, шагала, иногда ползла,

И из безверья, полутьмы старинной

Какой народ ты к свету подняла!


Великие традиции несла ты,

Из века в век ступая по камням.

Твоих богатырей стальные латы

Покой оберегали тут и там.


И теплился очаг любовью женской,

И детский смех сливался с пеньем птиц.

И супостатов, с жадностью их мерзкой,

Мы отгоняли от своих границ.


Ты не стояла, молча, на коленях,

А гордо голову свою несла.

И к светлому Христову обновленью

Ты свой народ великий привела.


Колокола звонят громче, постепенно включается музыка, на сцене танец Танцующие остаются на сцене, постепенно сцена заполняется людьми в русских костюмах, появляется князь Владимир

Владимир Красно Солнышко:


Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознаёт свою погибель он,

И жаждет веры – но о ней не просит…


Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!»

(«Россия. Великая судьба» Изд. «Белый горд»)


Владимир разворачивает свиток и читает молитву:


Христос Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога…Утверди в них правильну и непорочну веру. Охрани этих новых людей, сердце которых ты обратил к истине познать тебя.


Музыка торжественная, Владимир уходит под звон колоколов.


Ведущий:


Храм твой, Господи в небесах,

Но земля тоже твой приют.
Расцветают липы в лесах,

И на липах птицы поют.


Точно благовест Твой, весна

По весёлым идёт полям,

А весною на крыльях сна

Прилетают ангелы к нам.


Если, Господи, это так,

Если праведно я пою,

Дай мне, Господи, дай мне знак,

Что я волю понял твою…

(«Россия. Великая судьба» Изд. «Белый горд»)


Явление 2


На сцене Владимир Мономах (он с пером, свитком пергамента, думает, записывает)

Звучит русская народная песня, желательно, колыбельная (лучше, если её поют на сцене) под музыку появляется молодая девушка с ребёнком на руках, она подходит к князю и обращается к нему за советом:

А скажи мне, княже, слово веское,

Помоги-ка молодой мне матери.

Расскажи, как воспитать мне сокола,

Чтобы стал опорой земле - матушке,


Чтобы сердцу моему было радостно,

Чтобы стыд позорный да не сжёг его,

Чтобы стар и млад видел силу в нём,

Силу сильную, силу добрую.


Речь Владимира Мономаха:

Я, Владимир Мономах, многострадальный и печальный! Не хочу я зла, но добра хочу братии и русской земле. Чем сильна земля моя? Не просторами, не богатствами, не пушным зверьём, не сребром - золотом, а сильна земля духом праведным, силой доброю, знай - семейною.

Слушай же слово моё, не посмейся над ним, но прими его в сердце своё.

Учи дитя своё не лениться, не лгать, пьянства остерегаться, от этого душа прогибает и тело.

Не позволяй сильным погубить дитя твоё и ему не позволь обидеть слабого.

Научи его клятв не нарушать.

Старых почитать, как отца с матерью. А молодых, как братьев.

Пускай больных навещает, покойного проводит.

Пусть любит жену свою.

Чему научите хорошему, пусть не забывает, а чего не умеет, тому научится, как отцы ваши и деды учились.

А более всего пусть дорожит семьёй своей, любит её и защищает, ведь от неё идет сила главная.

Помнит пусть все традиции, сохраняет память предков своих, а коль сможет, пусть и преумножит их.

(«Россия. Великая судьба» Изд. «Белый горд»)


Мономах поднимается и уводит женщину со сцены, а на сцену выбегают дети


Явление 3

Звучит колядка. После колядок девочка читает стихотворение маленьким детям. (звучит музыка)

К. Фофанов


Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез,
И был от Иродова ока
Спасен властительный Христос.
Прошли века. И Он, распятый,
Но все по-прежнему живой
Идет, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом…


Внезапная грозная музыка, дети разбегаются

( здесь желательны кадры боёв или из сказок, где есть сражения («Финист- ясный сокол»), а на сцене танец, имитирующий танец с саблями).


Голос ведущего:

А меч предательский точил не только Ирод:

Орды татар нас рвали на куски,
И крестоносцев вражеские силы

Смыкали кровожадные полки.


И шведы, гордые своею хищной целью,

Идут и тешутся в людской крови.

Но вот встаёт сам Александр Невский

И головы летят с врагов Руси.

Явление 4

Выходит Александр Невский с мечом, «вражьи силы» разбегаются.

На сцене ещё пара воинов, можно одного принести «раненого», к нему наклонилась женщина, вытирает лоб, успокаивает.


Речь Невского (на фоне кадров из фильма):

Пусть запомнят враги наши: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!

( обращается к воинам)

Много потрудился я за землю Русскую, сражался и за Новгород, и за Псков, да за всё великое, что есть в доме нашем. Не жалел я живота своего ни за наш народ, ни за веру православную. А стоять за правду лишь тогда хорошо, если знаешь, что есть у тебя товарищ, воин, брат. Так храните же, други – воины, вручённый вам Богом великий удел – Отечество наше. Воспитайте в себе воина – защитника, опору земли Русской. А жёнам вашим велите быть опорою вам во всём и хранить верность, как храните вы верность Родине.


Выходит старец с клюкой, увидев его, Невский подходит к нему. Со сцены постепенно уходят бойцы, а Невский проходит со стариком по сцене, спрашивает:


Скажи, отец, как воспитать мужчину,

Чтоб чист и светел был своей душой,

Чтоб отстоять он смог свою Отчизну,

В великий час земли своей родной?


Старец:

Всё дело, князь, в одной несложной вещи.
Ты только мне поверь да рассуди.

Для этого не обязательно быть вещим,

А только сердце быть должно в груди.


Пойми, семья всему всегда начало.

И тот, кто в детстве главное постиг,

Не станет хвастаться ни кулаком удалым,

Ни мощью плеч ничуть и ни на миг.


Кого родители растили в благонравье,

Кто знал законы, доброту и труд,

Того лишь люди в трудный час печальный

Защитником их доли назовут.


Невский:

Да, как нельзя расти без корня древу,

Так нам не вырасти без матери своей.

И не набраться силы нам до веку,

Когда отец не воспитает сыновей.


Князь и старик выходят


Ведущий:

Жизнь человека коротка,

Но он к бессмертию стремится.

Уж вера русская крепка;

Страна к эпохе новой мчится.


Душе, истерзанной в веках,

Нашла она успокоенье.

Настал черёд людским умам –

Они дрожат от нетерпенья.


Талантам дай, страна, полёт;

Пусть крылья гений наш расправит.

И вновь в веках тебя прославит

России славный патриот.


2-й ведущий:

А матери опять прибавилось забот:

Она в любви своей не позабудет,

Что должен вырасти сей славный патриот -

Она его согреет, приголубит,


Накажет, коли в этом есть нужда,

Но защитит от строгости отцовской.

Такой вот ты была, семья, всегда:

Любимой, справедливой, но не жёсткой.


Явление 5

Входит хор с детьми, подростками.

Здесь должна прозвучать песня патриотическая, народная, можно хоровая, где и взрослые и подростки поют вместе, выходят матери с детьми, в движении происходит пение, как беседа.

Допев, взрослые уходят, дети остаются. Играют в какую-нибудь весёлую игру. Разыгрались, бегают. Выходит одна из мамаш, начинает поучать детей:


Мамаша:

Ах вы, лодыри да бездельники,

Разыгралися до ночной поры.

Всё бы вам скакать, всё бы тешиться.

А какой тут прок от такой игры?


Вы бы грамоте научилися.

Да училися, не ленилися.

Может, выйдет толк из кого-нибудь.

Хоть бы был в том прок, каждый день молюсь.


Выходит папаша:

Да, что и говорить. Детушки – переростушки. А ну, недоросли, подошли ко мне!

Дети с почтением подбегают к нему и слушают.


Папаша:

Али кто не слышал, какие времена пришли, али кто не знает, какие реформы царь наш Пётр в стране затеял? Говори! (обращается к мальчику)


Мальчик:

Знаем, знаем, флот строится, иностранцы понаехали, наукам учат.


Папаша:

Вот и дело то, что иностранцы. А что у нас умов своих нет? Или русский народ оскудел талантами? А, может, прилежности вам, недорослям, не хватает? Вот я вам сейчас прилежности то пропишу, пропишу.


Берёт за ухо одного, уводит, приговаривая:

Науки сейчас важней всего! России державой великой надо становиться, похлеще Европы. А кто будет корабли строить? Вы, неслухи? Вот и бегом арифметику учить, и запомните: делу время - потехе час.

Уходят все, кроме одного мальчика. Это Ломоносов. ( Звучит торжественная музыка, девушки выносят мантию и парик, надевают, он теперь учёный муж, ему вручается символ учёности и т.д.)


Ведущий:

Нам всем известно, как мужик поморский

С обозом рыбным шёл в Москву пешком.

Перекусив в дороге коркой чёрствой,

Добрался и остался молодцом.


Ему под силу все науки сразу.

Он уступать незнанью не привык.

Поэт, художник и учёный разом

Он подарил нам поэтический язык.


Ломоносов читает «Оду». Звучит музыка (классическая).

Выходит официальный представитель императрицы, читает указ о создании университета:

Указ её величества императрицы Елизаветы Петровны!

Мы, императрица государства Российского. Наши всемилостивейшим узаконением, с особливым удовольствием, за благо усмотрели и повелеваем: составить сие заведение учебное, Московский университет, из желающих принять на себя добровольно сей труд, да и впредь наполнять оный таковыми же желающими, кои нужные знания и способности иметь будут. Сей университет приемлем под покровительство своё.

Звучит гимн «Гаудеамус ибитур»


Ведущий:

Проходят годы, месяцы - эпоха.

Приемлет власть традиции сии.

Ученье – свет, быть неучёным – плохо.

Растут, Земля, учёные твои.


Явление 6

На сцене парты, дети, ( шёпот: «Императрица…») Выходит Екатерина, обращается к учащимся:

Слышала я, смена учёным мужам русским растёт. Прославили Отечество наше Ломоносов и Виноградов, ….Теперь и вам послужить России позволено.

Соизволяем всем и каждому даётся воля учить науки, дабы пользу приносить государству Российскому, приумножать его богатство и славу великую. Разрешено по желанию и по способностям изучать науки в странах зарубежных, далее знания сии распространять науки русские развивать.


звучит песня «По французской стороне..»

Поющий уходит, другой «студент» читает:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк под окном

Теплит матери старой грусть.


Золотой лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.


Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

( С.Есенин)


Чтец уходит, ведущий под музыку продолжает:


Стережёт наш родимый край

Добрый дух избяных печей,

Но опять уже в тихий рай

Рвётся звон ненасытных мечей.


Не татарин, не басурман –

Светит крест с золотых погон.

Ишь, подставил жадный карман

Власти жаждущий Наполеон.


Явление 7

Здесь провожает мать казака на войну, благословляет ( молча), ведущий продолжает:


Но не жди, не склоним головы.
Нам в подмогу Земля поднялась:

От мороза до вешней травы -

Всё твою не приемлет власть.


Снова сына мать соберёт,

Покрестит и утрёт слезу.

И отправит в дальний поход

На войну, на беду, на грозу.


Выходит казачий хор, поют песню «Не для меня», солистка читает о том, что судьба казачества сложна и т.д. Но оно возродилось…

Казаки уходят, а сцена заполняется людьми для театрализации начала войны, ведущий читает:


Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

( С.Есенин)


Явление 8

Идет театрализация начала войны.

Ведущий:


Каких не видела ты, Родина, врагов:

Татар, французов, шведов помнить будешь,

Но этот чёрный кожаный сапог

Я знаю, никогда уж не забудешь.


А как забыть сынов и дочерей,

Что в зев войны ты, молча, отдавала,

И сотни дней несчастных и ночей

Ты всё считала, и считала, и считала.


Уходят дети, возвращаясь в снах,

И с неба ангельскими ликами сияя.

Нет больше сил, а только этот страх.

Как это всё стерпеть, моя родная!


Песня из киноильма «Офицеры»

Кадры из «Офицеров» сменяются кадрами из «9-й роты»


Ведущий:

Нам с кровью к Родине любовь передаётся,

Нам в сердце навсегда маяк вживлён.

В наследство нам от дедов достаётся

Семейный дух, заботой окрылён.


И воспитать всегда семья готова

Поэта, воина, учёного, врача…

А беды и проблемы снова, снова…

И вот опять планета горяча.


Звучит стихотворение об Афганистане.

Кадры Чернобыля, девочки танцуют танец


Ведущий:

И даже мирный атом не удержишь:

И вновь беда, и вновь земля в дыму.

Но выдержит и это наша вера

В людское завтра, в счастье и в страну.


Не победят лихие испытанья

Народ, что силу черпает в любви,

Не в той, что отразилась на экране,

А в той, что навсегда у нас в крови.


(На экране кадры семейных фотографий.)


В любви к земле, любви к родному дому,

К семье, к братишке, что гудит в свисток,

Сестрёнке, тётке, деду пожилому,

Который так порой бывает строг.


И к бабушке, которая в работе

День ото дня милее и милей.

А их любовь, взаимная забота

Крепчает лишь от этих долгих дней.


Звучит «Эхо любви». Дети дарят открытки и цветы семейным парам.


Явление 9

На сцену выходит девушка в народном костюме со свитком, в котором пожелание молодым супругам:

Провели мы вас по волнам седым, по волнам седым нашей памяти. Повидали вы, гости милые, всё, как есть у нас на земле родной. Вы увидели, вы и поняли, что не будет ввек у нас счастия, коли каждый из вас не поймёт того, чего в древности было ведомо: (потихоньку выходят все участники представления)

Не то счастие, что богатство есть,

Не то счастие, что и сила есть

Да не то, что и власть твоя.

А то счастие, что любовь живёт, любовь к Родине, да к семье родной.

Будет мир в семье – (говорят все) будет доброе,

Будет вера в семье – (говорят все) будет доброе,

А любовь в семье – (говорят все) будет силушка, сила вечная, нерушимая.


Выбегают дети, выводят молодые пары на сцену, читают им поздравление и пожелания, артисты собираются на сцене, поют «Мы желаем счастья вам».






Полный текст материала Литературно-музыкальная постановка "Крепка семья — крепка Держава" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сапрыкина Елена Константиновна  Елена4129
01.02.2016 0 7336 280

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0