Конспект и презентация к уроку географии "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"; 7 класс


Конспект урока

 

Учитель: Романова Алла Николаевна, МБОУ «Средняя школа № 2 им Е. В. Камышева»

Предмет: география

Класс: 7

 

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

Цель: Формирование представлений о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Северной Америки.

Задачи:

1. Образовательные:

- Сформировать знания о геологическом строении, рельефе и закономерностях размещения полезных ископаемых Северной Америки;

- Раскрыть роль тектонических процессов и древнего оледенения в формировании современного рельефа материка;

2. Развивающие:

- Совершенствовать практические умения и навыки характеризовать основные формы рельефа материка, сравнить рельеф Северной и Южной Америки;

- Продолжить развитие навыков работы с тематическими картами, текстом учебника, таблицами;

- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать понимание важности изучения географии;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать желание оказывать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

- Обучающиеся должны знать особенности геологического строения материка, размещение основных форм рельефа и полезных ископаемых; уметь работать с тематическими картами.

- Обучающиеся должны уметь определять по карте основные формы рельефа материка, закономерности размещения полезных ископаемых, анализировать тематические карты, наносить на контурную карту горы и равнины материка, месторождения полезных ископаемых.

 

Метапредметные:

- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Средства обучения: учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны», учебник 7 класса. М.; «Русское слово», 2018; карта «Строение земной коры» и физическая карта Северной Америки, мультимедийное оборудование - компьютер; презентация к уроку; карточки с индивидуальными заданиями; карточки-задания для групповой работы.

 

Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, картами); практические (поиск информации, работа с учебником, заполнение таблиц, работа с картой, работа с контурной картой); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

 

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

I.Организационный

момент

Эмоциональный настрой, ситуации взаимодействия, создание положительной мотивации, атмосферы заинтересованности.


 

Приветствие учащихся.

- Здравствуйте ребята! Проверьте всё ли готово у вас для урока. На столе должны быть учебник, тетрадь, атлас, контурные карты. Начинаем урок.

II. Актуализация

опорных знаний

Актуализация знаний учащихся, необходимых для усвоения нового материала; мотивация к предстоящей деятельности на уроке.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение Северной Америки. Что вы уже знаете об этом материке?

- На прошлом уроке мы с вами совершили путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка, как проходило исследование материка и сколько раз этот континент открывали.  Перед тем, как отправиться в новое путешествие, давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущий материал.

- Для того чтобы вспомнить, какие географические объекты располагаются на материке Северная Америка, выполним задания.

Задание 1. Дать характеристику географического положения Северной Америки.


 

Задание 2. Географический диктант

1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (Панамский)

2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)

3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)

4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)

5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии (Берингов)

6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба)

Задание 3. Назовите исследователей материка. Какой вклад они внесли в открытие и изучение материка?


 

III.Формулирование темы и определение целей урока

Обеспечение понима-ния учащимися целей учебно-познаватель-ной деятельности, которые служат планом урока.


 


 

- Вспомните план изучения материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? (Слайд 1)

- Сегодня мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним причины разнообразия рельефа и полезных ископаемых, узнаем основные формы и объекты рельефа материка.

- Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (Слайд 2)


 

IV. «Открытие» новых знаний

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

 

Объясняю новый материал с опорой на знания учащихся.

1. Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

- Вспомните, что называется рельефом? (Рельеф - совокупность неровностей земной коры, различающихся по размерам, происхождению и возрасту)

- Какие формы рельефа вы знаете? (Горы и равнины)

- Назовите основные тектонические структуры. (Платформы и складчатые области).

- Какие формы рельефа соответствуют платформам, а какие – складчатым поясам? (Платформам – равнины, складчатым поясам – горы). (Слайд 3)

- По физической карте Северной Америки (атлас с. 42) определите, какие формы рельефа преобладают на материке? Какую они занимают площадь, где размещаются?  (Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 1/3 материка и располагаются на западном и восточном побережье).

- У какого материка очень похожий рельеф? (Северная Америка схожа по строению рельефа с материком Южная Америка).

- От чего в первую очередь зависит рельеф? Каковы закономерности между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры. (От тектонической структуры. Если в основании материка располагается платформа – рельеф равнинный, если складчатая область – горы).

- Откройте карту «Строение земной коры» (с. 6-7 в атласах) скажите,  на какой литосферной плите  находится наш материк? (Северная Америка находится на Североамериканской литосферной плите).

- Итак, весь материк по геологическому строению можно условно разделить на две части: кто догадается какие? (Западную и Восточную). (Слайд 4)

- К какой складчатости относится западная часть материка? (Западная часть материка относится к мезозойской и кайнозойской складчатостям).

- Где сформировалась зона складчатости? (Эта область находится на границе двух литосферных плит).

- О чем это свидетельствует? (Эта территория подвижна, здесь часты землетрясения и много вулканов).

- На какой тектонической структуре расположена восточная часть материка. (На древней платформе).

- Могут ли в пределах древней платформы быть землетрясения? Почему?  (Не могут, т.к. платформа – устойчивый участок земной коры).

- А восточная окраина Северной Америки к чему относится? (К области древней складчатости).

- Сопоставим карту "Строение земной коры" с "Физической картой Северной Америки". (Слайд 5)

- Какие формы рельефа соответствуют мезозойской и кайнозойской складчатостям? (Горы Кордильеры).

- Давайте определим, какие формы рельефа соответствуют остальным тектоническим структурам. (Равнины и древние горы). (Слайд 6)

После обобщения ученики заполняют схему в тетради, и такая же схема находится на слайде как образец. (Слайд 7)

- Давайте назовем основные особенности рельефа материка.

(Проверка выполнения задания с опорой на слайд презентации). (Слайд 8)

 

- А теперь,  ребята, скажите, согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и разнообразен. Если да, то почему? 

Обобщаю и дополняю ответы учащихся.

- Уникален и разнообразен рельеф Северной Америки. Посмотрите на экран!

Кордильеры - один из крупнейших на Земле складчатых поясов. (Слайд 9). С испанского «кордильера» - «горный хребет», «шнур». Образовались на стыке литосферных плит: Северо-Американской и Тихоокеанской. Высшая точка гор – гора Денали (бывшая Мак-Кинли), 6193 м (рис. 290 на с. 129 учебника, слайд 10). Кордильеры пересечены множеством разломов, которые начинаются на океаническом дне и выходят на сушу. Движения земной коры приводят к сильным землетрясениям и извержениям вулканов. Самый крупный – вулкан Орисаба. Его высота 5610 м (рис. 292 на с. 130 учебника) (Слайд 11). Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. (Слайд 12). В горах хорошо выражены две полосы меридиональных хребтов: западная - собственно Кордильеры и восточная - Скалистые горы (Слайд 13). Между этими хребтами залегают приподнятые плато и плоскогорья. Здесь находится и глубочайшая впадина материка Долина Смерти. (Слайд 14). Об этой природной достопримечательности расскажет (сообщение учащегося). В разных частях Кордильер можно увидеть горячие источники, гейзеры. Самые знаменитые и красивые гейзеры расположены в Йеллоустонском национальном парке на севере США в Скалистых горах (рис. 293 на с. 131 учебника). (Слайд 15). Об этой природной достопримечательности расскажет (сообщение учащегося).

Горы юго-восточной части - Аппалачи - это средневысотные хребты с высшей точкой 2037 м (гора Митчелл). (Слайд 16). Эти горы названы по имени индейского племени «аппалачей», некогда здесь обитавшего, с индейского название гор переводится как «поморы»    («апала» - море, «чи» - суффикс). Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В западных предгорьях Аппалачей находится знаменитая Мамонтова пещера. (Слайд 17). О ней нам расскажет (сообщение учащегося).

Равнины материка сформировались на Северо-Американской платформе. В центральной части расположены Центральные равнины. Они имеют холмистую поверхность, высоту 200-300 м. Эти равнины сложены морскими и континентальными осадочными породами. Развиты карстовые процессы, поэтому много пещер. (Слайд 18)

К западу от Центральных равнин вытянулись на 4000 км Великие равнины; ширина их от 500 до 800 км. (Слайд 19). Великие равнины - это плоскогорье, образованное на краю платформы при формировании Скалистых гор. Реки, стекающие с гор, разделили равнины на отдельные плато. На юге, вдоль берегов Мексиканского залива, расположена плоская, сложенная речными отложениями Примексиканская низменность. (Слайд 20).

- Назовите главную причину образования крупных форм рельефа.  (Внутренние силы) 

- А что формирует более мелкие формы рельефа - овраги, холмы, речные долины? (Внешние силы)

- Назовите их. (Вода, солнце, ветер, ледник)

- На рельеф северо-восточной части материка огромное влияние оказал Великий ледник, пришедший из Гренландии во время ледникового периода (рис. 289 на с. 128 учебника). (Слайд 21). Многокилометровый ледяной покров, как бульдозер, выравнивал неровности рельефа. Когда ледниковый период сменился эпохой потепления климата, ледник разрушился. На освободившейся ото льда поверхности возникла холмистая равнина. Ледник оставил огромные «царапины» на поверхности материка: сглаженные холмы и гряды, котловины выпахивания, большая часть которых заполнена озерами.

- Пользуясь схемой (Слайд 22) сформулируйте вывод об особенностях рельефа Северной Америки.

Вывод: В рельефе Северной Америки можно выделить две части: западную и восточную. Западную часть занимают горы, образовавшиеся в эпоху мезозойской и кайнозойской складчатостей. Восточная часть – равнинная, т.к. расположена на древней платформе. На востоке материка находится область древней складчатости – горы Аппалачи. На рельеф Северной Америки значительное влияние оказал Великий ледник, который покрывал эти земли в древности.  

2. Полезные ископаемые Северной Америки.

- Какие вы знаете полезные ископаемые по происхождению? (магматические, осадочные и метаморфические).

- Используя карту «Строение земной коры», назовите рудные (магматические) полезные ископаемые. 

- Определите по карте «Строение земной коры», на каких тектонических структурах (платформах или складчатых поясах) будут размещаться осадочные, магматические и метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах или равнинах, магматические и метаморфические - в складчатых поясах или в горах).

Обобщаю ответы учащихся.

Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические - в складчатых поясах. Кордильеры  богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды). В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь. В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Примексиканской низменности много нефти, природного газа, каменного угля. На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др. (Слайд 23).


 

Физкультминутка

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых


 

V. Обобщение и закрепление знаний

Проверить глубину понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, дать оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы.

1. Самостоятельная работа. Сравнение рельефа Северной и Южной Америки. Заполнение таблицы. (Таблица представлена в виде раздаточного материала на карточках).

Сравнение рельефа Северной и Южной Америки

 

Черты сходства

Черты различия

 

 

 

Поверка выполнения задания (Слайд 24)

Черты сходства

Черты различия

На западе материков тянутся молодые горы, на востоке Северной Америки - старые горы, в Южной Америке - плоскогорье);

Низменности в Северной Америке занимают меньшую площадь, чем возвышенности; в Южной Америке низменности занимают 2/3 поверхности материка

В центре расположены равнины.

Пояс гор на западе Южной Америки более узкий, чем в Северной Америке.

 

2. Отработка номенклатуры по теме урока.

- Назовите географические объекты и покажите их на карте.

  • Горы, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит (Кордильеры)

  • Низшая точка Северной Америки (Долина Смерти -86 м)

  • Низменность в Северной Америке. Окаймляет Атлантическое побережье США от Нью-Йорка до оконечности полуострова Флорида. (Приатлантическая низменность)

  • Горы на востоке материка (Аппалачи)

  • Высшая точка материка (г. Денали – Мак-Кинли, 6194 м)

  • Высшая точка г. Аппалачи (г. Митчелл, 2037 м)

  • Равнины внутренней части Северной Америки, в пределах которых имеются месторождения каменного, нефти и поваренной соли (Центральные равнины)

  • Обширная равнинная, наиболее низменная часть бассейна Миссисипи. Сформирована главной рекой материка Миссисипи и её крупнейшими притоками. (Миссисипская низменность)

  • Низменность в Северной Америке. Окаймляет побережье Мексиканского залива в США и Мексике (Примексиканская низменность)

  • Самые большие по площади равнины материка. (Центральные равнины).

  • Назовите низменность Северной Америки, названную именем реки? (Миссисипская).

Назовите низменность Северной Америки, названную именем залива? (Примексиканская).


 

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Высказывания детей.

Оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.


 

Предлагаю закончить следующие предложения.

- Сегодня на уроке я узнал(а)…

- На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным

открытием было …

- Мне понравилось…

- У меня вызвало затруднение…


 

VII. Подведение итогов урока.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.


 

Оцениваю работу учащихся на уроке, комментирую оценки.


 

Наш урок подошел к концу. Благодарю всех за работу.


 

VIII. Домашнее задание.

Закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету.

 

Записываю и поясняю: параграф 43, вопросы 1-3 на с. 133, обозначить на контурной карте формы рельефа и полезные ископаемые Северной Америки. (Слайд 25)


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку географии "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Алла Николаевна  h1104
03.03.2022 0 1792 193

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК