Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО "Тихая моя Родина…"; 7 класс


Лист наблюдений ___________________________(фамилии, имя)

Дата __________________________________________________________

Тема урока:_____________________________________________________

1 группа:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке.

Отметьте «+» или «-» то выражение, которое соответствует вашему состоянию.


+

-

  1. Своей работой на уроке в целом я доволен



  1. Своей работой в группе я доволен



  1. Для меня не было подходящего задания



  1. Урок для меня показался коротким



  1. За урок я устал



  1. Моё настроение улучшилось



  1. Материал урока мне был интересен



  1. Материал урока мне был полезен



  1. Сегодня на уроке мне было комфортно





Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

гимназия № 330 Невского района Санкт-Петербурга

















Конспект Интегрированного урока литературы,

музыки и изобразительного искусства









Учитель литературы: Грудистова Ю.П

Учитель музыки: Гаврилюк И. В.

Учитель ИЗО: Дзасохова Е. Г.









2014 год



Урок разработан для учащихся 7-ых классов.

Предварительная работа: урок желательно провести в кабинете музыки с наличием интерактивной доски.

Учащиеся заранее делятся на 3 группы: «литераторы», «музыканты», «художники». И каждая группа в качестве домашнего задания готовит презентацию (о музыке и композиторах; о живописи и художниках; о литературе и поэзии), соответствующую целям и задачам урока.

Подготовленные учащиеся рассказывают тексты стихотворений наизусть. Перед уроком ребятам выдается лист наблюдений, по которым учитель может проследить уровень усвоения знаний учащимися.





































Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО.

Подготовили и провели: учитель литературы Грудистова Ю.П., учитель музыки Гаврилюк И. В., учитель ИЗО Дзасохова Е. Г.

7 класс IV четверть

Тема урока: «Тихая моя Родина…»

Тип: интегрированный урок-творчество.

Цель урока: раскрыть роль трех видов искусств в понимании красоты родной природы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством П. И. Чайковского, а так же с колокольной музыкой;

  • Научить рассуждать о связи трех видов искусств (уметь проводить аналогию, находить общие черты в творчестве литераторов, музыкантов, художников);

  • Повторить использование свойств линейной и воздушной перспективы;

  • Показать связь человека и природы в музыке, литературе, рисовании; развивать экологическое мышление путем создания определенного колорита;

  • Углубить знания о творчестве Н. Рубцова, В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Заболоцкого; построить разговор о малой родине;

  • Научить видеть «тихую» красоту, воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе;

  • Обобщить впечатления посредством выполнения коллективных работ.

Оборудование: портреты поэтов, художников, композиторов; презентации учащихся, подготовленные по группам; колокольчики, бубенчики, колокол; тексты анализируемых стихотворений, листы наблюдений.

Структура урока:

  1. Организационный момент: приветствие.

  2. Определение цели урока вместе с учащимися, активизация и постановка познавательных задач.

  3. Основной этап урока (работа по группам):

  • В

    1. слово учителя;

    2. сообщение учащихся;

    3. прослушивание стихотворений и музыкальных произведений.

    музыке;

  • В изобразительном искусстве;

  • В поэзии.

4. Практическая часть урока: изображение группами своего понимания темы.

5. Обобщение урока: проверка заполнения технологических карт (листов наблюдения).

6. подведение итогов работы.

7. Рефлексия.

Ход урока.

Вступление (игровой момент, создающий проблемную ситуацию, решение которой помогает учащимся определить цель и задачи урока).

1 ученик:

- Ребята, послушайте, нам красивое стихотворение задали выучить!

«Однозвучно гремит колокольчик

И дорога пылится слегка.

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика!»

2 ученик:

- Нет, это же русская народная песня! А еще я знаю песню «Вечерний звон» (пробует напеть)

3 ученик:

- Да нет же, это картина такая у художника Левитана, «Вечерний звон» называется (показ картины)

Слово учителя музыки:

- Так кто же из ребят прав?

Три вида искусства: литература, музыка и живопись более пятнадцати столетий развивались параллельно, переплетались и сливались воедино. Наши далекие предки не знали поэзию отдельно от музыки. Искусство на первобытной стадии развития представляло собой триединство: музыка – слово – танец.

И, конечно же, мы можем вспомнить наскальные рисунки. Первобытные художники стремились отобразить в рисунках свою жизнь, успехи на охоте. Давайте поговорим обо всем по порядку.

Выступление первой группы учащихся с сообщением о музыке и композиторах (презентация учащихся)

Слово учителя музыки: Мы можем вспомнить множество примеров, когда музыканты были прекрасными художниками или поэты сопровождали свои сочинения иллюстрациями (пример пушкинской рукописи).

Известно ли вам, что И. А. Крылов – наш знаменитый баснописец, был отличным музыкантом. И больше всего он любил играть в ансамбле, в квартете, исполнял партию альта и часто сам руководил выступлением. И, кто знает, может быть его самая известная басня «Квартет» написана именно под влиянием этого увлечения.

А М. Ю. Лермонтов был прекрасным художником. Сохранились некоторые его рисунки, например «Тройка, выезжающая из деревни» (демонстрация репродукции)

Очень часто у русских поэтов, музыкантов и художников, в творчестве встречается тема русской тройки и колокольного звона. Церковный звон, звон бубенчиков под дугой мчащейся тройки лошадей, сопровождал русского человека всю жизнь (звучат колокольчики, бубенчики).

(Прослушивание музыкальных произведений знаменитых русских композиторов)



Слово учителя ИЗО:

- Итак, мы переходим к погружению в мир живописи.

Во все времена красота природы вдохновляла и художников, работающих красками, и художников, работающих словом, и музыкантов, умеющих передавать красоту окружающей природы звуками.

Выступление второй группы учащихся с сообщением о живописи и художниках (презентация, демонстрация слайдов под музыку и сообщение ученика)



Слово учителя литературы:

Я – твой, Россия, твой по роду!

Мой предок вел соху в полях.

Люблю твой мир, твою природу,

Твоих творящих сил размах!

Эти строки принадлежат Валерию Брюсову – одному из лучших поэтов России начала XX века, который «умел подметить в обыденном мире намек, символ чего-то более значительного»

(Музыка Чайковского введет учащихся в лирическую атмосферу урока)

Часто музыка легко может выразить то, чего не передать словами. Поэзия сродни музыке: и она не столько рассказывает, сколько пробуждает «чувства добрые»

Выступление учащихся о поэзии В. Я Брюсова, Ф. Сологуба, Н. Заболоцкого, С. Есенина, Н. Рубцова (презентация, сообщение, выразительное чтение стихотворений)

Слово учителя литературы:

Поэзия XXвека явилась достойной преемницей «золотого века» русской литературы.

Лирика Сологуба поражает устойчивым пессимистическим настроением, в его предельной простоте - красота. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери природы. Заболоцкий вглядывается в этот мир и залог бессмертия, красоты, вдохновения и мудрости видит в единстве человека и природы. Особенность поэзии Николая Рубцова в том, что он не просто живописует природу и передает свое настроение от созерцательности ее красоты и таинственности – он поднимается к серьезным раздумьям о жизни, о родине, о судьбе человеческой вселенной.



Слово учителя ИЗО:

Предлагаю выполнить творческое задание: нарисовать рисунок на тему нашего сегодняшнего урока – «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА…» (по ходу работы учащихся, учитель комментирует, подсказывает и ведет диалог)

У каждого человека своё представление о Родине. Для кого-то это сельская местность, для других – равнина, лес, озеро или речка, или, может быть, городской парк или детская площадка. Все это будет, конечно же, пейзаж, который выражает особое настроение. Достигается это с помощью некоторых правил. Давайте их вспомним. «Колорит» - настроение картины, выраженное с помощью цвета. Он может быть «теплый» или «холодный»; «яркий», «контрастный», «спокойный» и т. д.

Начиная работу, продумайте цветовую гамму и композицию своей картины.

Композиция присуща всем видам искусства как сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном, обдуманном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого сюжета. Правила композиции: выделение сюжетного центра, симметрия и асимметрия, ритм, ритм, расположение главного на втором пространственном плане. Для нашего задания особенно важно уметь использовать знания по воздушной и линейной перспективах, которые мы получили на предыдущих уроках ИЗО. Правило линейной перспективы: определяем линию горизонта, которая находится на уровне глаз, а, значит, зависит от точки зрения рисующего, затем располагаем предметы относительно линии горизонта: передний план – предметы большие, по мере отдаленности от глаз – уменьшается, дороги и реки сужаются к горизонту. Правило воздушной перспективы: сущность правила заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (величинных, цветовых, светотеневых и т. д.) на ближних объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени ослабевают. Так же ослабевает и насыщенность цвета. В музыке такое свойство называется «крещендо». Цвет становится холоднее под воздействием воздушной массы. Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем – видится сине-зеленым или даже голубым.

(по выполнению работы, группы представляют свои рисунки, объясняя свой выбор композиции и колорита)



-Итак, ребята, сегодня вы провели огромную работу по выявлению сходств и неразрывной связи трех видов искусств. Давайте вместе сделаем вывод: все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства.

В течении урока вы заполняли листы наблюдений, которые подписав в конце урока вы сдадите. Проверьте, все ли графы вы заполнили, если же остались какие-либо вопросы к группам, задавайте. И теперь можете заполнить графы рефлексии, ответив на вопросы.



(Выставление оценок выступающим на уроке, поощрение активно работающих учащихся, коллективное исполнение музыкального произведения под аккомпанемент учителя музыки)



- Спасибо за урок, можете быть свободны.


Полный текст материала Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО "Тихая моя Родина…"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коллектив авторов  SUP9032
27.05.2015 0 8039 497

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК