Конспект и презентация к уроку географии "Численность и воспроизводство населения мира"
Тема урока. Численность и воспроизводство населения мира.
Цель. Знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «депопуляция», «демография», с численностью населения мира, ее динамикой, демографической политикой государств мира;
• учить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли в целом, а также в отдельных регионах и странах;
• объяснять различия в естественном приросте населения отдельных стран и регионов мира;
• формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;
Развивающие:
• развивать у учащихся творческое мышление;
• развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.
Воспитывающие:
• воспитывать информационную культуру;
• прививать интерес к предмету;
• воспитывать умение работать в коллективе;
• оценивать уровень своих знаний и знаний товарищей.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы:
• словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),
• наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира», видеофрагмент «7 млрд. человек»),
• практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),
• исследовательский
• оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль).
Технологии обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, обучение на основе «проблемных ситуаций»
Оборудование: учебник «Экономическая и социальная география мира» 10 класс В.П. Максаковский, географический атлас для 10 класса, презентация «Население мира. Воспроизводство населения», видеофрагмент «7 млрд. человек», интерактивная доска, компьютер,
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Работа со слайдами презентации.
Cлайд № 1.
Задание 1. Предположите тему и цель урока.
Слайд № 2 и слайд № 3.
Уточнение учителем темы, целей и задач урока.
Работа в тетради.
Записать тему урока в тетрадь.
Слайд № 4.
Задание 1.
1. Рассмотрите данные слайда и рисунок 10 на стр. 62 и сделайте вывод, что происходит с численностью населения в мире.
2. Проанализируйте эти источники и выявите особенности динамики изменений численности. населения.
3. Какова численность населения мира на данный момент?
Просмотр видеофрагмента «7 млрд. человек»
1. Перед просмотром вопрос: Где родился 7 млрд. житель?
Работа в тетради по разным источникам.
Задание 1. Записать численность населения мира.
Данные по населению мира получают из переписей населения.
Слайд № 5.
Задание 1. Небольшие пометки в тетради по ходу объяснения.
(Опережающее задание «История переписи населения»)
Слайд № 6.
Задание 1. Записать пе5рвую 10 государств по численности населения.
Знакомство с сайтом «Счетчик населения»
Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.
Слайд № 7.
1. Что понимается под воспроизводством населения?
2. Как определить естественный прирост населения?
Слайд № 8. (Работа в парах)
Задание 1. Определите, где расположены районы с наибольшей рождаемостью? Наименьшей рождаемостью? Наибольшей смертностью? Наименьшей смертностью.
Задание 2. Проанализируйте эти две карты и определите регионы с самым низким естественным прироста, самым высоким естественным приростом. Обоснуйте свою точку зрения.
Слайд № 9.
Задание № 1. Рассмотрите карту «Воспроизводство населения.
1. Сколько типов воспроизводства населения в мире?
2. Для какого типа стран характерен первый тип воспроизводства населения? Второй тип?
Работа в тетради по слайдам № 10 и № 11.
Записать характеристику типов воспроизводства населения в два столбика.
Слайд 12.
Знакомство с факторами, от которых зависит естественный прирост населения. Объяснение учителя.
Слайд № 13
Работа в тетради. Написать примеры стран по типам воспроизводства населения.
Слайд № 14.
Задание 1. Проанализируйте карту и сделайте вывод, какой регион имеет самую большую численность населения и самый большой естественный прирост населения.
Физминутка. Гимнастика для глаз. Слайд № 15 и № 16.
Слайд № 17, № 18.
Опережающее задание «Демографическая политика»
1. Как вы считаете, какие из мер наиболее эффективны в демографической политике?
Слайд № 19.
1. Вспомните, каковы критерии деления стран на развитые и развивающиеся?
2. Что такое ИЧР?
Объяснение учителя по слайду № 21 и работа учащихся с текстом учебника стр. 65.
Слайд № 22.
Задание 1. Во второй половине ХХ века в медицине были достигнуты успехи, в том числе и в развивающихся странах Однако многие проблемы остаются нерешенными. Одна из проблем – младенческая смертность.
Проанализируйте диаграмму «Младенческая смертность», сделайте вывод.
Другим важным критерием состояния здоровья той или иной нации служит показатель средней продолжительности жизни.
Слайд № 23
Задание 1. Проанализируйте диаграмму «Продолжительность жизни», сделайте вывод.
Работа с учебником, стр. 67. Запишите в виде схемы основные показатели продолжительности жизни.
3. Актуализация новых знаний.
Слайд № 24.
Ответить на вопросы.
4. Оценка своей работы на уроке.
Оценить свой вклад в достижении цели урока.
Критерии оценки Оценка
Понял, но не могу применить.
Понял, могу применить, но объяснить другому не могу
Понял, могу применить и объяснить
Закрашивание учащимися участков интерактивной доски различными цветами.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок (с комментированием)
Цель. Знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «депопуляция», «демография», с численностью населения мира, ее динамикой, демографической политикой государств мира;
• учить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли в целом, а также в отдельных регионах и странах;
• объяснять различия в естественном приросте населения отдельных стран и регионов мира;
• формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;
Развивающие:
• развивать у учащихся творческое мышление;
• развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.
Воспитывающие:
• воспитывать информационную культуру;
• прививать интерес к предмету;
• воспитывать умение работать в коллективе;
• оценивать уровень своих знаний и знаний товарищей.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы:
• словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),
• наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира», видеофрагмент «7 млрд. человек»),
• практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),
• исследовательский
• оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль).
Технологии обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, обучение на основе «проблемных ситуаций»
Оборудование: учебник «Экономическая и социальная география мира» 10 класс В.П. Максаковский, географический атлас для 10 класса, презентация «Население мира. Воспроизводство населения», видеофрагмент «7 млрд. человек», интерактивная доска, компьютер,
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Работа со слайдами презентации.
Cлайд № 1.
Задание 1. Предположите тему и цель урока.
Слайд № 2 и слайд № 3.
Уточнение учителем темы, целей и задач урока.
Работа в тетради.
Записать тему урока в тетрадь.
Слайд № 4.
Задание 1.
1. Рассмотрите данные слайда и рисунок 10 на стр. 62 и сделайте вывод, что происходит с численностью населения в мире.
2. Проанализируйте эти источники и выявите особенности динамики изменений численности. населения.
3. Какова численность населения мира на данный момент?
Просмотр видеофрагмента «7 млрд. человек»
1. Перед просмотром вопрос: Где родился 7 млрд. житель?
Работа в тетради по разным источникам.
Задание 1. Записать численность населения мира.
Данные по населению мира получают из переписей населения.
Слайд № 5.
Задание 1. Небольшие пометки в тетради по ходу объяснения.
(Опережающее задание «История переписи населения»)
Слайд № 6.
Задание 1. Записать пе5рвую 10 государств по численности населения.
Знакомство с сайтом «Счетчик населения»
Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.
Слайд № 7.
1. Что понимается под воспроизводством населения?
2. Как определить естественный прирост населения?
Слайд № 8. (Работа в парах)
Задание 1. Определите, где расположены районы с наибольшей рождаемостью? Наименьшей рождаемостью? Наибольшей смертностью? Наименьшей смертностью.
Задание 2. Проанализируйте эти две карты и определите регионы с самым низким естественным прироста, самым высоким естественным приростом. Обоснуйте свою точку зрения.
Слайд № 9.
Задание № 1. Рассмотрите карту «Воспроизводство населения.
1. Сколько типов воспроизводства населения в мире?
2. Для какого типа стран характерен первый тип воспроизводства населения? Второй тип?
Работа в тетради по слайдам № 10 и № 11.
Записать характеристику типов воспроизводства населения в два столбика.
Слайд 12.
Знакомство с факторами, от которых зависит естественный прирост населения. Объяснение учителя.
Слайд № 13
Работа в тетради. Написать примеры стран по типам воспроизводства населения.
Слайд № 14.
Задание 1. Проанализируйте карту и сделайте вывод, какой регион имеет самую большую численность населения и самый большой естественный прирост населения.
Физминутка. Гимнастика для глаз. Слайд № 15 и № 16.
Слайд № 17, № 18.
Опережающее задание «Демографическая политика»
1. Как вы считаете, какие из мер наиболее эффективны в демографической политике?
Слайд № 19.
1. Вспомните, каковы критерии деления стран на развитые и развивающиеся?
2. Что такое ИЧР?
Объяснение учителя по слайду № 21 и работа учащихся с текстом учебника стр. 65.
Слайд № 22.
Задание 1. Во второй половине ХХ века в медицине были достигнуты успехи, в том числе и в развивающихся странах Однако многие проблемы остаются нерешенными. Одна из проблем – младенческая смертность.
Проанализируйте диаграмму «Младенческая смертность», сделайте вывод.
Другим важным критерием состояния здоровья той или иной нации служит показатель средней продолжительности жизни.
Слайд № 23
Задание 1. Проанализируйте диаграмму «Продолжительность жизни», сделайте вывод.
Работа с учебником, стр. 67. Запишите в виде схемы основные показатели продолжительности жизни.
3. Актуализация новых знаний.
Слайд № 24.
Ответить на вопросы.
4. Оценка своей работы на уроке.
Оценить свой вклад в достижении цели урока.
Критерии оценки Оценка
Понял, но не могу применить.
Понял, могу применить, но объяснить другому не могу
Понял, могу применить и объяснить
Закрашивание учащимися участков интерактивной доски различными цветами.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок (с комментированием)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Димова Валентина Михайловна
→ val0501 09.01.2014 0 17064 2473 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы
А вы знали?
Инструкции по ПК