Методическое пособие "Особенности построения композиции при помощи основных средств художественной выразительности"


Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Приморский краевой художественный колледж»

 

 

 

Рассмотрено

на заседании ПЦК

отделения «живопись» Протокол №__от______г.

 

Председатель ПЦК Фомин А.Е.

 

 

Утверждено

Директор КГАПО «Приморский краевой художественный колледж»

 

 

Смыченко А.М.

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие 

«Особенности построения композиции при помощи основных средствхудожественной выразительности.»

 

по предмету «КОМПОЗИЦИЯ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

для 2 курса (III семестр)

отделение «живопись»

 

преподавателя профессиональных дисциплин

Медведевой Анастасии Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

 

    

 

 

 

      

  

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………...3

Предмет «Композиция и анализпроизведенийизобразительногоискусства». Основные средства художественной выразительности………………………….3

Динамика – зрительное впечатление движения…………………………………..6

Законы построения композиции…………………………………………………….6

Основные изобразительные средства………………………………………………8

Методика выполнения заданий. Последовательность этапов работы……......9

Заключение…………………………………………………………………………....11

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………...11 

Информационное обеспечение………………………………………………....…...12

Приложения…………………………………………………………………...………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данноепособиепредназначенодляпреподавателей и студентовотделения «живопись» и ориентированонаразвитиепрофессиональногомышления, уменияосознанноиспользоватьтеоретическиеположенияпри выполнении заданий по дисциплине «композиция и анализ произведений изобразительного искусства» на примере заданийIII семестра 2 курса. Студенты уже прошли вводный курс по композиции и имеют представление об общих понятиях и положениях данного предмета. Потому в этой авторской разработке основное внимание направлено на более подробное изучение определений и области использования средств изобразительной грамоты, законов построения композиции и средств художественной выразительности.

Основнаяформа обучения –композиционные эскизы на заданную тему,выполненныестудентом на основании натурных наблюдений подруководствомпреподавателя. Задачи композиционного эскиза могут иметь различные цели, которые определяются учебными заданиями, согласно рабочей программе по дисциплине «композиция и анализпроизведенийизобразительногоискусства».

В результате освоения учебной дисциплины студенты должны:

- понимать роль и значение композиции в создании произведений изобразительного искусства.

- сформировать, развить творческое мышление;

- применять знания перспективы, пластической анатомии;

- находить новые живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

- знать принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла.

-овладеть пластической грамотой в построении тематического эскиза;

- успешно использовать основные изобразительные техники и материалы;

- наблюдать, видеть, анализировать и обобщать явления окружающей действительности и органически сочетать с изучением закономерностей композиции;

 

Все выполненные задания (аудиторные и самостоятельные) должны просматриваться преподавателем в присутствии студентов и обсуждаться для выявления достижений и ошибок. Лучшие эскизы выставляются на итоговом семестровом просмотре.


 

Предмет «Композиция и анализпроизведенийизобразительногоискусства».Основные средства художественной выразительности.

Композиция как учебный предмет ставит своей целью: обучение, воспитание студентов в области композиции в изобразительном искусстве, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности.

Композиция является одним из важнейших элементов языка
изобразительного искусства, а язык всегда выражает существующую
объективную реальность. Следовательно, для композиции необходимы:
субъект выражения - художник, владеющий этим языком, и объект
выражения – тема, воплощенная через идею и замысел художника в
содержании. Тема является определяющим фактором, отражающим позицию
художника, его мировоззрения и взгляд на окружающий мир через призму
ощущений и переживаний тех или иных явлений и событий.
Результатом гармоничного сочетания и соединения этих категорий в
единый творческий процесс является композиция. С одной стороны - это чисто
конструкционное построение формы изображения (образа) на плоскости
картины при помощи материальных изобразительных компонентов:
предметно-пространственных, временных, структурных, колористических и
т.д., а с другой стороны – наделение этого изображения духовным смыслом,
сущностью и наполнение содержанием при помощи других компонентов –
идейных, смысловых, содержательных, эмоциональных и т.д.
В этом определении мы видим как бы несколько аспектов определения
сути композиции: с одной стороны – это структура, форма, изображение,
наиболее цельно выражающая идею и связывающая воедино замысел автора и
содержание, а с другой стороны – это процесс оптимального выбора приемов,
средств и способов деятельности для создания и расположения гармоничного,
выразительного изображения в пределах плоскости холста.
Выразительное соединение формы и содержания в единое целое -
художественный образ из многих составляющих изобразительных
компонентов.

Создание любого художественного произведения начинается с композиции, которая строится по законам визуального восприятия и является основой изображения. Композиция (от латинского compositio – соединение, сочетание, связывание) – одна из главных категорий изобразительного искусства, определяющая художественную форму и задающая разработку картины, рисунка, иллюстрации в соответствии с тем, как человеческий глаз воспринимает действительность.

 Композиция представляет собой костяк («скелет») произведения, отвечающий за грамотное размещение объектов в пространстве, правильное соотношение их размеров и конфигураций, а также гармоничное сочетание оттенков и светотеней. Соблюдение композиционных правил и законов является одним из главных секретов целостной и завершенной картины, в которой все элементы взаимосвязаны и подчинены единой идее.

При создании композиции используют типичный ряд средств художественной выразительности. Кратко рассмотрим каждое в отдельности:

Пропорции - представляют собой соотношение величин отдельных частей (элементов) композиции относительно целого произведения. Соблюдение пропорций имеет важную роль в композиции, потому что при соблюдении создается благоприятное соотношение для глаза зрителя. С увеличением одного элемента в несколько раз, по логике соответственно во столько же раз увеличивается и другой элемент, в противном случае мы наблюдаем нарушение соразмерности пропорций. Соотношения элементов формы это основа, на которой строится вся композиция.

Масштабпредставляет собой относительную характеристику величин предметов, это отношение размера изображения на картине, эскизе, к его действительному размеру в натуре.Масштабность понимается как соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеческой фигуре, пространству и предметам. Масштабность является качественной характеристикой, особенно в объемных и объемно-пространственных композициях. Каждый предмет имеет свой масштаб, но далеко не всегда можно говорить о его масштабности, соразмерности по отношению к чему либо.

Ритм - чередование соизмеримых элементов ка-кого-либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В соответствии с этим повторяемость элементов может быть статическая (метрическая) и динамическая (подвижная, развивающаяся).

Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Метрическое чередование элементов придает композиции устойчивость и уравновешенность.

Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов и интервалах между ними. В отличие от метрического ритма, строящегося по принципу одинаковости, динамический ряд строится по принципу разнообразия, он характеризуется более сложными, неравномерными пропорциональными изменениями.

Для достижения целостности художнику необходимо правильно использовать приемы построения композиции. Поиск гармонизации композиции основан на применении таких приемов, как контраст, нюанс, тождество, симметрия, асимметрия, статика, динамика.

Контраст (от франц. contraste — резкое различие, противоположность) — противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся качеств. Контраст — одно из важных выразительных средств пластических искусств. В декоративной композиции контраст является той воздействующей силой, которая определяет ее выразительность и может проявляться в различии форм, размеров, цвета, фактур, пропорций, степени объемности. Как композиционный прием контраст используют при создании мажорных, динамичных композиций.

Нюанс - это очень тонкое переходное состояние от контраста к подобию. Само понятие «нюанс» означает «отклонение», «едва заметный переход». В нюансных отношениях различия незначительны, сходство выражено даже сильнее, чем различие.

Симметрия - соразмерность, одинаковость в расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе (листья, цветы, строение животных и человека, кристаллы, снежинки и т.д.).

Асимметрия - это расположение элементов в композиции при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности решения. Главное условие цельности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность.

Статика - это состояние покоя, устойчивости, неподвижности. Статика характеризуется равновесием частей и элементов композиции. Статичная композиция всегда имеет явный центр, вокруг которого организуются другие элементы.

Динамика - приём, который характеризует композицию, в ней обязательно присутствует развитие, изменение, зрительное движение. В динамичной композиции последовательность восприятия зрителем ее элементов задается художником в соответствии с его замыслом. С помощью динамики можно выделить главное в композиции — композиционный центр.

 


 


 


 

Динамика - зрительное впечатление движения.

Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины. под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной»линии. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.

Если композиция характеризуется как динамичная,  то движение должно быть куда-то направлено, как и обычное, реальное движение. Ощущение направления движения достигается расположением и формой элементов композиции. В сложных композиционных построениях и движение должно быть сложное. Разные элементы и группы элементов двигаются по-разному. И характеристики их движений складываются и дают неповторимую целую картину.

Принципы динамического движения мы можем рассмотреть на примере картин художников:

Динамика в картине «Боярыня Морозова» Сурикова направлена в основной по прямой, справа налево, по диагонали.Приложение №1

Замкнутое движение по кругу в картине «Танец» Анри Матисса.Приложение №2

Фотогрфический эффект и движение вверх в картине Александра Дейнеки «Раздолье».Приложение №3

 

 

Законы построения композиции.

Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.

 

 

 

Закон целостности.

 

Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. В основе композиции должна лежать конструктивная идея -каркас развития сюжета.Неделимость композиции означает невозможность воспринимать её как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для качественного эскиза.

 

Закон контрастов.

Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей - теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом - красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным. Контраст - этоодновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.

 

Закон новизны.

Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ - это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется, прежде всего, в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям.

 

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом.

 

 

 

Основные изобразительные средства

 

Композиция может быть решена как живописными, так и графическими изобразительными средствами. К основным изобразительным средствам - линию, пятно, цвет и свет, светотень, фактуру (художественная техника).

С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.

 

Линия - главное выразительное средство графики и самое доступное. В природе человек не видит линий, в окружающем нас мире все объемно. Мы наблюдаем край видимой нам поверхности, и не можем видеть непосредственно границу объекта. Замыкая контур линией, мы уплощаем изображение.

Линия может обладать множеством художественно-выразительных возможностей. Может быть тонкой или широкой, плавной или «дрожащей», сплошной или прерывистой, с одинаковым нажимом или переменным – все это дает возможность, создать полноценное завершенное произведение, пользуясь только этим одним средством. Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу. Используя способ нанесения линий можно передавать психологические нюансы композиции.

 

Точка, как изобразительное средство графики – это графический акцент на плоскости, отпечаток точечного прикосновения карандашом, кистью или другими художественными инструментами. Без точки в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов. Точечное изображение строится на основе точек одинаковой или разной величин. Изображение зависит от выявленных в композиции свойств точек: расположения их на плоскости, относительного размера, силуэта формы, плоскости заполнения, яркости. Точечные изображения могут быть использованы в сочетании с линейными, штриховыми, тональными и цветовыми изображениями в плоскостной композиции.

 

Пятно - четкое очертание тоном (тоном называется некая степень светлости или темности какого-либо цвета) конкретного предмета на плоскости. Пятно – силуэтное изображение объекта. Пятна в произведениях бесконечно разнообразны по форме, цвету, тону, размеру, расположению и очертанию. Могут дополняться линеей, или же совсем отказаться от линий.

Тональное пятно может восприниматься как фронтальное к изобразительной плоскости или находящееся к ней под любым углом.

Система тональных или пятен, взятых с определенной насыщенностью в соответствии с натурой, называется тональными отношениями. Тональные отношения в натуре всегда богаче тональных отношений в изображении и передаются с помощью тонального масштаба. Его размер определяется, с одной стороны, белой основой (в натуре это самый яркий свет), с другой стороны, тем самым темным пятном в работе, силу которого выбрал сам художник, исходя из материала и своего решения. Если тональный масштаб недостаточный, то в изображении будет не хватать темного тона.

В отношении цветовых пятен важную роль играет такое понятие как коллорит, которое будет рассмотренно ниже.

 

Цвет и свет. Цвет наиболее аутентичное выразительное средство для живописи. В графике – это скорее дополнение. Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С его помощью можно подчеркнуть или ослабить отдельные элементы, соподчинить или объединить те элементы, которые не поддаются другим приемам соподчинения. Цвет может лепить форму и пространство за счет тепло-холодных отношений. Цветом можно корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы, он может играть значительную роль в достижении образности формы. С помощью цвета можно раскрыть некую сущность, обострить или сделать нейтральным характер формы, выявить масштабность, значительно усилить контраст. Экспрессия цвета, способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обуславливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи.

Существенную роль в живописи играет объединение цветов. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом. Обычно объединяются между собой те цвета, которые равны по светлотному тону и которые близки друг другу по цветовому тону. Когда цвета тонально объединены между собой, то замечается их качественное изменение, проявляющееся в особой звучности. Цвет, который выпадает из общей тональности, не согласован с ней, кажется несгармонированным, разрушает целостность живописного произведения. Цветовая композиция обеспечивает определённое колористическое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем.

 

Свет – неотделим от цвета, но теоретически его можно считать отдельным художественно-выразительным средством, присущим живописи. Светотень позволяет не только создать иллюзию объёмности изображений, передать степень освещения или затемнённости предметов, но и создаёт впечатление.

 

Художественная техника (фактура). Совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение. С помощью разных приемов работы одним или несколькими материалами можно передать многообразие предметов и поверхностей сделать изображение наиболее выразительным.

Так в рисунке штрих, дающий тональное пятно, сам может быть средством выразительности, так как способен давать различные фактуры. А в живописи характер нанесения краски (мазок) способствует пластической, объёмной лепке формы, передачи её материального характера и фактуры, в сочетании с цветом воссоздаёт колористическое богатство реального мира. На примере эскизов студентов (приложение №4) можно видеть, что характер мазка (гладкий, слитный или пастозный) способствует также созданию эмоциональной атмосферы произведения. Техника исполнения – выбор и художественное осмысление качеств и свойств материала.

 

Методика выполнения заданий. Последовательность этапов работы

 

При выполнении заданий обязательно самостоятельное выполнение натурных зарисовок согласно выбранной и утвержденной преподавателем темы. Работу над зарисовками с натуры студенты должны вести регулярно, большое значение для развития творческих навыков имеют ежедневные самостоятельные наброски и зарисовки с натуры. Они развивают у студентов наблюдательность, умение находить и фиксировать заинтересовавшие их явления в окружающей действительности, самостоятельно ставить себе творческие задачи. Использование смешанных техник и материалов при выполнения творческого задания дает возможность студентам наиболее полно решать учебные и творческие задачи.

Задания по композиции выполняются в следующей последовательности:

 

- Структурно-композиционного решение темы.

Эскизы–наброски небольшого размера, как правило, в два-три тона.Пример данного этапа в приложении №2. Студенты разрабатывают композиционные наброски опираясь на натурные зарисовки с пленэрной практики.

Таким образом студент находит сюжет и простую композиционную схему для дальнейшей работы над эскизом. Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции непростая задача. Один и тот же сюжет разные люди воспринимают по-разному и создают свою версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

 

- Уточнение композиционного построения эскиза и поиск колористического решения. Приложение №3. На данном этапе происходит поиск и выбор тех качеств, которые наиболее точно передают идею автора. Определяется каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции - по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета - слева направо, в глубину картины или как-то иначе.

 

- Пластическая характеристика главных масс. Реалистичность изображения, его буквальная достоверность – одна из основных задач обучения. Изучение пластических особенностей происходит в ходе рисования с натуры.

 

- Подчинение частностей поставленной цели. В ходе работы над эскизом ставится множество промежуточных задач, необходимо выделять основные направления работы, чтобы не отвлекаться от главных целей.

 

-Лучший эскиз выполняется в заданном учебной программой формате. Композиция выполняется в соответствие с продуманными в малом эскизе композиционным, колористическим и тоновым решениями.

Все этапы подкрепляются натурными этюдами, зарисовками и набросками.

В процессе работы, кроме вступительных бесед и устных указаний, важно опираться на вспомогательные методические средства: примеры композиции из методического фонда, художественные альбомы с классическими художественными произведениями и др. материалы.

 

 

 

Заключение

 

Целью изучения дисциплины«Композиция и анализпроизведенийизобразительногоискусстваявляется: овладение художественными средствами изображения формы, изучениеправил построения целостной, гармоничной композиции, развитие у учащихсяабстрактного, образного мышления и творческих способностей.

Большую роль в процессе обучения композиции играет анализ натуры, изучение аналогов творческих произведений художников. Наиболее важными аспектами освоения композиционных умений и навыков являются: понимание учащимися сущноститворческогопроцесса создания композиции, не только, как способа построенияграфическойили живописной работы, а как сложный мыслительный процесс.

После освоения определений основ композиции и рекомендаций, предложенных в авторской разработке студенты должны знать последовательность ведения работы над эскизом творческой композиции. От поиска сюжета и общей творческой идеи до максимально выразительного способа исполнения, выбора техники и общего стилевого направления. Данное учебное пособие дает возможность студентам закрепить теоретические основы изобразительной грамоты , получить навыки творческой работы в различных техниках графики и живописи. 

 

 

 

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий, в ходе которых он проводит индивидуальные консультации, просматривает и оценивает домашние работы студентов, проводит общие обсуждения работ студентов. 

 

В конце семестра проводится развеска работ, экзаменационная комиссия оценивает результаты работы по пятибалльной системе. Оценка результатов обучения определяется степенью решения поставленных задач.

 

Положительно оцениваются работы, в которых решены следующие задачи:

Разобраны основные тоновые и цветовые тепло-холодные отношения;

Грамотное композиционное решение;

Конструктивное, анатомически верное построение;

Соблюдены линейная и воздушно-пространственная перспективы;

Гармоничность колористического решения;

Соблюдена целостность общего изображения.

 

 

 

 

 

 

Информационное обеспечение


 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы. 

Основные источники: 

1. Кузин В.С.Психология живописи: Учебное пособие для вузов.-4-е изд., испр. – М.: Издательский дом  ООО «ОНИКИС 21 век», 2005.

2. Е.В. Шорохов. Композиция. М.: Просвещение, 1986.

3. Анисимов Н. Основы рисования. М., 1974

4. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - М.: Азбука-классика, 2001.

5. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002

 

6. Рисунок и живопись/Под ред. Кирцера Ю.М.- М.: Эксмо, 2000.

7.  Ростовцев Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М., 1982

 

8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1981.


 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложения


 

Приложение №1


 

 

«Боярыня Морозова» В.Суриков


 

 

«Танец» Анри Матисс.


 

 

«Раздолье» А. Дейнека


 


 

Приложение№2


 


 

 

Шукшина КристинаШукшина КристинаШукшина Кристина


 


 

 

Шукшина Кристина


 


 


 

 

Цыпылова Виктория Ковалева Анастасия


 


 


 


 


 

 

Ковалева Анастасия Ковалева Анастасия


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение№3


 

 

Ковалева Анастасия Шукшина Кристина


 


 

 

Ковалева АнастасияКовалева Анастасия


 


 


 


 


 


 

Приложение№4


 

 

Зазнобина Анастасия


 

 

Зазнобина Анастасия


 

 

Зазнобина Анастасия


 


 


 

 

Ковалева Анастасия Ковалева Анастасия


 

 

Шукшина Кристина


 

 

Ковалева Анастасия

16

 


Полный текст материала Методическое пособие "Особенности построения композиции при помощи основных средств художественной выразительности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Медведева Анастасия Анатольевна  Публикатор
01.12.2021 0 1996 194

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК