Конспект урока музыки "Построение и образное содержание музыкальных произведений"; 6 класс
Тема: Построение и образное содержание
музыкальных произведений.
(в 6 классе - 4 урок III четверти)
Цель: Познакомить и закрепить чёткую структуру сонатного allegro через образное содержание. Установить тесную связь между содержанием и построением музыкального произведения.
Задачи:
1. Образовательная - объяснить учащимся строение, особенности сонатной формы; дать определения таким понятиям как экспозиция, разработка, реприза; обобщить музыкальный опыт при слушании произведений В.А. Моцарта и Э. Грига. Познакомить с «Концертом для фортепиано с оркестром, 1 часть», учить самоанализу при усвоении учебного материала;
· Развивающая – развить умение слышать и анализировать музыкальные произведения, воспринимать контрасты музыкальных образов в музыке, различать их для прослеживания изменений в содержании музыкальной мысли; обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт.
· Воспитательная – воспитание грамотного, внимательного слушателя, умеющего правильно воспринимать и дифференцировать предложенный муз-й материал.
Содержание: принципы построения, формы «сонатное аллегро»
Требования к уровню подготовки учащихся:
Дети должны понимать специфику интонационного и драматического развития музыки.
Характеристика деятельности учеников: Беседа, слушание и анализ музыкального произведения, сопоставление образов, хоровое пение, закрепление нового материала.
Базовый музыкальный репертуар:
1. Л.В. Бетховен Увертюра « Эгмонт»
2. Э. Григ. «Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть»;
3. В.А. Моцарт. «Симфония № 40», I часть; Симфония № 41 (Юпитер), "Маленькая ночная музыка", Турецкий марш".
Песенный репертуар:
1) Э. Грига «Заход солнца», 1 куплет
2) «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,
3) «Песня Сольвейг» 1 куплет
Термины: «Образное содержание» «Форма или построение», «Симфония», «Концерт», «Экспозиция», «Разработка», «Реприза».
Межпредметная связь с литературой и географией, математикой и геометрией. Отрывки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». Ландшафт Норвегии.
Атрибуты и материалы: геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) на каждого ученика; 3 конверта, скотч, ножницы, звезда, раздаточный материал для постижения музыкального произведения, портреты В.А. Моцарта и Э. Грига
Работа с "сильными" школьниками: вопросы повышенной трудности.
Работа со "слабыми" учениками: использование геометрических фигур при разграничении 3-х этапов 1 части симфонии.
Современные формы работы:
ХАЙ ФАИВ (HighFive) - дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. Необходим для организационного момента.
Под зонтом (сплочение коллектива) – фронтальный приём.
Невидимые нити – для привлечения внимания и восстановления связи.
Квест-игра — это цепочка заданий, связанная между собой какой-либо тематикой, общей целью. Используется для последовательного раскрытия сложного учебного материала.
КОНЭРС (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. Либо из большего количества материала нужно выявить что-то одно общее.
(Сималтиниус Раунд Тэйбл (SimultaneousRoundTable) - это обучающая структура, позволяющая участникам производить взаимопроверку своих знаний; 4 участника в команде одновременно выполняют задание на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.)
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Мозговой штурм может быть коллективный и индивидуальный.
Правила работы в группе:
1 Думает каждый молча.
2. Обмениваемся ответами.
3. В команде работаем тихо.
4. Команда, которая готова, дает знак
5. Уважаем своего товарища. Работаем дружно!
Ход урока:
Ученики заходят в класс под музыку симфонии № 40 В.А. Моцарта 1 часть
Организационный момент:
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте учитель!
- Прозвенел звонок!
- Начался урок!
Учитель: Наша сегодняшняя тема «Построение и образное содержание музыкальных произведений» имеет отношение к абсолютно любому уроку музыки, на котором она постоянно звучит, а так же тема имеет непосредственное отношение к таким музыкальным произведениям, которые стали шедеврами и входят в сокровищницу мирового искусства. Не зря поэты воспевают в своих одах жар искусства, который пламенно пылает в творениях мастера, когда меркнет смущённая действительность. Из разных стран стекаются паломники, чтобы лицезреть место, где писали шедевры и этот город охватывает немеркнущая слава!
Но изначально давайте поговорим с Вами, что мы слушали на прошлом уроке, и какое это имеет отношение к нашей сегодняшней теме?
Ответы детей: Тема: «Драматургическое развитие музыкальных образов», связывает наличие формы в увертюре Л.В. Бетховена «Эгмонт», присутствует содержание, которое развёртывается во времени; это содержание тесно переплетается с драматургией и от этого зависит характер исполнения музыкального произведения (правдивая картина жизни, интерес к бытовым сторонам жизни и типам людей, текст может подчёркивать острую драматическую кульминацию, которая придаёт напряжённость; углубление образов, конфликт в драматургии показан в непрерывном развитии и изменении, где проблемы могут быть обозначены в небольших кульминациях, а так же в длительном пребывании в одном эмоциональном состоянии.)
Учитель: Мы понимаем¸ что драматургия влияет на слушателя, его эмоциональное состояние и чувственный мир. Это остаётся в нашей памяти, потому что мы имели возможность представить характер героев и сюжетное развитие музыки.
Вопрос повышенной трудности: для чего композитор в своём произведении использует драматургию?
(чтобы показать всю сложность отношений и противоречий в сюжетной линии музыкального произведения)
Учитель: Имя композитора, чьи произведения Вы сейчас услышите, поможет нам более подробно познакомиться с темой урока, так как именно он писал музыку, досконально соблюдая структуру музыкального произведения, где даже кульминацию можно вычислить арифметически, считая такты, а музыкальная форма выдержанна в строгом классическом стиле.
Викторина из отрывков произведений В.А. Моцарта:
· «Маленькая ночная музыка»;
· «Турецкий марш» (форма рондо);
· «Симфония № 40»;
· «Симфония № 41» Юпитер.
(устные ответы детей, по окончании учитель демонстрирует портрет В.А. Моцарта)
Учитель:
Мы все знаем, что классическое построение симфонии – это 4 части, где 2-я часть всегда медленная и тихая, 3-я часть Менуэт или Скерцо (шуточка), в зависимости от замысла композитора, а 4-я часть – это финал.
Нас интересует именно 1-я часть 40-й симфонии В.А. Моцарта.
1-я часть состоит из 3-х разделов, которые необходимо не забыть записать в тетрадь. Наша задача найти их названия при помощи квест игры.
Дети ищут конверты по отрывкам из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
1-ю зацепку даёт учитель:
«… открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись»
Дети ищут звезду.
(на звезду клеится скотчем слово «1 - ЭКСПОЗИЦИЯ», где даётся следующее задание: ищут конверт и читают
«… И ты печальная сидела, а нынче погляди …»
(дети на окне находят конверт со словом «2- РАЗРАБОТКА», тут же даётся последнее задание
«… под голубыми небесами,
Великолепными…»
(дети под компьютерным ковриком находят последнее слово из квест игры «3 – РЕПРИЗА» и записывают в тетрадь.
Проверка записей осуществляется по принципу работы в парах, где записи при необходимости корректируются.
Учитель подводит итог: Таким образом, Вы теперь знаете из чего состоит 1-я часть симфонии. Где
Экспозиция – это показ, описание двух разных музыкальных тем (образов).
(ГП — главная партия, ПП — побочная партия, СП — связующая партия, ЗП — заключительная партия); Разработка – развитие событий и отношений между темами (образами).
Реприза – повторение музыкальных тем, образов, которая может звучать в мажорном ладе, если экспозиция звучала в миноре.
- Давайте ещё раз прослушаем 1 часть симфонии № 40 и обозначим при помощи геометрических фигур, где начинается каждый раздел. А интонационное и драматическое развитие музыки поможет чётко разграничить её структуру.
Повторное слушание Симфонии № 40 В. А. Моцарта.
- Какое понятие, эмоцию и идею Вы прочувствовали, слушая симфонию №40?ответы
Обобщающее слово учителя: Итак, мы чётко знаем построение 1 части симфонии, назовите все его составляющие. (ответы детей)
Дайте определение понятиям «симфония» и «концерт»
Ответы детей:
Симфония (от греч. - созвучие, благозвучное сочетание тонов) - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в середине 18 века.
Концерт (от лат. concerto - состязаюсь) - произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава и отдельных групп или соло.
Учитель: молодцы!
Теперь запомните, что Форма в музыке — воплощение в звуках содержания с помощью определённой структуры, системы элементов и их отношений, что и является построением всего музыкального произведения. Например: одночастное произведение, миниатюра, форма рондо, трёхчастное произведение, увертюра и т. д.
Образное содержание включает в себя 3 стороны - это предмет, эмоции и идеи чувства красоты и гармонии без которого нет искусства, которые возвышают человеческую личность. Примером может служить даже сиюминутное душевное состояние человека в произведении Л.В. Бетховена «Ярость по поводу утерянного гроша» или «Утреннее размышление» П.И. Чайковского из «Детского альбома».
А теперь вопрос повышенной трудности или со звёздочкой:
Что по Вашему должно быть во главе угла «Построение» музыкального произведения или понятие об «образном содержании»? (ответы детей)
- между содержанием и построением музыкального произведения всегда лежит тесная связь. Это как урок без учеников и их ответов.
Учитель: Наша задача перейти к следующему композитору. Мы перейдём к вокально – хоровой работе, исполним произведения, и вы скажете, кто автор этих произведений. Помните о качестве звука - это повлияет на окраску звучания.
Распевка: Сели ровно и выравниваем звук.
(таким образом, решаются задачи слушания друг друга, разогрева голосовых связок и применение дирижёрского жеста, который изменяет образное содержание и звуковую окраску: тихое и громкое исполнение звуков «Ш», «Щ», «Ф» - подражание звукам природы, где жил композитор – морского прибоя, звук ветра горах и в лесу).
Учитель: наша задача исполнить отрывки, которые я начну петь, а Вы определите автора музыкальных произведений.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП - используется для синтеза вокальных отрывков норвежского композитора Эдварда Грига. Мы исполняем хором (1 куплет) «Заход солнца», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», а так же «Песня Сольвейг» - повторение материала 4-го и 5-го класса.
Учитель демонстрирует портрет Эдварда Грига.
- Послушайте произведение Э. Грига «Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть. – произведение без программного содержания, поэтому только Ваше внимательное слушание откроет нам задумку автора.
Ученикам даётся задание на раздаточных опорных листах дать развёрнутый анализ музыкального произведения. В работе предлагается форма Раунд Тэйбл - ученики в команде по 4 человека одновременно выполняют задание на отдельных листах и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу для взаимопроверки.
Таким образом, этот листок возвращается педагогу. Чья команда закончит, покажите это таким жестом: взявшись за большой палец вместе, скажите «УРА!».
Ученики выбирают одного из группы и зачитывают письменные ответы на вопросы
Учитель использует форму работы КОНЭРС - «углы» для внесения дополнений и коррекции ответов. В данном виде дети активизируются сопоставляя данные своей группы и группы других учеников. Ответы могут совпадать или не совпадать.
Рефлексия:Учитель:
1) Из чего состоит 1 часть симфонии?
2) Каким термином можно назвать наш последний этап урока? (Реприза)
3) Составьте 2 вопроса к нашей теме, которые Вы можете задать в классе именно сейчас.
Приветствуется желание участвовать в мозговом штурме индивидуально, когда Вам у доски будут задавать вопросы по теме Ваши одноклассники.
4) Оцените свои старания по 10-тибальной системе на 5-ти этапах урока.
- усвоение признаков драматургии и его значения;
- выполнение домашнего задания: найти термины "симфония" и "концерт";
- умение ориентироваться в творчестве В.А. Моцарта и узнавать его произведения;
- качественное пение с учётом правил;
- участие в анализе музыкального произведения Э.Грига
Таким образом, сумма баллов укажет на Ваши достижения и то, чему Вы научились.
Например: 8+10+ 8+ 8+4 = 38, ставим запятую между цифрами и получаем 3,8 - округляем и получаем оценку "4".
Домашнее задание: продумайте, что характерно для музыки без программного содержания, когда части в музыкальном произведении не обозначены.
Выставление оценок.
Ученики выходят из класса под муз Э. Грига «Концерт для фор-но с оркестром» 1ч.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фамилия, имя ……………………………….... Дата:
Автор произведения ………………………...…
Название…………………………………….…..
Постижение музыкального произведения.
1. Выявление главного настроения:
· Какие чувства передаются в музыке?
· Испытал ли ты их или просто мысленно зафиксировал?
· Какие эпизоды понравились тебе больше всего?
2. Определение средств музыкальной выразительности:
(вычленение из общей ткани мелодии, темп, динамика, регистр, тембры, лад и др.)
3. Развитие художественного образа – умение слушателя передать словами то, что он слышит:
· Как произведение начинается?
· Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразитель-ти?
· Какой образ возникает в твоём сознании?
· Как он дальше развивается – плавно или с резкими контрастами?
· Как заканчивается это произведение?
· К чему привело развитие образа?
(поиск названия, продолжить незаконченное предложение, обращение к литературе, живописи, скульптуре со сходным эмоциональным состоянием)
4. Постижение главной идеи произведения:
· Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?
· Какая основная мысль владела им в процессе сознания?
· Что он хотел сказать людям своей музыкой?
· Почему автор назвал произведение именно так, а не иначе?
· Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом, строчкой стихотворения, образным сравнением?
5. Образ автора или понимание позиции познается через осознание стилевых особенностей музыки композитора, который обобщается через его мироощущение, мировоззрение и эпохи, когда творил:
· Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора?
· В чём бы мог быть смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов?
· Каково отношение композитора к своим героям?
· Относится ли он к ним с симпатией, с юмором, состраданием или иронией?
6. Нахождение в произведение собственного личностного смысла:
· Какие события из твоей жизни напоминает эта музыка?
· Какие воспоминания и надежды она пробуждает?
· Что бы тебе хотелось сделать, прослушав эту музыку?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шкафар Виктория Валерьевна
→ Публикатор 04.10.2020 0 4081 310 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы