Ставропольский период в жизни и творчестве К.Л. Хетагурова
VII Республиканский конкурс молодых исследователей
«СТУПЕНЬ В НАУКУ»
Направление: Этнография
Название работы
Ставропольский период в жизни и творчестве К.Л.Хетагурова
Автор работы
Сабанова Амина
Место выполнения работы
ДДТ, 7 класс, Беслан
Научный руководитель
Каргинова Ф.К., педагог дополнительного образования
2009-2010 уч.год
«Заря осетинского народа», «башня народной славы», « звезда осетинской литературы» - такими именами называют обычно осетины Коста Хетагурова. И действительно, не смотря на то, что Коста Хетагуров писал свои стихотворения-песни еще в 80-х годах IX столетия, он все же остается не небе осетинской литературы и истории общественной жизни Осетии, звездой первой величины.
Коста!.. многочисленные и разнообразные мысли и чувства, воспоминания и надежды вызывает это имя в душе осетина. Тут и гнет, и произвол царского самодержавия и его местных агентов, тут и мечты маленького, вконец забитого и угнетенного народа об освобождении, о собственной культуре, тут и призыв к борьбе и единению, тут и тонкие, непревзойденные еще и доныне напевы - мотивы «Осетинской бандуры» «Ирон фæндыр», тут и страдальческий лик поэта-борца и общественника, тут и любовь «к бедному своему народу и к бедному своему аулу…»
И разве найдется еще в Осетии хоть один человек, кто бы знал, кто бы не слыхал о Коста, пропевшем свою призывную песню «с высот Нарских гор», кто бы слышал или сам не певал, роняя слезы, песню о «Матери сирот»…
Поистине, Коста Хетагуров продолжает и после смерти самым популярным человеком в Осетии.
Ставрополь по праву может называться второй родиной Коста. В этом городе прошла большая часть жизни поэта, здесь написаны его основные произведения, множество статей общественно-политического характера. Некоторые из них непосредственно касаются жизни Ставрополя.
1873 год - Коста отдают в Ставропольскую гимназию, и начался тот важный период жизни Коста, который неразрывно связан с его творчеством.
После смерти отца, в 1892г, которого он, по его собственному признанию, «не только любил, но обоготворял»… «Эта смерть окончательно потрясла мои нервы», - пишет Коста в одном письме, - «и я впал в полнейшее отчаяние». Теперь уже ничто не связывало нашего поэта с родительским домом.
Весной 1893 года Коста переехал в Ставрополь. Здесь отдался многообразной общественной деятельности, работал без устали, «как каторжный», становится постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ», много времени продолжает уделять живописи. В целом ставропольский период жизни поэта, охватывающий около пяти лет, характеризуется неутомимой творческой и общественной деятельностью, полным раскрытием его многогранного таланта. «Я переехал в Ставрополь,- писал он в 1989 г.- Трудно себе представить, с какой горячностью я отдался там самой разнообразной общественной деятельности… но, увы! Ни газета, каждую строчку которой я переживал, казалось, всеми фибрами своей души, ни живопись, которой я увлекаюсь всегда до изнеможения, ни всевозможные благотворительные, научные и артистические учреждения и собрания, в которых я принимал всегда самое лихорадочное участие… ничто не могло заслонить от меня дорогого видения».
Однако главной для Коста была работа в газете северный Кавказ», которой он придавал исключительно важное значение для осуществления своих литературных замыслов, а именно: превращение газеты в орудие против колониальной политики царизма, его ставленников и местной горской знати. Известно, что газета «Северный Кавказ» была основана ставропольским присяжным поверенным Д.И.Евсеевым, ставшим ее издателем и редактором, и известным правоведом Г.Н.Прозрителевым. еще до переезда Коста в Ставрополь активное участие в ее работе принимал журналист Я.В.Абрамов, основатель знаменитой горской поземельной «Абрамовской комиссии». Редакция сумела привлечь в качестве сотрудников народных учителей, мелких служащих из разных местностей Северного Кавказа. На страницах газеты печатались произведения Салтыкова-Щедрина и Чернышевского, памятные даты отмечались статьями о великих деятелях русской культуры. Естественно, с приходом в газету Коста, ставшего секретарем редакции, а после заключения договора (1896 г.) с Евсеевым и его создателем, можно сказать, почти полным владельцем, газета стала трибуной распространения революционно- демократических идей. На ее страницах печатались статьи о великих русских революционных демократах, о Горьком, анализировались труды Маркса, Эегельса, Ленина.
Известно также, что многие произведения Коста, написанные на русском языке, были напечатаны на страница этой газеты. Только за 1893 г. Поэтом опубликовано в ней 24 стихотворения; две поэмы («Перед судом», «Кому живется весело» - подражание Н.А.Некрасову); пьеса «Дуня», три статьи («Письма из Владикавказа»; Странное настроение переживает в настоящее время Терская область»; «Не везет нам на старшин»). Кроме того, в этом же году Коста опубликовал в Петербургском журнале «Детское чтение» (№3) рассказ «Охота за туром», написал и подготовил к печати много стихотворений для своего знаменитого сборника «Ирон фандыр», занимался живописью. Последующие годы были для поэта не менее плодотворными. Работа в редакции, кратковременные корреспондентские поездки по различным местам северного Кавказа давали ему ценный материал для публикаций, в частности, многочисленных газетных статей, поднимавших острые политические и социальные проблемы, связанные с колониальной политикой царизма на Кавказе. По подсчетам М.Шагинян, с 2893 по 1897г. Коста написал 18 статей, а с 1893 по 1902г. (до болезни) – 25. «Для все, кто интересуется прошлым Кавказа, политикой царизма, ростом горской общественности, эти статьи Коста, - писала она, - представляют драгоценный в своем роде материал. Историк, этнограф, политик, экономист найдут в них обширные данные. Коста откликался буквально на все проблемы устройства Кавказа… видел и понимал всю преступность царской политики на Кавказе, все самодурство чиновников, все хищничество первых капиталистов, начинавших грабить богатства Кавказа и эксплуатировать его рабочую силу».
Среди публицистических статей поэта особо выделяется статьи «Неурядицы северного Кавказа», опубликованная в четырех номерах газеты «С.-Петербургские ведомости», раскрывающая все пороки колониальной политики царизма в этом регионе.
Большим событием стал выход в 1895 г. Первого сборника стихотворений Коста на русском языке, в который наряду с лирическими стихами вошли такие поэмы как «Фатима», «Перед судом». В то же время из сборника было изъято цензурой 196 стихотворных строк, и полностью выпали стихотворение «Я не пророк» и поэма «Кому живется весело». Тиражом около 2000 экз. сборник разошелся бесплатно подписчикам газеты «Северный Кавказ». Известный грузинский композитор Д.Аракишвили вспоминает, что в конце 90- х годов в Армавире этот сборник Коста ему подарил брат, который в дни молодости дружил с поэтом. Самое большое впечатление на него произвело стихотворение «На смерть горянки». Первую свою музыку композитор сочинил на слова этого стихотворения. Позже он возвращался к поэзии Хетагурова и написал музыку на стихотворения «Песня пастуха», «Догорела заря», на поэму «Фатима».
Живописные работы Коста ставропольского периода малоизвестны и освещаются только по воспоминаниям современников. По ним мы знаем, что Коста, поселившись в доме своего учителя В.И.Смирнова (ныне музей им. К.Л.Хетагурова), занимал в нем две комнаты нижнего этажа, где размещалась и его мастерская. Здесь же он принимал и заказы на картины, которые поступали к нему в основном от церковников и богатых горожан. Как-то Коста писал одному своему знакомому: «Богов мажу. Заказ получил от одной церкви, вот и стараюсь теперь. Что поделать, кушать-то надо, попы деньги хорошо платят». С мая 1893 г. В газете «Северный Кавказ» печаталось объявление: «принимаю заказы по церковной, портретной, декоративной живописи. К.Л.Хетагуров».
Современники отмечали большое мастерство Коста Хетагурова как художника. Е.Адельберг, собиравший сведения о Коста- художнике этого периода у ставропольских старожилов, отмечал, что «в доме редактора «Северного Кавказа» Евсеева всегда с большим интересом рассматривали работы Коста». Здесь же приводит и слова художницы Д.К.Фирсовой: «От Василия Ивановича Смирнова я узнала об очень даровитом художнике – Коста Хетагурове. Приходилось видеть мне в доме Василия Ивановича и картины Коста. Они были написаны очень хорошо, искусно».
Возможно, что в Ставрополе в 1898 г. Написана Коста известная карикатура на начальника Терской области ген. Каханова, опубликованная в петербургском журнале «Стрекоза» (11). Подпись под изображением Каханова, стоящего перед красавицей, гласит: «Кавказское признание в любви» и дальше: « Полуби мэнэ, старого дурака, полуби мэнэ, старого ишака, ми для тэбэ весь Кавказ обворуем, всех перережем, потому мы самый большой разбойник и мошенник считаемся».
Как уже отмечалось, в этот период жизни на ряду с поэзией, журналистикой, живописью Коста отдавался «самой разнообразной общественной деятельности».
Коста активно участвовал в работе «Ставропольского общества для содействия распространению народного образования», в частности, в чтениях лекций и докладов в его воскресных мужских и женских школах, в розыгрышах лотереи-аллегри в пользу этого общества. По его инициативе в 1896 г. Ставрополе был создан «кружок любителей изящных искусств», который вскоре стал играть значительную роль в общественной и культурной жизни города. На собрании членов кружка было решено: поручить руководство оркестром и камерной музыкой И.Е.Попову и Н.В.Волобуеву, пением – В.Л.Беневскому, литературным чтением и спектаклями – А.А.Епифанову и К.Д.Давыдову, рисованием и живописью – Коста Хетагурову. Современник отмечает, что через несколько дней число членов кружка «достигло уже 200 человек».
9 октября 1893г. Коста вместе с композиторами Беневским и Валабуевым участвует в вокально-литературном вечере, состоявшемся в зале офицерского собрания майкопского резервного батальона. 11 августа – в студенческом вечере, устроенном в пользу «недостаточных лиц, окончивших мужскую гимназию». Отмечалось, что «вечер прошел оживленно», «из чтецов особенно обратил на себя внимание г. Хетагуров, прочитавший собственное произведение «Перед судом», а 19 августа в газете «Северный Кавказ» выражалась глубокая благодарность Коста Хетагурову и Волобуеву за участие в указанном студенческом вечере. В том же году, 9 октября, Коста участвует в любительском вечере, устроенном в помещении общественного собрания, на котором читает свои стихи.
По сообщению современника, 2 апреля 1894 г. Состоялся литературно-вокальный вечер, чистый сбор от которого предназначался для устройство спектаклей для учащихся в воскресных школах г. Ставрополя. Отмечалось, что Коста готовил к демонстрации на вечере постановку живых картин. Современник отмечал, что «разнообразные живые картины были очень удачно поставлены г. Хетагуровым». С чтением своих стихотворений он выступил и9 июля на концерте, устроенном студентами «в пользу их будущих товарищей, окончивших в нынешнем году курс в ставропольской гимназии», в следующем 1895 г. (11 февраля) местная печать сообщала, что Коста принял участие в устройстве вечера в пользу учащихся воскресных школ, а 25 февраля – музыкально-литературного концерта, сбор от которого предназначался в пользу учеников Ольгинской женской школы и гимназии. В следующие годы, в связи с болезнью Коста, участие его в различных благотворительных вечерах, судя по данным той же газеты «Северный Кавказ», почти прекратилось.
Большая заслуга поэта заключалась в том, что он организовывал вечера памяти великих деятелей русской культуры, активно участвовал в распространении их творческого наследия. Так, когда 23 января 1894 г. В ставропольском городском театре отмечалось 40-летие постановки пьесы Н.А.Островского «Бедность – не порок». Коста прочитал на нем краткий биографический очерк о драматурге, стихотворение, посвященное писателю, написал и представил собравшимся его портрет.
4 января 1895г. Коста участвовал в юбилейном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения А.С.Грибоедова, сделал о нем доклад, написал стихотворение, посвященное памяти писателя, и прочел его перед постановкой комедии «Горе от ума». Известно участие Коста и в концерте, посвященном памяти П.И.Чайковского, выступление с речью о композиторе и чтение своего стихотворения в его память. Сцена была украшена портретом П.И.Чайковского, написанном Коста.
С особой любовью и пониманием относился поэт к родной ему ставропольской мужской гимназии, для которой не жалел ничего, в которой часто бывал, особенно опекая учащуюся горскую молодежь. Александр Твалчрелидзе, обучавшийся в те годы (1893 – 1897 гг.) в гимназии, вспоминал, что в его время здесь училось много кавказцев, в частности, дагестанцев и осетин. «К дому моего отца, - говорил он, - близко жил лесник, осетин Ибрагим Шанаев. Это был прогрессивный просветитель, жил хорошо, часто у себя дома собирал гимназистов из старших классов. Коста был в большой дружбе с Ибрагимом и всегда был у него. В разговоре с гимназистами он учил их, чтобы они больше общались с народам, учили его жизнь и обычаи, записывали его фольклор. «Плохой карандаш – лучше хорошей памяти», - говорил Коста. Эти слова мне очень понравились и запомнил их на всю жизнь».
Общественная деятельность Коста в Ставрополе отмечена и активным участием (наряду с другими деятелями города) в создании « Общества помощи русской бедноте» и Ставропольского музея краеведения. Поэт был в большой дружбе со многими видными представителями ставропольской интеллигенции. К ним относится, в частности, Г.К.Праве – прогрессивный культурный деятель, организатор первых народных библиотек, вечерних и воскресных школ, общеобразовательных курсов и т.д. праве был председателем Общества. Ему и его супруге Марии Васильевне Праве принадлежит заслуга создания Ставропольского музея краеведения, носящего ныне имя М.В.Праве. по словам Александра Твалчрелдзе, Коста вместе с Г.К.Праве принимал активное участие в создании музея.
С 1893 г. до самого начала 1898года Коста жил в Ставрополе, лишь изредка выезжая то в Петербург (Ленинград), то в Пятигорск и Кисловодск. В середине 90-х годов он заболел костным туберкулезом (правая нога), который стал причинять ему многочисленные беспокойства и надолго приковал его к постели.
В 1895 г. после продолжительных хлопот Коста Сенат отменил его высылку из пределов Терской области, как незакономерную, а в следующем году у терской администрации было вообще отобрано право высылки из пределов области по своему усмотрению.
Зная мелкую мстительность, царской администрации, Коста воздержался от немедленного возвращения во Владикавказ и в Осетию; он оставался в Ставрополе и продолжал свою работу…
В 1896 году фактически, а с 1897 году и формально Коста Хетагуров вышел из издательства «Северного Кавказа». Болезнь все сильнее и сильнее давала о себе знать. Все лето и осень 1897 года Коста лечится в Кисловодске, а в самом начале 1898 г. он переезжает в Пятигорск.
Коста.
Как трудно писать о поэте…
Ведь строки должны быть – как тропы,
Где бегал он резвым мальчишкой,
Где шел он усталым мужчиной,
И лоб прорезали морщины,
Как складки на горных уступах.
Где позже орлом пролетал он,
Крылом каждой сакли касаясь.
Как трудно писать о поэте…
Ведь слово должно быть - что камень,
К которому путник в дороге,
Как дома к стене, прислонится.
Тот камень, в который одеты
Безвременно павшие горцы.
Тот камень, который варила
В котле своем вечном вдова,
Который оттуда он вынул
И поднял над всею землею,
Как символ безмерного горя
Осетии бедной своей.
Как трудно писать о поэте…
Ведь сердце должно быть скалою,
То нежной и ласковой, чтобы
Росток сквозь нее пробирался,
То твердой, чтоб вражеской пуле
О груди ее сразу разбиться.
Как трудно писать о поэте…
Ведь надо тогда нам, надо
Взять крутизну – у кручи,
Ритмы – у водопада.
Взять терпимость – у камня,
У синих долин – безбрежность.
У турьих шагов – чеканность,
У горной фиалки – нежность.
Мудрость – у старого горца.
С чабаньих костров- пламя…
Как трудно писать о поэте.
Особенно трудно – стихами.
Ирина Гуржибекова.
Используемая литература:
Б.А.Калоев. «Вторая родина Коста». Владикавказ «Ир»; 1999;
Ирина Гуржибекова. «Ищу слова» Избранное. Владикавказ; 2001;
Коста Хетагуров. Статьи о жизни и творчестве. Северо-Осетинское книжное издательство. Орджиникидзе; 1959;
Вопросы осетинской литературы и фольклора, Владикавказ; 1993;
Коста Хетагуров. «Весь мир - мой храм, Любовь – моя святыня». Москва; 1989.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каргинова Фатима Казбековна
→ f-fi 06.07.2016 0 3047 220 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы