Конспект урока музыки "Построение и образное содержание музыкальных произведений"; 6 класс


Тема: Построение и образное содержание

музыкальных произведений.

(в 6 классе - 4 урок III четверти)

Цель: Познакомить и закрепить чёткую структуру сонатного allegro через образное содержание. Установить тесную связь между содержанием и построением музыкального произведения.

Задачи:

1. Образовательная - объяснить учащимся строение, особенности сонатной формы; дать определения таким понятиям как экспозиция, разработка, реприза; обобщить музыкальный опыт при слушании произведений В.А. Моцарта и Э. Грига. Познакомить с «Концертом для фортепиано с оркестром, 1 часть», учить самоанализу при усвоении учебного материала;

· Развивающая – развить умение слышать и анализировать музыкальные произведения, воспринимать контрасты музыкальных образов в музыке, различать их для прослеживания изменений в содержании музыкальной мысли; обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт.

· Воспитательная – воспитание грамотного, внимательного слушателя, умеющего правильно воспринимать и дифференцировать предложенный муз-й материал.

Содержание: принципы построения, формы «сонатное аллегро»

Требования к уровню подготовки учащихся:

Дети должны понимать специфику интонационного и драматического развития музыки.

Характеристика деятельности учеников: Беседа, слушание и анализ музыкального произведения, сопоставление образов, хоровое пение, закрепление нового материала.

Базовый музыкальный репертуар:

1. Л.В. Бетховен Увертюра « Эгмонт»

2. Э. Григ. «Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть»;

3. В.А. Моцарт. «Симфония № 40», I часть; Симфония № 41 (Юпитер), "Маленькая ночная музыка", Турецкий марш".

Песенный репертуар:

1) Э. Грига «Заход солнца», 1 куплет

2) «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

3) «Песня Сольвейг» 1 куплет

Термины: «Образное содержание» «Форма или построение», «Симфония», «Концерт», «Экспозиция», «Разработка», «Реприза».

Межпредметная связь с литературой и географией, математикой и геометрией. Отрывки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Ландшафт Норвегии.

Атрибуты и материалы: геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) на каждого ученика; 3 конверта, скотч, ножницы, звезда, раздаточный материал для постижения музыкального произведения, портреты В.А. Моцарта и Э. Грига

Работа с "сильными" школьниками: вопросы повышенной трудности.

Работа со "слабыми" учениками: использование геометрических фигур при разграничении 3-х этапов 1 части симфонии.

Современные формы работы:

ХАЙ ФАИВ (HighFive) - дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. Необходим для организационного момента.

Под зонтом (сплочение коллектива) – фронтальный приём.

Невидимые нити – для привлечения внимания и восстановления связи.

Квест-игра — это цепочка заданий, связанная между собой какой-либо тематикой, общей целью. Используется для последовательного раскрытия сложного учебного материала.

КОНЭРС (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. Либо из большего количества материала нужно выявить что-то одно общее.

(Сималтиниус Раунд Тэйбл (SimultaneousRoundTable) - это обучающая структура, позволяющая участникам производить взаимопроверку своих знаний; 4 участника в команде одновременно выполняют задание на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.)

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Мозговой штурм может быть коллективный и индивидуальный.

Правила работы в группе:

1 Думает каждый молча.

2. Обмениваемся ответами.

3. В команде работаем тихо.

4. Команда, которая готова, дает знак

5. Уважаем своего товарища. Работаем дружно!

Ход урока:

Ученики заходят в класс под музыку симфонии № 40 В.А. Моцарта 1 часть

Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

-Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте учитель!

- Прозвенел звонок!

- Начался урок!

Учитель: Наша сегодняшняя тема «Построение и образное содержание музыкальных произведений» имеет отношение к абсолютно любому уроку музыки, на котором она постоянно звучит, а так же тема имеет непосредственное отношение к таким музыкальным произведениям, которые стали шедеврами и входят в сокровищницу мирового искусства. Не зря поэты воспевают в своих одах жар искусства, который пламенно пылает в творениях мастера, когда меркнет смущённая действительность. Из разных стран стекаются паломники, чтобы лицезреть место, где писали шедевры и этот город охватывает немеркнущая слава!

Но изначально давайте поговорим с Вами, что мы слушали на прошлом уроке, и какое это имеет отношение к нашей сегодняшней теме?

Ответы детей: Тема: «Драматургическое развитие музыкальных образов», связывает наличие формы в увертюре Л.В. Бетховена «Эгмонт», присутствует содержание, которое развёртывается во времени; это содержание тесно переплетается с драматургией и от этого зависит характер исполнения музыкального произведения (правдивая картина жизни, интерес к бытовым сторонам жизни и типам людей, текст может подчёркивать острую драматическую кульминацию, которая придаёт напряжённость; углубление образов, конфликт в драматургии показан в непрерывном развитии и изменении, где проблемы могут быть обозначены в небольших кульминациях, а так же в длительном пребывании в одном эмоциональном состоянии.)

Учитель: Мы понимаем¸ что драматургия влияет на слушателя, его эмоциональное состояние и чувственный мир. Это остаётся в нашей памяти, потому что мы имели возможность представить характер героев и сюжетное развитие музыки.

Вопрос повышенной трудности: для чего композитор в своём произведении использует драматургию?

(чтобы показать всю сложность отношений и противоречий в сюжетной линии музыкального произведения)

Учитель: Имя композитора, чьи произведения Вы сейчас услышите, поможет нам более подробно познакомиться с темой урока, так как именно он писал музыку, досконально соблюдая структуру музыкального произведения, где даже кульминацию можно вычислить арифметически, считая такты, а музыкальная форма выдержанна в строгом классическом стиле.

Викторина из отрывков произведений В.А. Моцарта:

· «Маленькая ночная музыка»;

· «Турецкий марш» (форма рондо);

· «Симфония № 40»;

· «Симфония № 41» Юпитер.

(устные ответы детей, по окончании учитель демонстрирует портрет В.А. Моцарта)

Учитель:

Мы все знаем, что классическое построение симфонии – это 4 части, где 2-я часть всегда медленная и тихая, 3-я часть Менуэт или Скерцо (шуточка), в зависимости от замысла композитора, а 4-я часть – это финал.

Нас интересует именно 1-я часть 40-й симфонии В.А. Моцарта.

1-я часть состоит из 3-х разделов, которые необходимо не забыть записать в тетрадь. Наша задача найти их названия при помощи квест игры.

Дети ищут конверты по отрывкам из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1-ю зацепку даёт учитель:

«… открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись»

Дети ищут звезду.

(на звезду клеится скотчем слово «1 - ЭКСПОЗИЦИЯ», где даётся следующее задание: ищут конверт и читают

«… И ты печальная сидела, а нынче погляди …»

(дети на окне находят конверт со словом «2- РАЗРАБОТКА», тут же даётся последнее задание

«… под голубыми небесами,

Великолепными…»

(дети под компьютерным ковриком находят последнее слово из квест игры «3 – РЕПРИЗА» и записывают в тетрадь.

Проверка записей осуществляется по принципу работы в парах, где записи при необходимости корректируются.

Учитель подводит итог: Таким образом, Вы теперь знаете из чего состоит 1-я часть симфонии. Где

Экспозиция – это показ, описание двух разных музыкальных тем (образов).

(ГП — главная партия, ПП — побочная партия, СП — связующая партия, ЗП — заключительная партия); Разработка – развитие событий и отношений между темами (образами).

Реприза – повторение музыкальных тем, образов, которая может звучать в мажорном ладе, если экспозиция звучала в миноре.

- Давайте ещё раз прослушаем 1 часть симфонии № 40 и обозначим при помощи геометрических фигур, где начинается каждый раздел. А интонационное и драматическое развитие музыки поможет чётко разграничить её структуру.

Повторное слушание Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

- Какое понятие, эмоцию и идею Вы прочувствовали, слушая симфонию №40?ответы

Обобщающее слово учителя: Итак, мы чётко знаем построение 1 части симфонии, назовите все его составляющие. (ответы детей)

Дайте определение понятиям «симфония» и «концерт»

Ответы детей:

Симфония (от греч. - созвучие, благозвучное сочетание тонов) - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в середине 18 века.

Концерт (от лат. concerto - состязаюсь) - произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава и отдельных групп или соло.

Учитель: молодцы!

Теперь запомните, что Форма в музыке — воплощение в звуках содержания с помощью определённой структуры, системы элементов и их отношений, что и является построением всего музыкального произведения. Например: одночастное произведение, миниатюра, форма рондо, трёхчастное произведение, увертюра и т. д.

Образное содержание включает в себя 3 стороны - это предмет, эмоции и идеи чувства красоты и гармонии без которого нет искусства, которые возвышают человеческую личность. Примером может служить даже сиюминутное душевное состояние человека в произведении Л.В. Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша» или «Утреннее размышление» П.И. Чайковского из «Детского альбома».

А теперь вопрос повышенной трудности или со звёздочкой:

Что по Вашему должно быть во главе угла «Построение» музыкального произведения или понятие об «образном содержании»? (ответы детей)

- между содержанием и построением музыкального произведения всегда лежит тесная связь. Это как урок без учеников и их ответов.

Учитель: Наша задача перейти к следующему композитору. Мы перейдём к вокально – хоровой работе, исполним произведения, и вы скажете, кто автор этих произведений. Помните о качестве звука - это повлияет на окраску звучания.

Распевка: Сели ровно и выравниваем звук.

(таким образом, решаются задачи слушания друг друга, разогрева голосовых связок и применение дирижёрского жеста, который изменяет образное содержание и звуковую окраску: тихое и громкое исполнение звуков «Ш», «Щ», «Ф» - подражание звукам природы, где жил композитор – морского прибоя, звук ветра горах и в лесу).

Учитель: наша задача исполнить отрывки, которые я начну петь, а Вы определите автора музыкальных произведений.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП - используется для синтеза вокальных отрывков норвежского композитора Эдварда Грига. Мы исполняем хором (1 куплет) «Заход солнца», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», а так же «Песня Сольвейг» - повторение материала 4-го и 5-го класса.

Учитель демонстрирует портрет Эдварда Грига.

- Послушайте произведение Э. Грига «Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть. – произведение без программного содержания, поэтому только Ваше внимательное слушание откроет нам задумку автора.

Ученикам даётся задание на раздаточных опорных листах дать развёрнутый анализ музыкального произведения. В работе предлагается форма Раунд Тэйбл - ученики в команде по 4 человека одновременно выполняют задание на отдельных листах и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу для взаимопроверки.

Таким образом, этот листок возвращается педагогу. Чья команда закончит, покажите это таким жестом: взявшись за большой палец вместе, скажите «УРА!».

Ученики выбирают одного из группы и зачитывают письменные ответы на вопросы

Учитель использует форму работы КОНЭРС - «углы» для внесения дополнений и коррекции ответов. В данном виде дети активизируются сопоставляя данные своей группы и группы других учеников. Ответы могут совпадать или не совпадать.

Рефлексия:Учитель:

1) Из чего состоит 1 часть симфонии?

2) Каким термином можно назвать наш последний этап урока? (Реприза)

3) Составьте 2 вопроса к нашей теме, которые Вы можете задать в классе именно сейчас.

Приветствуется желание участвовать в мозговом штурме индивидуально, когда Вам у доски будут задавать вопросы по теме Ваши одноклассники.

4) Оцените свои старания по 10-тибальной системе на 5-ти этапах урока.

- усвоение признаков драматургии и его значения;

- выполнение домашнего задания: найти термины "симфония" и "концерт";

- умение ориентироваться в творчестве В.А. Моцарта и узнавать его произведения;

- качественное пение с учётом правил;

- участие в анализе музыкального произведения Э.Грига

Таким образом, сумма баллов укажет на Ваши достижения и то, чему Вы научились.

Например: 8+10+ 8+ 8+4 = 38, ставим запятую между цифрами и получаем 3,8 - округляем и получаем оценку "4".

Домашнее задание: продумайте, что характерно для музыки без программного содержания, когда части в музыкальном произведении не обозначены.

Выставление оценок.

Ученики выходят из класса под муз Э. Грига «Концерт для фор-но с оркестром» 1ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фамилия, имя ……………………………….... Дата:

Автор произведения ………………………...…

Название…………………………………….…..

 

Постижение музыкального произведения.

1. Выявление главного настроения:

· Какие чувства передаются в музыке?

· Испытал ли ты их или просто мысленно зафиксировал?

· Какие эпизоды понравились тебе больше всего?

 

2. Определение средств музыкальной выразительности:

(вычленение из общей ткани мелодии, темп, динамика, регистр, тембры, лад и др.)

 

3. Развитие художественного образа – умение слушателя передать словами то, что он слышит:

· Как произведение начинается?

· Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразитель-ти?

· Какой образ возникает в твоём сознании?

· Как он дальше развивается – плавно или с резкими контрастами?

· Как заканчивается это произведение?

· К чему привело развитие образа?

(поиск названия, продолжить незаконченное предложение, обращение к литературе, живописи, скульптуре со сходным эмоциональным состоянием)

 

4. Постижение главной идеи произведения:

· Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?

· Какая основная мысль владела им в процессе сознания?

· Что он хотел сказать людям своей музыкой?

· Почему автор назвал произведение именно так, а не иначе?

· Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением?

 

5. Образ автора или понимание позиции познается через осознание стилевых особенностей музыки композитора, который обобщается через его мироощущение, мировоззрение и эпохи, когда творил:

· Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора?

· В чём бы мог быть смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов?

· Каково отношение композитора к своим героям?

· Относится ли он к ним с симпатией, с юмором, состраданием или иронией?

 

6. Нахождение в произведение собственного личностного смысла:

· Какие события из твоей жизни напоминает эта музыка?

· Какие воспоминания и надежды она пробуждает?

 

· Что бы тебе хотелось сделать, прослушав эту музыку?


Полный текст материала Конспект урока музыки "Построение и образное содержание музыкальных произведений"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шкафар Виктория Валерьевна  Публикатор
04.10.2020 0 4081 310

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК